ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

2.1. Введение

Живопись в греческих рукописных книгах, в особенности при условии ее хорошей сохранности, — явление поразительное. Миниатюры, заставки, инициалы византийских кодексов отличает удивительная чистота красок, яркость и в то же время изысканность цветосочетаний, в свое время неоднократно отмечавшаяся В. Н. Лазаревым, находившим для этого не менее изысканные эпитеты — такие, например, как «свежие цвета клубники, чайной розы и ренклода» 1. Подобная характеристика относится, прежде всего, к искусству константинопольских мастеров XI в. — авторов «мелкомасштабных» миниатюр и орнамента в рукописях этого периода. Примером подобной живописной трактовки могут служить замечательные инициалы и миниатюры Псалтири РНБ, греч. 214 или Апостола греч. 2 из Научной библиотеки МГУ. Благодаря сочетанию красочного слоя с золотом, на листах пергамена возникают поразительные цветовые и световые эффекты. Как правило, книжные миниатюры этого периода выполнены на высоком техническом уровне, что, тем не менее, не исключает возникновения в них очагов разрушения, вызванных не всегда понятными причинами.

Многие памятники книжной живописи провинциального происхождения украшались художниками ремесленного уровня. Невысокие художественные качества их произведений часто отмечены низким технологическим исполнением, что выражается в многочисленных, иногда сплошных, осыпях красок. В частности, это относится к рукописям так называемой Чнкаго-Карахиссарской группы 2, датированным XII-XIII вв. Несколько кодексов из этой группы, в том числе такие известные памятники, как Евангелие РНБ, греч. 105 (Карахиссарское) и Никомидийское Евангелие (ЦБАНУ, ДА 25Л), реставрировались в разные годы в ГосНИИР.

В некоторых миниатюрах этих кодексов красочный слой осыпался почти полностью, обнажив первоначальный подготовительный рисунок, иногда с подмалевком. С подобными явлениями можно встретиться и в ранних памятниках — таких, как Трапезундское Евангелие X в. (РНБ, греч. 21, 21а), где сравнительно хорошо сохранившаяся живопись соседствует с листами, полностью утратившими красочный слой (илл. 1/1—4). Тем не менее, подобные — полностью или частично разрушенные — композиции привлекают и очаровывают современного зрителя, и связано это не только с обаянием древности, но и с эффектом красоты и свежести красочного слоя и даже его остатков, заставляющих строить догадки о первоначальном — неразрушенном — облике этих миниатюр.

Очевидно, что очарование византийской книжной живописи зависит от ряда факторов, среди которых не последнюю роль играют техническая и технологическая стороны ее исполнения: способы нанесения подготовительного рисунка, порядок наложения красочных слоев, а также сами краски, иначе говоря, пигменты и связующие, которыми пользовались византийские мастера.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.