ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ГЛАВА I. МАТЕРИАЛЫ ГРЕЧЕСКИХ КНИЖНЫХ ХУДОЖНИКОВ

1.1. Введение

Внешний облик византийского кодекса, определившийся окончательно, видимо, к IV-V вв., фактически оставался неизменным во все последующие времена существования греческих книгописных центров, т. е. и после падения Византийской империи — и мастерских Крита, Кипра, Венеции и др. За этот более чем тысячелетний период внешний вид западноевропейской книги (рукописной, а затем и печатной) претерпел множество изменений, выражающихся, в частности, в несколько утрированном подчеркивании функциональных элементов переплета. В этом отношении византийский кодекс производил совсем иное впечатление, являя собой объем обтекаемой формы, конструктивная сторона которого должна была быть скрыта от глаз читателя.

Внутри византийского книжного блока также доминировал своеобразный принцип «маскировки». Пергамен линовался (точнее, «продавливался») особым инструментом, чтобы линовка не бросалась в глаза, в то время как в западных манускриптах ее и не пытались скрыть: в XII—XIII вв. западноевропейские кодексы линовались серебряным или свинцовым штифтом, позднее — чернилами, не только темными, но и цветными. Сигнатуры в греческих рукописях обозначались сравнительно светлыми чернилами, как правило, в уголке на верхнем или нижнем поле; в западных рукописях, особенно в XIV-XV вв., рекламы превращались в своеобразный элемент декора листа: они выписывались каллиграфическим письмом, украшались филигранным орнаментом, обводились затейливой рамкой. То же самое относится к исправлениям в тексте: в западных кодексах ошибки вычеркивали, а исправления и пропуски не просто вписывали на полях, а обрамляли, подрисовывали черными н красными чернилами «указующий перст», иначе говоря, всячески фиксировали на них внимание читателя, в то время как византийские книгописцы старались сделать исправления как можно незаметнее, в основном стирая или смывая ошибки и нанося правильный текст или отдельные буквы поверх удаленных слов или букв.

Удивительный по красоте и свежести красочный слой византийского иллюстрированного кодекса имеет тенденцию к осыпям и полному исчезновению. Очевидно, это обстоятельство в значительной мере связано с технологическими свойствами материалов, использованных при изготовлении рукописей в средневековом греческом мире. В настоящее время догадки о причинах разрушений византийских рукописей, основанные на визуальных наблюдениях и более или менее случайных документальных свидетельствах, могут быть дополнены конкретными данными научных исследований — физико-химических и оптических. Но прежде необходимо остановиться на исторических сведениях о материалах средневековых книгописцев и художников.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.