ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Минкульт сказал «нет» «народной» реставрации - izvestia.ru

Аватар пользователя Inform
27
points

Общественники жалуются на потерю права самостоятельно спасать объекты культурного наследия
Архитектор-реставратор, член секции деревянной архитектуры научно-методического совета Минкультуры РФ Андрей Бодэ и представители нескольких российских общественных организаций готовят письмо в Министерство культуры с просьбой решить проблему сохранения уникальных деревянных церквей Русского Севера. Приказ № 1278 этого ведомства лишил их возможности самостоятельно заниматься спасением ветхих построек.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/6661...

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
31
point

Спасение спасению рознь, а потому за общественниками в любом случае нужен государственный надзор.
Вот , например, Успенская часовня (по документам 1871 г.) села Медведиха до реставрации:


А это она же  в процессе самодеятельной "реставрации" верующими общественниками:

по факту памятник уничтожен. Благими намерениями..... - далее знает каждый.

24
points

Невозможно не согласиться с автором публикации фотографий, что сделанное - безобразие. Однако я бы задал автору только один вопрос:
Вы вполне представляете себе как сегодня реставрируют под "государственным надзором"? Конечно я могу говорить только за те памятники, по которым знаю в деталях и могу это доказать, иначе меня могут обвинить во лжи.
К примеру Вы видели, как "Арт-реставрация" отреставрировалша надгробия героям войны 1812 года? Или в тот же год что с Триумфальной аркой сделал БалтСтрой? Или в те же годы БалтСтрой сделал с Ново-Иерусалимским монастырем?
Вы представляете, кто в названных мной организациях занимается реставрациях? У них, на момент исполнения названных работ, просто не было реставраторов. Под термином "реставраторы" я не подразумеваю регулярно сменяемые бригады по 40 человек из Западной Украины, которые по документам значились как реставраторы.
Просто один пример по Новому Иерусалиму, по которому у меня имеется оригинал проекта и я могу говорить не опасаясь, что меня обвинят во лжи:
- ЦНРПМ принимает у своего субподрядчика проект восстановления икон в шатре кувуклии, проверяет его и утвердив печатями и полдюжиной подписей, прилагает список исполнителей длиной около 20 человек, во главе с доктором наук, передает в минкульт.
- Минкульт проверяет проект, ставит подписи и печати и его отдает Заказчику.
- Заказчик проверяет его и утвердив выдает в работу Генподрядчику.
- Генподрядчик со своей стороны ... Ну прямо "... Бабка за Дедку ...".
Так вот. Вся приведенная мной госцепочка госконтроля - это сплошная фикция. Этот контроль в сумме со всеми другими обошлись бюджету памятника не один миллион рублей, но в реальности никто его не осуществлял: проект содержал на 1/3 граней шатра меньше, чем в натуре и, соответственно из 60 икон содержал проекты 40, что то же стоило денег. Представьте себе, что по причине ... (здесь я ограничусь многоточием так как сам лично не присутствовал при этих процессах, но хорошо о нем осведомлен) была допущена вопиющая ошибка, которая ни на одном этапе "госконтроля" не была выявлена.
Так как минкульт контролирует работы? А ни как. Очень емко на это мое замечание мне лично возразил руководитель Департамента Лицензирования минкульта: "Мы (Министерство культуры)", не имеем права вмешиваться в коммерческую деятельность". Остальное я опускаю.
Вы, "Птичка", спросите меня: "В чем мораль моей басни?". А я Вам отвечу: в ней все аморально: государство притворяется, что контролирует и регулирует процессы, проектные организации притворяются, что они делают научные проекты научной реставрации, а реставраторы притворяются, что они реставраторы и после них памятник остался памятником. В действительности никто в показанной мной цепочке о памятнике не думает. Для них все реставрация, это только способ дотянутся до БОЛЬШИХ государственных денег.
И последний пример, иллюстрирующий мое грубое "никто". ГосНИИР объявил о конференции по использованию электронной микроскопии в реставрации. Я под благовидным предлогом отказался от участия в не. Но на самом деле причины отказа очень просты. Это мероприятие нужно минкульту, чтобы легализовать расходы на технологию, в которой мы отстает от мировой практики ровно на 70 лет. Я этим методом лично занимались 45 лет назад и оставил его тогда, когда понял, что чтобы верно интерпретировать полученные данным методом результаты надо пару десятков лет и доступ к артефактам из самых различных материалов. То есть мне надо забросить реставрацию. Но важно другое. Надо к 70-ти прибавить 20. Итого, отставание - 90 лет. Я не хочу обсуждать такие смешно-грустные темы. Но у всего этого есть background. Минкульт надумал приобретать оборудование. Но к нему нужны люди, при чем не только с затратами на содержание, но и заграничные поездки с целью повышения квалицикации. А сама технология, это не просто электронный микроскоп. Это еще масса вспомогательного оборудования и материалы, помещения...
А может быть вместо расходов на загран-закупки, минкульту надо было бы не сокращать бюджет на науку в ГосНИИРе?
Повторю то. о чем говорил вначале. В этой цепочке госучастия в сохранении памятников о памятниках никто не думает. Только о ДЕНЬГАХ. Больших

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

27
points

Уважаемый Сергей Сергеевич!
К сожалению я представляю, как этот контроль ведется и что на данный момент в реставрации , особенно архитектурной, всем правит КОММЕРЦИЯ и ВЫГОДА. А еще бесконечные тендеры, конкурсы и аферисты, размножающиеся в геометрической прогрессии, которые выигрывают эти конкурсы, а затем гробят НАШИ памятники, вкладывая в них копейки, оставшиеся от распила...
Но я сейчас говорю не о них, а о вполне честных и по-своему добросовестных людях, которые вообще не знают что такое реставрация, а потому совершенно не понимающие всю полноту ценности попавшего в их руки памятника . Зато у них есть огромное желание творить, кое-какие деньги и великолепные организаторские способности. Свою работу они делают молча и быстро..и именно поэтому остановить их невозможно, а чаще всего просто поздно. ФЗ 73 и органы охраны памятников для них НЕ СУЩЕСТВУЮТ. ВООБЩЕ. Они о них либо совершенно не знают… а если и знают, то плюют на них и на государство, которое про эти памятники забыло, с высокой колокольни.
С точки зрения все тех же жителей с.Медведиха они свою церковь спасли и от разрушения, и от забывшего про нее государства. И это не единичный случай , причем с каждым годом подобных ситуаций станет только больше.
Проблема «народной реставрации» есть и ее однозначно нужно решать. Если группа людей хочет и может вложить в памятник собственные силы и деньги – пусть делают, но только делают как положено - с утвержденным органами охраны памятников проектом реставрации или противоаварийных работ , с профессиональным надзором , с фотофиксацией и полной отчетностью. Люди должны понимать, что они сохраняют для своих же потомков именно национальное достояние, а не свою личную собственность.
Другой вопрос в том, что эти самые органы охраны памятников попросту не готовы осуществлять поддержку подобных энтузиастов и  надзор за их работой в таких масштабах.. Они вообще ни к чему не готовы. По большому счету для них это лишняя и ненужная работа ..
--------------------------------------------
а вот и еще одно фото т.н. "народной реставрации" ( храм имеет статус ОКН) . Целью работ было максимальное воссоздание первоначального облика:

P.S. Конечно это утопия -  мечтать о хорошем и идеальном..,  но как бы хотелось чтобы ситуация в корне изменилась ..!

26
points

Уважаемая Птичка
Вы наверное очень хороший человек, так как смотрите на окружающее Вас пространство изначально позитивно. А я... Помните у Ибрагимбекова повесть "За все хорошее смерть"? Честно говоря я другого не видел.
По моей оценке, церковная реставрация никогда не будет "правильной реставрацией". Работая над Новым Иерусалимом мне пришлось много взаимодействовать со священниками разного уровня. Мне повезло, я общался с такими, как отец Борис, настоятель храма в Фили. Тонкий и осторожный на принятие решений человек. Мне помнится он даже чаще меня останавливал фантазеров из Экспертного совета. Или настоятель Ново-Иерусалимского монастыря, отец Феофилакт. Умный, горячий и тонкий человек. Но дело то в том, что всем им нужен храм. На Новом Иерусалиме так залили изразцы кремнеорганикой, что она катастрофически поменяла цвет. Но когда с ними говоришь, они искренне не понимают о чем ты. Вектор усилий реставратора и вектор усилий храмового служителя не совпадают. Осмелюсь предположить: никогда не совпадут. Помните мультик "Ноги, крылья, хвост"?
В этой связи меня очень беспокоит проблема передачи древних икон церквам. Одно мое полушарие понимает, что это совершенно справедливо в отношении той части, что в свое время была у церквей отобрана. А другое полушарие понимает, что церковь не волнует вопросы сохранения аутентичного контента. Много позже Солоухина, я немало поездил по Вологодской и Архангельской области. Видели ли Вы дровяной склад набитый деревянной скульптурой 18 века? А в Яренске, пьяница музейный сторож менял на бутылки бормотухи на рукописный Четьи Минеи, живописные иконы 18 века... Так беда в том, что не сторож "сволочь". Он заводил редких гостей города на чердак со всеми этими чудесами куда затащил все то, что комиссия списала! Я не поверил ему: в музее торговать музейного качества вещами. Как можно?! А на завтра мне руководство музея подтвердило, что списано и подлежит сожжению. А ведь в Советское время, как я помню, все было очень строго. Но это уже другая проблема - проблема глубинок. Опять позволю сете предположить - никогда вектор ментальности центральных охранительных, реставрационных и просто чиновничьих усилий не будет совпадать с ментальностью народа в глубинке.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.