ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Минкульт сказал «нет» «народной» реставрации - izvestia.ru

Аватар пользователя Inform
15
points

Общественники жалуются на потерю права самостоятельно спасать объекты культурного наследия
Архитектор-реставратор, член секции деревянной архитектуры научно-методического совета Минкультуры РФ Андрей Бодэ и представители нескольких российских общественных организаций готовят письмо в Министерство культуры с просьбой решить проблему сохранения уникальных деревянных церквей Русского Севера. Приказ № 1278 этого ведомства лишил их возможности самостоятельно заниматься спасением ветхих построек.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/6661...

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
21
point

Спасение спасению рознь, а потому за общественниками в любом случае нужен государственный надзор.
Вот , например, Успенская часовня (по документам 1871 г.) села Медведиха до реставрации:


А это она же  в процессе самодеятельной "реставрации" верующими общественниками:

по факту памятник уничтожен. Благими намерениями..... - далее знает каждый.

15
points

Невозможно не согласиться с автором публикации фотографий, что сделанное - безобразие. Однако я бы задал автору только один вопрос:
Вы вполне представляете себе как сегодня реставрируют под "государственным надзором"? Конечно я могу говорить только за те памятники, по которым знаю в деталях и могу это доказать, иначе меня могут обвинить во лжи.
К примеру Вы видели, как "Арт-реставрация" отреставрировалша надгробия героям войны 1812 года? Или в тот же год что с Триумфальной аркой сделал БалтСтрой? Или в те же годы БалтСтрой сделал с Ново-Иерусалимским монастырем?
Вы представляете, кто в названных мной организациях занимается реставрациях? У них, на момент исполнения названных работ, просто не было реставраторов. Под термином "реставраторы" я не подразумеваю регулярно сменяемые бригады по 40 человек из Западной Украины, которые по документам значились как реставраторы.
Просто один пример по Новому Иерусалиму, по которому у меня имеется оригинал проекта и я могу говорить не опасаясь, что меня обвинят во лжи:
- ЦНРПМ принимает у своего субподрядчика проект восстановления икон в шатре кувуклии, проверяет его и утвердив печатями и полдюжиной подписей, прилагает список исполнителей длиной около 20 человек, во главе с доктором наук, передает в минкульт.
- Минкульт проверяет проект, ставит подписи и печати и его отдает Заказчику.
- Заказчик проверяет его и утвердив выдает в работу Генподрядчику.
- Генподрядчик со своей стороны ... Ну прямо "... Бабка за Дедку ...".
Так вот. Вся приведенная мной госцепочка госконтроля - это сплошная фикция. Этот контроль в сумме со всеми другими обошлись бюджету памятника не один миллион рублей, но в реальности никто его не осуществлял: проект содержал на 1/3 граней шатра меньше, чем в натуре и, соответственно из 60 икон содержал проекты 40, что то же стоило денег. Представьте себе, что по причине ... (здесь я ограничусь многоточием так как сам лично не присутствовал при этих процессах, но хорошо о нем осведомлен) была допущена вопиющая ошибка, которая ни на одном этапе "госконтроля" не была выявлена.
Так как минкульт контролирует работы? А ни как. Очень емко на это мое замечание мне лично возразил руководитель Департамента Лицензирования минкульта: "Мы (Министерство культуры)", не имеем права вмешиваться в коммерческую деятельность". Остальное я опускаю.
Вы, "Птичка", спросите меня: "В чем мораль моей басни?". А я Вам отвечу: в ней все аморально: государство притворяется, что контролирует и регулирует процессы, проектные организации притворяются, что они делают научные проекты научной реставрации, а реставраторы притворяются, что они реставраторы и после них памятник остался памятником. В действительности никто в показанной мной цепочке о памятнике не думает. Для них все реставрация, это только способ дотянутся до БОЛЬШИХ государственных денег.
И последний пример, иллюстрирующий мое грубое "никто". ГосНИИР объявил о конференции по использованию электронной микроскопии в реставрации. Я под благовидным предлогом отказался от участия в не. Но на самом деле причины отказа очень просты. Это мероприятие нужно минкульту, чтобы легализовать расходы на технологию, в которой мы отстает от мировой практики ровно на 70 лет. Я этим методом лично занимались 45 лет назад и оставил его тогда, когда понял, что чтобы верно интерпретировать полученные данным методом результаты надо пару десятков лет и доступ к артефактам из самых различных материалов. То есть мне надо забросить реставрацию. Но важно другое. Надо к 70-ти прибавить 20. Итого, отставание - 90 лет. Я не хочу обсуждать такие смешно-грустные темы. Но у всего этого есть background. Минкульт надумал приобретать оборудование. Но к нему нужны люди, при чем не только с затратами на содержание, но и заграничные поездки с целью повышения квалицикации. А сама технология, это не просто электронный микроскоп. Это еще масса вспомогательного оборудования и материалы, помещения...
А может быть вместо расходов на загран-закупки, минкульту надо было бы не сокращать бюджет на науку в ГосНИИРе?
Повторю то. о чем говорил вначале. В этой цепочке госучастия в сохранении памятников о памятниках никто не думает. Только о ДЕНЬГАХ. Больших

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

15
points

Уважаемый Сергей Сергеевич!
К сожалению я представляю, как этот контроль ведется и что на данный момент в реставрации , особенно архитектурной, всем правит КОММЕРЦИЯ и ВЫГОДА. А еще бесконечные тендеры, конкурсы и аферисты, размножающиеся в геометрической прогрессии, которые выигрывают эти конкурсы, а затем гробят НАШИ памятники, вкладывая в них копейки, оставшиеся от распила...
Но я сейчас говорю не о них, а о вполне честных и по-своему добросовестных людях, которые вообще не знают что такое реставрация, а потому совершенно не понимающие всю полноту ценности попавшего в их руки памятника . Зато у них есть огромное желание творить, кое-какие деньги и великолепные организаторские способности. Свою работу они делают молча и быстро..и именно поэтому остановить их невозможно, а чаще всего просто поздно. ФЗ 73 и органы охраны памятников для них НЕ СУЩЕСТВУЮТ. ВООБЩЕ. Они о них либо совершенно не знают… а если и знают, то плюют на них и на государство, которое про эти памятники забыло, с высокой колокольни.
С точки зрения все тех же жителей с.Медведиха они свою церковь спасли и от разрушения, и от забывшего про нее государства. И это не единичный случай , причем с каждым годом подобных ситуаций станет только больше.
Проблема «народной реставрации» есть и ее однозначно нужно решать. Если группа людей хочет и может вложить в памятник собственные силы и деньги – пусть делают, но только делают как положено - с утвержденным органами охраны памятников проектом реставрации или противоаварийных работ , с профессиональным надзором , с фотофиксацией и полной отчетностью. Люди должны понимать, что они сохраняют для своих же потомков именно национальное достояние, а не свою личную собственность.
Другой вопрос в том, что эти самые органы охраны памятников попросту не готовы осуществлять поддержку подобных энтузиастов и  надзор за их работой в таких масштабах.. Они вообще ни к чему не готовы. По большому счету для них это лишняя и ненужная работа ..
--------------------------------------------
а вот и еще одно фото т.н. "народной реставрации" ( храм имеет статус ОКН) . Целью работ было максимальное воссоздание первоначального облика:

P.S. Конечно это утопия -  мечтать о хорошем и идеальном..,  но как бы хотелось чтобы ситуация в корне изменилась ..!

15
points

Уважаемая Птичка
Вы наверное очень хороший человек, так как смотрите на окружающее Вас пространство изначально позитивно. А я... Помните у Ибрагимбекова повесть "За все хорошее смерть"? Честно говоря я другого не видел.
По моей оценке, церковная реставрация никогда не будет "правильной реставрацией". Работая над Новым Иерусалимом мне пришлось много взаимодействовать со священниками разного уровня. Мне повезло, я общался с такими, как отец Борис, настоятель храма в Фили. Тонкий и осторожный на принятие решений человек. Мне помнится он даже чаще меня останавливал фантазеров из Экспертного совета. Или настоятель Ново-Иерусалимского монастыря, отец Феофилакт. Умный, горячий и тонкий человек. Но дело то в том, что всем им нужен храм. На Новом Иерусалиме так залили изразцы кремнеорганикой, что она катастрофически поменяла цвет. Но когда с ними говоришь, они искренне не понимают о чем ты. Вектор усилий реставратора и вектор усилий храмового служителя не совпадают. Осмелюсь предположить: никогда не совпадут. Помните мультик "Ноги, крылья, хвост"?
В этой связи меня очень беспокоит проблема передачи древних икон церквам. Одно мое полушарие понимает, что это совершенно справедливо в отношении той части, что в свое время была у церквей отобрана. А другое полушарие понимает, что церковь не волнует вопросы сохранения аутентичного контента. Много позже Солоухина, я немало поездил по Вологодской и Архангельской области. Видели ли Вы дровяной склад набитый деревянной скульптурой 18 века? А в Яренске, пьяница музейный сторож менял на бутылки бормотухи на рукописный Четьи Минеи, живописные иконы 18 века... Так беда в том, что не сторож "сволочь". Он заводил редких гостей города на чердак со всеми этими чудесами куда затащил все то, что комиссия списала! Я не поверил ему: в музее торговать музейного качества вещами. Как можно?! А на завтра мне руководство музея подтвердило, что списано и подлежит сожжению. А ведь в Советское время, как я помню, все было очень строго. Но это уже другая проблема - проблема глубинок. Опять позволю сете предположить - никогда вектор ментальности центральных охранительных, реставрационных и просто чиновничьих усилий не будет совпадать с ментальностью народа в глубинке.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.