ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Книжная миниатюра Византии всегда привлекала внимание многочисленных исследователей. Особый интерес у специалистов — кодикологов и историков искусства — постоянно вызывала и вызывает иконография и художественные качества греческой книжной живописи. Это относится в первую очередь к ранним иллюстрированным кодексам, а также к памятникам константинопольского искусства XI в., получившим обстоятельное освещение в специальной литературе. И только начиная с середины XIX столетия ученые стали активнее изучать более поздний материал — иллюминованные рукописи XII—XIII вв. и особенно кодексы палеологовского периода. Отличительным свойством греческой книжной живописи во все времена было ее удивительное цветовое богатство — была ли она исполнена в столичном скриптории или в отдаленном провинциальном монастыре, а многочисленные разрушения, характерные именно для византийской миниатюры, заставляют читателя или зрителя задуматься об их причине в той же мере, как почти идеальная сохранность французских иллюминованных рукописей XIII в. 1.

Обычно изучение средневековой книжной миниатюры в той или иной мере сопровождается исследованием «материальной» стороны изготовления кодекса, попытками восстановления методов работы средневековых книжных писцов и художников. На фоне публикаций монографий и статей — иногда весьма пространных, но касающихся в основном западноевропейских средневековых кодексов 2 — данные о технологии производства рукописных книг в греческих скрипториях приводятся крайне редко, они скудны и случайны. Объяснить это обстоятельство можно ничтожным числом сохранившихся соответствующих исторических источников, а косвенные сведения, которые можно было бы привлечь для выявления процессов византийского книгопроизводства, не всегда попадают в сферу внимания историков искусства или палеографов 3.

Почти полное отсутствие источников и рецептов по технике книжной живописи в Византии современные исследователи возмещают другими средствами, используя визуальные наблюдения, что иногда облегчается многочисленными осыпями красок. При этом применяются современные физико-оптические методы исследования (рентген, съемка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах), позволяющие увидеть множество особенностей, невидимых простым глазом; широко используются физические и химические методы лабораторного анализа пигментов, связующих и других материалов 4.

В идеале подобные исследования должны проводиться совместно специалистами в различных областях — историками искусства, палеографами, реставраторами, физиками, химиками, биологами, фотографами и т. д. Именно за такое сотрудничество при изучении рукописей высказывались известные исследователи в области кодикологии, такие как С. Дюфренн 5 и Ж. Леруа 6. Подобные — и достаточно

удачные — издания предпринимались у нас при публикации материалов, собранных при реставрации ряда средневековых рукописных памятников: французского Легендария из Библиотеки Академии наук 7, известного византийского памятника — Евангелия с Апостолом РНБ, греч. 101 8 и французской Библии XIII в. из собрания НБМГУ 9.

Естественно, степень и качество научно-технологических исследований зависят от возможностей реставраторов и ученых в определенный отрезок времени. Но в любом случае наиболее благоприятные условия для подобных исследований, касающихся и технологического, и художественного аспекта изучения книжной живописи, удается получить при разброшюровке рукописи, т. е. при ее реставрации. В тех редких случаях, когда такие исследования проводятся, результаты их часто остаются и пределах реставрационной документации и не всегда публикуются.

В ГосНИИР работа с греческими рукописными памятниками — их исследование и практическая реставрация — началась более 30 лет тому назад 10. Разработка методов реставрации, которой предшествовали и постоянно сопутствовали попытки проникновения в творческую мастерскую средневековых изготовителей книги, сочеталась с фото-оптическими исследованиями и физико-химическими методами определения пигментов, связующих, способов подготовки пергамена, а также материалов переплета. Эти исследования, проводившиеся при реставрации ряда известнейших византийских памятников из собраний Москвы, Петербурга, Киева, позволили сделать некоторые выводы о методах работы греческих изготовителей книги, и прежде всего — художников.

Каждая рукописная книга, поступающая на реставрацию в ГосНИИР, вначале должна пройти обстоятельное обследование, о ней собираются данные кодикологического порядка. Следует отметить, что круг исследователей, сперва ограниченный сотрудниками Института, постепенно расширился за счет участия в работе других специалистов, в первую очередь, историков искусства и палеографов. Результаты исследований публиковались в изданиях Института и в специальной периодической печати. При этом всегда использовалась возможность дать воспроизведение неизвестных или не опубликованных ранее миниатюр.

Итогом реставрационных и исследовательских работ над рукописными памятниками можно считать их экспонирование на выставках: переплетенные пергаменные кодексы или разброшюрованные листы, фрагменты с текстом и миниатюрами, а также переплеты и их фурнитура неоднократно выставлялись на реставрационных выставках, на специально организованных экспозициях, отражающих работу Отдела реставрации рукописей ГосНИИР 11, а также на выставках, посвященных византийскому искусству 12. Как правило, демонстрация памятников сопровождалась фотодокументацией, охватывающей различные стадии реставрационных процессов, а также данные визуальных и физико-химических исследований.

Обычно особый интерес представляет экспонирование разброшюрованных листов с миниатюрами из кодексов после реставрации перед их переплетом. Это дает возможность специалистам увидеть все миниатюры одновременно и создает уникальные условия для их сопоставления и соответствующих выводов. Таким образом демонстрировались листы с миниатюрами из Карахиссарского Евангелия (РНБ, греч. 105) на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Акафист Богоматери (ГИМ, Син. греч. 429) и Евангелие Левицкого

(Киев, ЦБАНУ)— в Государственном Историческом музее, Апостол Муз. 3648 (ГИМ) — в Государственной Третьяковской галерее 13.

К сожалению, выставки, проходившие только в Москве и Санкт-Петербурге, как и публикации Института о византийских рукописях, вышедшие на русском языке, остаются неизвестными большинству специалистов в области византийского искусства и кодикологии. Книга включает очерки о материалах и технике создателей византийских рукописных книге использованием данных, полученных при исследовании памятников, проходивших реставрацию в ГосНИИР, и каталог отреставрированных в Институте греческих рукописных книг и фрагментов, в который включены результаты исследований, краткие указания о принятых реставрационных мерах, а также приложения, где в ряде случаев приводятся полистные схемы тетрадей и подробные сведения о миниатюрах с технологической точки зрения.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.