ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Книжная миниатюра Византии всегда привлекала внимание многочисленных исследователей. Особый интерес у специалистов — кодикологов и историков искусства — постоянно вызывала и вызывает иконография и художественные качества греческой книжной живописи. Это относится в первую очередь к ранним иллюстрированным кодексам, а также к памятникам константинопольского искусства XI в., получившим обстоятельное освещение в специальной литературе. И только начиная с середины XIX столетия ученые стали активнее изучать более поздний материал — иллюминованные рукописи XII—XIII вв. и особенно кодексы палеологовского периода. Отличительным свойством греческой книжной живописи во все времена было ее удивительное цветовое богатство — была ли она исполнена в столичном скриптории или в отдаленном провинциальном монастыре, а многочисленные разрушения, характерные именно для византийской миниатюры, заставляют читателя или зрителя задуматься об их причине в той же мере, как почти идеальная сохранность французских иллюминованных рукописей XIII в. 1.

Обычно изучение средневековой книжной миниатюры в той или иной мере сопровождается исследованием «материальной» стороны изготовления кодекса, попытками восстановления методов работы средневековых книжных писцов и художников. На фоне публикаций монографий и статей — иногда весьма пространных, но касающихся в основном западноевропейских средневековых кодексов 2 — данные о технологии производства рукописных книг в греческих скрипториях приводятся крайне редко, они скудны и случайны. Объяснить это обстоятельство можно ничтожным числом сохранившихся соответствующих исторических источников, а косвенные сведения, которые можно было бы привлечь для выявления процессов византийского книгопроизводства, не всегда попадают в сферу внимания историков искусства или палеографов 3.

Почти полное отсутствие источников и рецептов по технике книжной живописи в Византии современные исследователи возмещают другими средствами, используя визуальные наблюдения, что иногда облегчается многочисленными осыпями красок. При этом применяются современные физико-оптические методы исследования (рентген, съемка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах), позволяющие увидеть множество особенностей, невидимых простым глазом; широко используются физические и химические методы лабораторного анализа пигментов, связующих и других материалов 4.

В идеале подобные исследования должны проводиться совместно специалистами в различных областях — историками искусства, палеографами, реставраторами, физиками, химиками, биологами, фотографами и т. д. Именно за такое сотрудничество при изучении рукописей высказывались известные исследователи в области кодикологии, такие как С. Дюфренн 5 и Ж. Леруа 6. Подобные — и достаточно

удачные — издания предпринимались у нас при публикации материалов, собранных при реставрации ряда средневековых рукописных памятников: французского Легендария из Библиотеки Академии наук 7, известного византийского памятника — Евангелия с Апостолом РНБ, греч. 101 8 и французской Библии XIII в. из собрания НБМГУ 9.

Естественно, степень и качество научно-технологических исследований зависят от возможностей реставраторов и ученых в определенный отрезок времени. Но в любом случае наиболее благоприятные условия для подобных исследований, касающихся и технологического, и художественного аспекта изучения книжной живописи, удается получить при разброшюровке рукописи, т. е. при ее реставрации. В тех редких случаях, когда такие исследования проводятся, результаты их часто остаются и пределах реставрационной документации и не всегда публикуются.

В ГосНИИР работа с греческими рукописными памятниками — их исследование и практическая реставрация — началась более 30 лет тому назад 10. Разработка методов реставрации, которой предшествовали и постоянно сопутствовали попытки проникновения в творческую мастерскую средневековых изготовителей книги, сочеталась с фото-оптическими исследованиями и физико-химическими методами определения пигментов, связующих, способов подготовки пергамена, а также материалов переплета. Эти исследования, проводившиеся при реставрации ряда известнейших византийских памятников из собраний Москвы, Петербурга, Киева, позволили сделать некоторые выводы о методах работы греческих изготовителей книги, и прежде всего — художников.

Каждая рукописная книга, поступающая на реставрацию в ГосНИИР, вначале должна пройти обстоятельное обследование, о ней собираются данные кодикологического порядка. Следует отметить, что круг исследователей, сперва ограниченный сотрудниками Института, постепенно расширился за счет участия в работе других специалистов, в первую очередь, историков искусства и палеографов. Результаты исследований публиковались в изданиях Института и в специальной периодической печати. При этом всегда использовалась возможность дать воспроизведение неизвестных или не опубликованных ранее миниатюр.

Итогом реставрационных и исследовательских работ над рукописными памятниками можно считать их экспонирование на выставках: переплетенные пергаменные кодексы или разброшюрованные листы, фрагменты с текстом и миниатюрами, а также переплеты и их фурнитура неоднократно выставлялись на реставрационных выставках, на специально организованных экспозициях, отражающих работу Отдела реставрации рукописей ГосНИИР 11, а также на выставках, посвященных византийскому искусству 12. Как правило, демонстрация памятников сопровождалась фотодокументацией, охватывающей различные стадии реставрационных процессов, а также данные визуальных и физико-химических исследований.

Обычно особый интерес представляет экспонирование разброшюрованных листов с миниатюрами из кодексов после реставрации перед их переплетом. Это дает возможность специалистам увидеть все миниатюры одновременно и создает уникальные условия для их сопоставления и соответствующих выводов. Таким образом демонстрировались листы с миниатюрами из Карахиссарского Евангелия (РНБ, греч. 105) на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Акафист Богоматери (ГИМ, Син. греч. 429) и Евангелие Левицкого

(Киев, ЦБАНУ)— в Государственном Историческом музее, Апостол Муз. 3648 (ГИМ) — в Государственной Третьяковской галерее 13.

К сожалению, выставки, проходившие только в Москве и Санкт-Петербурге, как и публикации Института о византийских рукописях, вышедшие на русском языке, остаются неизвестными большинству специалистов в области византийского искусства и кодикологии. Книга включает очерки о материалах и технике создателей византийских рукописных книге использованием данных, полученных при исследовании памятников, проходивших реставрацию в ГосНИИР, и каталог отреставрированных в Институте греческих рукописных книг и фрагментов, в который включены результаты исследований, краткие указания о принятых реставрационных мерах, а также приложения, где в ряде случаев приводятся полистные схемы тетрадей и подробные сведения о миниатюрах с технологической точки зрения.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.