ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Памяти Евгении Эдуардовны Гранстрем

Предлагаемая работа основана на исследовании ряда греческих рукописей, прошедших реставрацию в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Итогом более чем тридцатилетней практики в этой области явились реставрационные паспорта с многочисленными кодикологическими и технологическими данными, большой фотоархив и научные отчеты по темам, связанным с различными аспектами изучения греческих рукописных книг, проходивших полную или частичную реставрацию в Институте. Обобщение этого материала и явилось задачей авторов работы, тем более, что ни одного аналогичного труда в этой области пока не опубликовано.

Изначально важнейшим обстоятельством при изучении техники и технологии средневековых мастеров книжного искусства явилось постоянное и тесное взаимодействие научных сотрудников Института с реставраторами-практиками. Поэтому, наряду с использованием литературных источников, визуальным изучением кодексов и объективными научными исследованиями их материалов, авторы получали сведения непосредственно от реставраторов — мастеров высшей квалификации Г. 3. Быковой (живопись и пергамен) и Ю. Ф. Серова (переплет).

Основными авторами текста монографии являются доктор искусствоведения И. П. Мокрецова и кандидат физико-математических наук М. М. Наумова; разделы по исследованию пергамена и связующих материалов подготовлены химиком-технологом кандидатом культурологии В. Н. Киреевой. Каталог составлен научным сотрудником Института искусствознания Э. Н. Добрыниной при участии доктора исторических наук Б. П. Фонкича; приложения к каталожным описаниям с данными исследований рукописей выполнены И. П. Мокрецовой и М. М. Наумовой.

Исследование византийских рукописных памятников происходило фактически параллельно с реставрационными процессами, что предусматривало постоянное взаимодействие реставраторов-практиков с научными сотрудниками. Поэтому, помимо Г. 3. Быковой и ныне покойного Ю. Ф. Серова, необходимо указать имена других специалистов, принимавших участие в реставрации византийских рукописен в период их пребывания в ГосНИИР. Это — Ю. С. Финогенова, И. Н. Быкова, Н. Ф. Паламарь, О. Р. Осипова, Н. Л. Петрова, М. А. Волчкова, Т. Б. Рогозина; имена всех реставраторов (в том числе молодых, работающих в настоящее время в ГосНИИР, и реставраторов из других учреждений, принимавших участие в работе над конкретными памятниками) указаны в предисловии к Каталогу. Надо отметить, что практическая деятельность реставраторов была бы невозможна без постоянной помощи со стороны уже ушедших от нас химиков-технологов А. В. Ивановой и А. Р. Марготьевой. Важное место в исследованиях рукописных книг заняла деятельность научных сотрудников различных специальностей, работавших или продолжающих работать в Институте, ныне здравствующих или уже ушедших: химика З. М. Желнинской, физиков и рентгенологов А. Л. Дуба, М. П. Виктуриной,

В. А. Иванова, биологов кандидатов биологических наук Н. Л. Ребриковой, Г. А. Зайцевой, доктора искусствоведения Ю. И. Гренберга. Фотографии рукописей были исполнены различными специалистами, работавшими в разные годы во ВЦНИЛКР — ВНИЙР — ГосНИИР. Надо подчеркнуть, что съемка рукописных книг для реставрационных целей, т. е. для выявления тех или иных деталей или повреждений пергаменного блока, живописи, переплета, отличается определенной спецификой, которую не всегда удается уловить даже высококвалифицированным фотографам. Но многие фотографии из нашего архива, если не большинство, выполнены на высоком профессиональном уровне. Их авторы — Е. А. Степанов, Д. Бородин, Г. Л. Красильников, А, А, Плевако, Ю. К. Ахметзянов, А. А, Михайлов.

Особый интерес к технологическим и кодикологическим штудиям, проводившимся в Институте, проявляли сотрудники сектора древнерусского и византийского искусства Института искусствознания, особенно О. И. Подобедова, много лет возглавлявшая этот сектор. Результатом этой работы стали доклады и публикации сотрудников ГосНИИР, посвященные византийским рукописным памятникам в изданиях Института искусствознания.

Вообще же ни исследовательская, ни реставрационная работа над византийскими рукописными памятниками в нашем Институте не была бы возможна без постоянного внимания и заботы со стороны хранителей и сотрудников отделов рукописей наших крупнейших собраний. Это — Е. Э. Гранстрем и ее молодые коллеги, Е. В. Афанасьева, Е. М. Шварц и В. Н. Загребин, заменившие Евгению Эдуардовну на посту хранителя греческих рукописей в Государственной Публичной (ныне — Российской Национальной) библиотеке после ее ухода, а также заведующая читальным залом Отдела рукописей РНБ Н. Б. Рогова; Л. Н. Скалыгнна и Л. В. Тиганова из Российской Государственной библиотеки (в прошлом — Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина); И. А. Балакаева из Российского Государственного архива древних актов; научные сотрудники Отдела рукописей Государственного Исторического музея Л. М. Костюхнна, Э. В. Шульгина, Т. В. Дианова. Ю. А. Грибов; Н. П. Визирь — бывший заведующий Отделом рукописей Центральной Научной библиотеки Академии наук Украины в Киеве и, как правило, все сотрудники отделов рукописей, с которыми нам приходилось иметь дело. Необходимо упомянуть также Л. Г. Колесникову —хранителя Севастопольского музея-заповедника; бывшего хранителя Отдела рукописей Ватиканской библиотеки П. Канара, который любезно предоставил авторам возможность ознакомиться с рядом знаменитейших византийских кодексов из собрания Ватикана; греческого реставратора и историка переплетов К. Хулиса и реставратора из США А. Квандт, охотно поделившихся своими сведениями по технологическим исследованиям греческих рукописей, а также зарубежным коллегам, книги и статьи которых, иногда неожиданно, оказывались весьма полезными в нашей работе, — Франсуа Аврилю, Виллен Кларк, Алисе Коэн-Мушлин, Ярославу Фольде, Джеймсу Мэрроу. Особую признательность авторы выражают известному историку византийского искусства О. С. Поповой, бывшей заведующей Отделом рукописей ГИМ Е. И. Серебряковой, художнику-реставратору Г. З. Быковой, прочитавшим нашу рукопись целиком и сделавшим при этом ряд существенных замечаний, а также известному историку средневекового переплета профессору Я. Ширмаи, ознакомившемуся еще в рукописи с главой 4 («Переплет византийских рукописей»). Большую помощь на заключительных этапах работы над рукописью

книги (в первую очередь при работе с компьютером) оказали молодые сотрудники Отдела реставрации рукописей ГосНИИР А. В. Захарова и М. Ю. Филиппов, а также художники-реставраторы И. В. Крайпе, С. А. Гуркина и Е. Г. Соловьева, исполнившие для этого издания чертежи и схемы переплетов и их деталей. Коллектив авторов выражает глубокую признательность Л. А. Коробенко за квалифицированную помощь в подготовке издания, Р. И. Михайловой за ряд полезных замечаний английского перевода монографии, Эвелине Ране за сведения о судьбе рукописей ф. 1607 из РГАДА.

Издание книги не могло быть осуществлено без финансовой поддержки фонда Сороса «Культурная инициатива», Президентского гранта Министерства культуры Российской Федерации и Российского фонда фундаментальных исследований — организаций, которым авторы и составители книги выражают самую искреннюю благодарность.

Первоисточник: 
Материалы и техника византийской рукописной книги. И. П. Мокрецова М. М. Наумова В. Н. Киреева Э. Н. Добрынина Б. Л. Фонкич. М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.