ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Зеленая или Голубая?

Аватар пользователя Сергей Сергеевич
Сергей Сергеевич Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

К вопросу о цвете поливной архитектурной глазури на солях меди

На протяжении многих веков, в самых различных странах, в системе декорации архитектурных сооружений изразцами и кашинной (также поливной) мозаикой, в качестве фоновых цветов использовали синий (на основе соединений кобальта) и голубой (на основе соединений меди). То есть эта пара является самой распространенной и легко узнаваемой в архитектурном изразцовом декоре. Однако, как я уже писал прежде, при воссоздании изразцового убранства Ново-Иерусалимского монастыря, ЦНРПМ, генпроектировщиком, была допущена грубая ошибка в выборе цвета поливы на солях меди. Вместо голубого цвета, все воссозданные изразцы оказались окрашены в зеленый цвет. Никакие увещевания, примеры и аргументы, доступные мне на тот период, не позволили спасти памятник от очередной ошибки проектанта: монастырь периода после реставрации стал резко отличаться по цвету от монастыря периода до реставрации: вместо аутентичного бело-голубого он стал новодельным бело-зеленым. Обоснование архитектора-проектировщика, вы не поверите, "цвет изразцов выгорел на солнце", я комментировать отказываюсь. Казалось бы очевидно, что краски, полученные на основе медных соединений должны иметь зеленый цвет. Взять хотя бы наиболее простой и наиболее древний пример столь нелюбимой в 17 веке краски – медянки. Или цвет малахита, типичного минерала медного происхождения. Однако бирюза (также минерал на основе соединений меди) имеет в массе голубой цвет (впрочем, встречаются камни синего цвета). Средневековые архитектурные изразцы от Индийского океана до Атлантического также тотально окрашены в голубой цвет. В чем дело? Каков в действительности цвет изразцов древности: зеленый или голубой? На второй вопрос я дал ответ, который неустанно повторяю последние лет 10: цвет нужно измерять инструментальными методами, а не оценивать на глаз. Особенно мужской. Хорошо известно, что среди мужчин дефекты восприятия цвета встречаются в 40 раз чаще чем у женщин. Первая организация, которая отказалась от инструментального подхода была именно ЦНРПМ. Затем последовало минкультуры, которое окончательно узаконило ошибку проектанта и разделяет с ЦНРПМ ответственность за нее, ГосНИИР, который в стране считается научной организацией, учреждения охраны памятников ... Список немалый. Настоящая публикация отвечает на первый вопрос и ориентирована на реставраторов и историков искусства.

В России 17 века глазури изразцов на соединениях меди окрашивались в 2 совершенно различных цвета: 1. зеленый и

голубая глазурь

2. голубой

голубая глазурь

Искусствоведы нередко неверно трактуют термин «муравленые» как характеристику цвета поливы изразцов, подразумевая зеленый цвет травы. Однако в документе, имеющем прямое отношение к деятельности патриарха Никона (середина 17 века), имеется упоминание 2-х печей, отправленных в Тверь: «муравленые […] с розными красками». То есть семантически термин «муравленый» отсылает не к цвету поливы, а к изобразительным мотивам полихромно раскрашенных рельефов «травы», «растительных побегов» и пр. Первый, монохромный, зеленый вариант окраски глазури медными соединениями, характерен для печных изразцов, второй, полихромный – для изразцов архитектурного убранства. Нас, как это было заявлено, интересуют изразцы второй группы.

Исследуя динамику изменения параметров цветовых оттенков в смесях красок, я установил любопытный феномен, характерный именно для медных красителей в смесях с белым красителем. Ниже приведена зафиксированная палитра разбела краски на медных соединениях с белой краской (зеленые краски могут иметь различную природу, например, органической синтетики, хрома и лаки натурального происхождения). Смешивание производились от 0% примеси белой краски до 100% с шагом 5%, а измерения осуществлялись с шагом 1%. То есть всего 21 измерение.

Turquoise_выкрасы от 0 до 100% с шагом 5%

Не смотря на наглядность данной растяжки, в численном виде зарегистрированная последовательность выглядит более понятно:

Таблицы

В первой строке расположены исходные параметры медной краски: Цветовой тон 168 градусов, Насыщенность 100% и всего 4% Яркости. 168 градусов – это типичная зеленая (!) область цветовой гаммы. Однако, как мы видим из таблицы, уже при добавлении 5% белой компоненты (PW6) цветовой тон меняется на 176% и потом еще немного увеличивается до 178%. А вот это уже пограничная область между зеленой и синей части спектра. То есть то, что в русском языке называется «голубой цвет». Замечу, что в международной колористике такое семантическое выделение узкой области не принято и синие и голубые оттенки называется одним словом Blue. Но в русском языке «голубым» называют две различные группы цветовых оттенков: 1. те, что расположены, согласно детской считалочке о фазане, между словами «знать» и «спрятался/сидит» и 2. те, что являются светлыми оттенками синего цвета.

В последней строке таблицы расположены параметры цвета белой компоненты: Цветовой тон – 60 (область оранжево-желтых оттенков), чрезвычайно низкая Насыщенность – 1% и одновременно очень высокой Яркостью – 98%.

Согласно опубликованной таблице, в целом изменения в Тоне и Насыщенности происходят очень медленно, а вот начало и конец последовательности характеризуются резким подъемом и резким спадом. И вся монотонная часть выглядит вполне зеленой. Посмотрим, как эти закономерности отображаются на диаграммах параметров цвета.

Turqupise_диаграмма цветового тона

Красной линией представлен график изменения Цветового тона красочной смеси. Для удобства читателей, в точках измерений проставлены полученные численные значения, которые читатель можно найти на опубликованной выше таблице. Синим пунктиром здесь и в последующих диаграммах воспроизведен график увеличения белой компоненты в красочной смеси.

Turqupise_диаграмма насыщенности

На данной диаграмме отображена зависимость Насыщенности от процента добавки в красочную смесь белой компоненты.

Turqupise_диаграмма яркости

Последняя диаграмма демонстрирует зависимости Яркости красочной смеси от количества белого красителя.

Еще раз напомню уже сказанное: такое поведение цвета (выше я его назвал «феноменальным») красочной смеси моно-красителя с белой компонентой не характерно более ни для одного другого красителя: основная часть оттенков, при изменении количества белой компоненты смеси, меняются очень слабо в диапазоне от 10 до 80 процентов.

Теперь обратим внимание, что не смотря на добавление белой краски Яркость смеси начиная с 10% добавления белой сначала падает с 38% до 32%, а затем, начиная с 50% добавки белой компоненты, начинает относительно линейный рост вплоть до 80% после чего кривая начинает напоминать гиперболическую кривую, а после 95% линейно устремляется к своему максимуму. Проще, но подробным образом ведут себя кривые диаграмм Цветового тона и Насыщенности в районе 95% насыщения смеси белой краской. Это обязывает нас более подробно исследовать крайнюю область диаграмм до левого перегиба и после правого.

Turquoise_выкрасы от 1 до 10% с шагом 1%_2

Как мы видим из данной диаграммы, у которой шаг прироста добавок белой компоненты составляет 1%, до 10% добавки белой краски рост Яркости происходит практически линейно. Но между 9 и 10% рост прекращается, график претерпевает перелом, после которого начинается небольшое уменьшение параметра (смотри предыдущую диаграмму).

Теперь изучим правую часть диаграммы. Здесь измерения с шагом 1% были произведены в диапазоне от 80 до 100%

Turquoise_выкрасы от 80 до 100% с шагом 1%_2

Как хорошо видно из диаграммы, на выбранном участке отмечается нелинейный рост яркости смеси, но после измерения на 99% (соответствует пределу точности измерения доступным в настоящее время – 1%) мы опять наблюдаем перегиб графика и резкий рост значений Яркости в интервале от 99 до 100% содержания белой краски: от 78 до 98 процентов.

В итоге мы получаем следующую картину поведения медного красителя:

· Даже небольшое, в объеме 10%, добавление в краску белого компонента смещает цветовой тон микса из области пограничных зеленых оттенков в область пограничных синих оттенков, то есть занимает промежуточное положение, которое принято называть «голубым тоном».

· Однако в области низких значений Яркости, которые держатся таковыми в смеси медного зеленого и белого красителей и вплоть до 90%, наш глаз воспринимает темно-голубой оттенок как зеленый и только при высоких значениях Яркости глаз воспринимает цвет красочного микса как «голубой тон».

Искажения в восприятии цвета при невысоких значениях параметра Яркость нам хорошо известны под названиями «коричневые». Именно по этой причине бывает светлокоричневых цветовых оттенков, как не бывает источников света коричневого цвета. При определенной пороговой Яркости желтые и оранжевые цветовые оттенки нам кажутся коричневыми оттенками. Для голубых оттенков такой порог характеризуется очень высокими значениями Яркости.

А теперь подведем некоторые итоги:

1. Поскольку Цветовой тон принято характеризовать при максимальных значениях Яркости, а в нашем случае это 99%, то цветовые оттенки выше 170 градусов являются голубыми.

2. Измерения параметров цвета у аутентичных изразцов никоновского периода устойчиво давало цветовой тон в районе 177-179 градусов, то есть в переходном диапазоне между зелеными и синими цветовыми оттенками. То есть в диапазоне голубых оттенков.

3. Черепок основной массы никоновских изразцов не просто отличался светлым тоном, но кроме того в части лицевой поверхности был изготовлен с применением толстого слоя ангоба слабого сливочного оттенка. То есть прозрачные и полупрозрачные слои медной глазури отличались высоким значением яркости, а значит в свету воспринимались как голубые оттенки.

4. Черепок изразцов ремонта периода первой половины 18 столетия уже не покрывался белым ангобом и был достаточно темен. На таком основании Яркость цветовых оттенков медных красителей была невелика, то есть имела значение параметра Цветовой тон ближе к 170 градусам.

5. Голубые оттенки аутентичных изразцов 17 столетия в плохо освещенных интерьерах могут восприниматься как оттенки зеленого, поскольку эта область, как и в случае с коричневыми цветами, является областью ошибок зрения. Но только не на фасадах, которые в светлую часть дня хорошо освещены и за счет белого ангоба имеют высокие показатели яркости.

P.S. В зависимости от настроек Вашего монитора, Вы можете воспринимать содержащиеся в статье иллюстрации в большей или меньшей степени искаженно.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(1 голос)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.