ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Реставрация полиптиха Никлауса Мануэля Дойча с изображениями семи благодетелей

Аватар пользователя Алинa
Реставрация полиптиха Никлауса Мануэля Дойча с изображениями семи благодетелей

В декабре 2016 года в мастерских Международного института антиквариата начнется реставрация полиптиха последователя выдающегося швейцарского живописца XVI века Никлауса Мануэля Дойча (1484 – 1530). Полиптих состоит из семи частей, посвященных аллегорическим изображениям благодетелей: Вера, Надежда, Милосердие, Осторожность, Умеренность, Сила и Справедливость. Работы были приобретены на французском аукционе Pescheteau-Badin летом 2013 года с сильными загрязнениями красочного слоя и деформацией холстов. По утверждению экспертов аукционного дома, именно плохое состояние произведений затрудняло их атрибуцию, возможно, что после проведения реставрации полиптих будет.

 

Никлаус Мануэль Дойч – яркий деятель германской культуры эпохи Возрождения. Уроженец и житель германоязычных кантонов Швейцарии, он вошел в историю как представитель замечательной плеяды немецких мастеров, таких, как Альтдорфер, Дюрер, Кранах, Ганс Бальдунг Грин, Матиас Грюневальд, Урс Граф и др. Мастерству художника, скульптора и гравера он учился у Ганса Фриса (1460-1523), а возможно, и у Тициана (1488/1490-1576) в Венеции. Как живописец он выполнял самые ответственные заказы, например, алтарь Святой Анны для гильдии ювелиров и художников в Берне. Делал множество рисунков, которые служили позднее материалом для изготовления гравюр. Композицией «Пирам и Фисба» он внес свой вклад в прочтение античных сюжетов в северном Возрождении. Уникальна его картина – «Святая Анна с Мадонной и младенцем». Работа «Суд Париса» считалась одной из самых характерных для чувственного прочтения этого сюжета в эпоху Возрождения.

Никлаус Мануэль вошел в историю как поэт, драматург и яркий полемист, принявший идеи Реформации. Широко было известно его литературное произведение «Vom Papst und seiner Priesterschaft» («От папы и его священства»). Он был и наемным воином – ландскнехтом, дважды участвовавшим в походах в Италию в составе войска Альбрехта фон Штайна в 1516 и 1520-х годах. Ему пришлось сражаться в битве при Ла Бикоке (Северная Италия), где он был ранен. У себя в городе Дойч пользовался большим авторитетом и даже был избран в Большой совет Берна. Он являлся членом гильдий ювелиров и художников, а также кожевенников. Имя этого деятеля культуры включено в реестры лучших художников и литераторов Германии и Швейцарии.

На полотнах Большого собрания изящных искусств ASG последователя Дойча изображены три теологические благодетели, связанные с четырьмя кардинальными. Сама тема изображения этих нравственных понятий восходит еще к античным временам, а точнее к Сократу. Платон считал добродетели необходимым компонентом человеческого счастья. В гармоническом соединении нескольких добродетелей видел счастье и Аристотель. Средневековье относится к добродетелям как к необходимым компонентам чистоты души, только при соблюдении добродетели человек может попасть в рай. Общеизвестно стремление средневековых мыслителей структурировать все, что являлось предметом их внимания, а также желание отделить основное от второстепенного. По этой причине число добродетелей варьируется у многих авторов по-разному. В живописи принято изображение семи добродетелей, противостоящих семи грехам. Три из них считались общепонятными, не требующими дополнительного истолкования. Их называли «тремя теологическими» добродетелями («trois vertus théologales»). Это «Вера», «Надежда» и «Милосердие». Четыре же остальные – «Осторожность», «Умеренность», «Сила» и «Справедливость» – получили название «кардинальные», т.е. являющиеся стержневыми для праведной личности.

Добродетели собрания ASG изображены в виде фигур молодых женщин в длинных одеждах со своими атрибутами: «Вера» держит в руках свечу, а на ее голове – храм, «Надежду» персонифицирует парусник, как залог благополучного путешествия, «Милосердие» олицетворяет сердце и пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы накормить птенцов, перед «Осторожностью» мы видим зеркало, «Умеренность» изображена с часами и весами, «Сила» облачена в военные доспехи, рядом с ней карп, а «Справедливость» держит меч. Фигуры изображены на фоне фантазийных пейзажей, а в нижних частях и картушах над их головами – надписи, прочитать которые станет возможно после удаления загрязнений с них.

Реставрация работ будет проводиться в несколько этапов, отчеты о которых будут публиковаться на портале Международного института антиквариата http://int-ant.ru/. Предполагается провести тщательное укрепление и выпрямление холстов, расчистку, удаление поздних записей и грубых вставок на местах утрат грунта. Особое внимание будет уделено аккуратному подведению грунта с восстановлением на нем авторской фактуры, а также восполнению утрат и нарушенных лессировочных слоев.

В настоящее время все работы находятся на поздних подрамниках (XIX-XX вв.), сделанных непрофессионально – в их конструкции отсутствуют колки. Сами подрамники сделаны из тонкой мягкой древесины, подверженной деформации при натяжении. В данный момент они имеют вогнутость в форме спирали, восстановить их не представляется возможным, а при их размерах они не способны выдерживать необходимые нагрузки при растяжении. В ходе реставрационных работ старые подрамники будут заменены на раздвижные с колками, сделанными из более твердого материала (формат сторон будет не квадратным в сечении, как сейчас, а прямоугольным).

Кроме того, все работы дублированы на крупнозернистую низкокачественную мешковину (джут) с очень крупными включениями, которые деформируют не только тонкий авторский холст, но и сильно искажают красочный слой, придавая ему абсолютно не авторскую рельефность. Состояние самой дублировки XIX века также очевидно ветхое, она не сможет надежно защищать авторский холст, который в данный момент сильно ею искажен. Все работы будут передублированы на тонкозернистый, близкий по фактуре авторскому холст с дальнейшим устранением приобретенных деформаций.

Полиптих, безусловно, имеет высокую художественно-историческую значимость. Более подробный искусствоведческий анализ и аргументированная атрибуция возможны лишь после полной расчистки картин и удаления поздних записей. Однако уже сейчас очевидно, что автор данных работ – последователь Никлауса Мануэля Дойча, – глубоко воспринял характерную манеру художника, наполненную изысканной ритмикой, умением выделить харáктерность деталей, а порой и ввести элементы мрачного юмора (в данном случае это касается атрибутов благодетелей).

Средняя оценка
(5 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
35
points

Очень жаль , что полиптих попал именно в эти реставрационные мастерские... Судя по последним реставрационным отчетам , размещенным на сайте Международного института антиквариата , "реставраторы" до сих пор используют те же зверские методы, что и в 2015 году .... ((
https://www.youtube.com/watc...

36
points

Коллеги, добрый день! Весьма признательны за Ваше внимание к работе по реставрации наших произведений. Нам импонирует участие, с которым Вы относитесь к процессу реставрации, и искренность Ваших реакций. Очень хотелось бы, чтобы кроме эмоциональных оценок и терминов вроде "зверский" и "чудовищный", были бы более конкретные и профессиональные комментарии. Со своей стороны могу сказать, что процесс реставрации контролируется по каждой стадии, что особенно скрупулезно соблюдается в процессе раскрытия. Практически каждый участок фотофиксирован, а также контролируется даже степень загрязнения тампонов, на которых не только не бывает следов авторской живописи, но и, как правило, мы оставляем не до конца расчищенными первые лаковые покрытия. При подведении грунта учитываются все необходимые требования. Образцы проходят предварительное испытание на усадку и эластичность. Особое внимание уделяется толщине грунта и воспроизведению на нем авторской фактуры. Все тонировки могут быть легко удалены без опасности повреждения сохранившихся слоев живописи. Финишные лаковые покрытия делаются также в соответствии с современными требованиями.
Коллеги, давайте будем более доброжелательными друг к другу!
Научный консультант Международного института антиквариата, кандидат наук, доцент Казанского федерального университета, искусствовед, реставратор живописи с 30-летним стажем Яо М.К.

39
points

Уважаемая Алина!
К сожалению представленное выше видео идет вразрез со словами Михаила Константиновича Яо.. Единственное, как можно прокомментировать подобную технологию расчистки, так это именно "зверская и чудовищная". О каком контроле здесь идет речь вообще не ясно...
Или вот , например, фото , где реставратор оторвал целые куски авторской живописи ради подведения кромок !! А между тем  уже многие десятилетия для двусторонней живописи кромки успешно подводятся методом "встык".. причем вообще без каких-либо утрат ........ то же относится и к заделке прорывов - ну не нужны для этого хвостовые волоски животных и процарапывание авторской  живописи,  НЕ НУЖНЫ!!!  И оправдать подобное незнанием я не могу.

А словам реставраторов о полном контроле можно, конечно,  верить, однако иногда только с помощью сторонней критики можно увидеть реально сложившуюся  картину..
________________
Очень прошу извинить меня, так как написанное мною никак не относится ни к Вам лично, ни тем более к Вашему дневнику. Просто действительно очень жаль полиптих...
 

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.