ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Краски равномерно темперированной палитры

Аватар пользователя Сергей Сергеевич
Краски равномерно темперированной палитры

Художник-реставратор высшей квалификации С.С.Давыдов

Данная статья ставит перед собой задачу проинформировать профессиональную аудиторию в отношении колористической практики последних лет, основной части мировых производителей красок.

В настоящее время, в связи с все большим убыстрением развития промышленных технологий в области производства красок, произошло расщепление лакокрасочной продукции на несколько достаточно изолированных групп:

  • Хобби,
  • Отделка фасадов, интерьеров и их элементов (в том числе мебели),
  • Художественная деятельность,
  • Реставрация.

Последняя, очень не многочисленная группа, появилась сравнительно недавно, но в связи с появлением и быстрым развитием идеологии производства обратимых красок, обратимых мастиковочных масс и др. интенсивно развивается, впрочем, пока только стихийно.

Для первых трех разделов сформулированы специфичные колористические идеологии, напрямую связанные с коммерческими интересами крупных производителей. Так например, что легко наблюдать в большинстве магазинов торгующих красками, существуют системы, оборудование, полиграфия и программное обеспечение, которые позволяет синтезировать необходимые цветовые оттенки для целей строительства и отделки по каталогам и веерам красок. Данная идеология игнорирует интересы профессионального сообщества архитекторов и дизайнеров навязывая весьма ограниченную палитру красочных оттенков. И ходя некоторые «веера» содержат более 5.000 образцов оттенков, на самом деле это многообразие является хорошо закамуфлированным обманом: колористическая разница (дельта Е) между некоторыми цветовыми оттенками столь незначительно, что на практике специалисты советуют ее игнорировать. И если мы сократим все оттенки, разница между которыми попадает в интервал значения дельта Е меньший 2-х, то в каталогах и веерах останется от 300 до 600 цветовых оттенков. В этом, как я уже говорил, состоит коммерческая уловка крупных производителей. А вот ограничения, которые они накладывают на разнообразие предлагаемых ими вариантов, состоит в очень резком ограничении возможностей получения цветовых оттенков с насыщенностью выше 55%. И хотя красочные базы позволяют их получить в мануальном режиме, с помощью фирменного программного обеспечения, фирменного оборудования и обученных фирмами продавцов, за единичным исключением, цветовых оттенков с высокими значениями получить невозможно.

Любопытна и коммерческая идеология производителей красок для художественных целей. Они продолжают выпускать краски под традиционными наименованиями «охра», «ультрамарин» и так далее, которые в действительности уже давно являются смесями различных синтетических и даже синтетических органических пигментов, имитирующих цветовые оттенки пигментов древности (например, ляпис-лазули) или не давнего прошлого (например, оксиды железа). Когда-то Петров-Водкин говорил: «Искусство лжет, но не притворяется». В нашем случае относительно производителей современных красок можно сказать: «лгут и качественно притворяются».

В отношении красок для целей реставрации все просто: их производители автоматически повторяют тактику производителей художественных красок. Иное дело краски для хобби.

На европейских и азиатских красках для хобби теперь не часто встретишь традиционные названия. Эти производители не считают нужным делать из своей продукции краски-притворяшки. Они прямо и честно пишут: cool yellow или warm blue, что в принципе невозможно увидеть на профессиональных красках для художников. Гиганты производители красочных материалов для хобби даже изменили подходы к технологии. Теперь многие краски невозможно смешивать друг с другом с тем, чтобы получить переходные оттенки. Допускается только ослаблять тон. Изменить тон в большинстве материалов – не возможно. Впрочем, это компенсируется громадным разнообразием цветовых оттенков, которыми заправлены специализированные маркеры. Таким образом, производители вынуждает покупателей затрачивать все больше средств для выполнения своих задач.

Самыми авторитетными производителями, по крайней мере в моих глазах, являются американская компания Prismacolor и японская компания Copic. Продукцию последней можно легко найти на российском рынке. Основной тип художественных маркеров Original имеет 214 цветовых оттенков, а тип Copic Sketch реализован в 358 цветовых оттенках и так далее. Изготовитель многообразием цветовых оттенков практически замкнул цветовой круг. Поскольку каждый цветовой оттенок может быть растянут по насыщенности, на 4 шага, то с помощью продукции Copic уже сегодня можно реализовать 1432 цветовых оттенков. Немного, скажут некоторые. Однако это та цена, которую художник вынужден платить за особенность краски не создавать полноценный микс.

color chart 358

Я так подробно останавливаюсь на достижениях данной компании потому, что она тем самым узаконила важный идеологический взгляд на развитие прикладной художественной колористики – совсем отказаться от создания колористических миксов, подражающих натуральным пигментам берущих свое начало еще в эпоху каменного века (то есть десятки тысяч лет назад). Однако продукция названных компаний, во-первых, воспроизводит, с точки зрения колористики, объективно неоправданное большое число цветовых тонов (не путать с оттенками). Впрочем, надо признать, что коммерчески такой шаг позволил этим компаниям стать единоличными лидерами в отрасли. Во-вторых, стоимость данных продуктов делает и для любителя и для профессионала недоступным такое потенциальное многообразие: цена одного художественного маркера, например, в магазинах системы Walmart составляет $7.99. То есть стоимость полного комплекта всех цветовых оттенков составит 2.860 долларов. Иначе говоря: многообразие есть, но оно не доступно. И в этом следует усматривать «тайную идеологию производителя» - выдавливать любителей и профессионалов на поле limit palette, понятие хорошо известное и активно развивающееся как в Старом, так и в Новом свете.

Развивая альтернативную идеологию, в настоящее время в рамках задач Dailės Akademijos Studijų, членом которой я являюсь, впервые была сформулирована, разработана и уже реализована идеология создания «равномерно темперированной палитры» (данный термин является уникальным и впервые сформулирован в рамках деятельности DAS). В настоящее время она реализована для 24-х Цветовых оттенков, 10 оттенков Насыщенности и 10 оттенков Яркости. То есть общее число доступных художнику оттенков, которые изготавливает Академия, насчитывает 2.400 цветовых оттенков. Таким образом, уже сегодня можно реализовывать серьезные задачи в отношении творчества. В таком варианте продукт ориентирован на фокус-группы «мастер хобби» и «мастер живописи». Следующее решение, ориентированное на фокус-группы «мастер живописи» и «мастер реставрации произведений прикладного искусства», реализация которого запланирована на следующий год, позволит иметь в ассортименте 3.600 цветовых оттенков. Разумным приделом многообразия, если не ставить перед собой очевидно непосильную задачу конкуренции с мировым лидером, согласно нашим расчетам, при дельта Е=3, является создание равномерно темперированной палитры с 7.200 цветовыми оттенками, что, при наличии инвестиций, может быть достигнуто также в следующем году. Но оно уже будет ориентировано на фокус-группы «эксперт живописи» и «мастер реставрации живописи».

Выпускаемые Академией красители в настоящее время доступны в виде перезаправляемых кистей и художественных маркеров, а также в виде красителей, предназначенных для дозаправки этих кистей и маркеров. Цены на красители кратно меньше тех, что предлагает сегодня мировой лидер.

P.S. Реальная фотография, размещенная во главе статьи, намеренно искажена с тем, чтобы сделать недоступными отдельные технологические подробности лабораторного процесса. Более того. Снимок не воспроизводит коммерческий продукт так как данная статья не является рекламной. На снимке запечатлен реальный процесс производства выкрасов для инструментального контроля за цветом.

 

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(1 голос)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.