ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ШКОЛА КОЛОРИСТИКИ для художников, реставраторов, искусствоведов и экспертов. 4

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Художник-реставратор высшей квалификации, С.С. Давыдов

Недостоверность цветового зрения человека

В сфере исследований и обслуживания художественного наследия есть три группы специалистов: историки искусства, реставраторы и эксперты, в отношении подлинности артефактов, чье мнение по одной из составляющих их ремесла продолжается оставаться основанным исключительно на субъективных ощущениях. И говорю о восприятии этими специалистами цвета как полихромных, так и монохромных памятников материальной культуры. Любые попытки в нашей стране сдвинуть ситуацию в сторону объективизации данных, которые позже будут положены в основу научных заключений или экспертных выводов, сталкивается с непониманием в отношении самого предмета реформации: «Чем Вас не устраивает глаз как инструмент для принятия обоснованных решений? Человечество успешно использует зрение десятки тысяч лет». На это я всегда отвечаю одно и то же: «Глаз надежен как рецептор для принятия решений поведенческого характера, но совершенно не надежен как сенсор для измерения визуальной информации в отношении размеров объекта, его положения в пространстве, его цвета и так далее». И дело не только в том, на восприятие цвета очень влияет освещение, окраска стен или цвет одежды зрителей. И даже не то, что все люди один и тот же цвет видят по-разному. Дело в том, что нередко зрение впадает в иллюзию и обманывает наше сознание. Не беда, когда это бытовой феномен, как например, известная задача с цветами платья. В высоком ремесле реставратора или эксперта риск оказаться жертвой цветовой иллюзии может иметь высокую цену.

К примеру, взглянем на традиционные цветовые иллюзии, которыми знамениты английские интерьерные декорации периода Арт деко.

1a.bmp

К сожалению, мне неизвестно имя мастера этих многочисленных «обманок». Но он с небывалым совершенством заставляет всех верить в несуществующее. На фрие вы видите неровную зеленую полоску дальнего леса, над ней голубое небо, розовые и серые облака… Только дело в том, что в действительности кроме розового тона, из числа перечисленных цветовых оттенков, нет более ничего. Ничего кроме цветовой иллюзии, что художник использовал зеленые и голубые оттенки. Вот как выглядит спектрограмма данного фриза:

2_спектрограмма 1а.png

Из диаграммы хорошо видно, что никаких голубых оттенков в изображении фриза нет. Впрочем, виден шлейф в сторону зеленой области. Но вот что интересно: они не принадлежат полоске леса.

3_спектрограмма Лес.png

Из иллюстрации видно, во-первых, что зеленые оттенки не участвуют в формировании цвета леса, а во-вторых, 93% краски, использованной художником, приходится на диапазон от 30 до 48 градусов, что соответствует оранжево-желтому цветовому оттенку.

Аналогично обстоит с палитрой голубого цвета безоблачной части небес. 89% краски художник взял из диапазона от 30 до 32 градусов, что соответствует оранжевым оттенкам:

3_спектрограмма Небо первого уровня.png

Сказанное, наверно, кажется нереальным. Однако ниже я попытаюсь еще в большей степени скомпроментировать объективность зрительного восприятие и еще в большей степени поставить под сомнение устоявшиеся представления о, якобы, достоверности зрения как инструмента реставраторов, экспертов и историков искусства. Надеюсь сказанное ниже убедительно демонстрирует 2 существенных преимущества спектрофотометрии перед органами зрительного восприятия: во-первых, измерительный прибор нее подвержен иллюзиям, а во-вторых, он позволяет оперировать численными данными, а не качественным описанием того или иного факта. В данном случае «качественное» - это не оценка, а констатация альтернативного количественному описанию явления, принятому в точных науках.

Некоторые скажут, что исключения имеются в каждом правиле и все равно глаз остается единственно надежным инструментом получения объективной информации. Объективной? А вас не удивляет, что на экране телевизора или монитора можно увидеть яркие дыни, лимоны, песок, золото и прочее, при том что все они используют для демонстрации только красные, зеленые и синие пиксели?

цвет на современном мониторе.png

Так выглядит один пиксель на экране монитора при увеличении в 60 раз. С помощью этих цветов можно легко синтезировать, голубой, фиолетовые и пурпурные цвета, но желтый цвет, реальный, физический, за счет красного, зеленого и синего пикселей синтезировать невозможно!

Wiki_dell_lcd.jpg

Две последние иллюстрации заимствованы мной с ресурса Wikidedia.

И здесь не следует особенно удивляться тому, что кажется впервые в отечественной литературе появляется разговор на данную тему. Это очень в традиции русской прикладной науки «в упор» не видеть очевидное: если не считать немногие переводные издания, с 17 века по проблемам прикладной колористики для художников и реставраторов было издано ничтожное количество книг, и только одна, Петрушевского, может считаться крупным, но теперь очень устаревшим  исследованием. В это же время, с 17 столетия в европейской и с конца 18 века и в североамериканской традиции, были регулярные исследования и публикации книг по теоретическим и прикладным вопросам колористики. В частности, моей библиотеке имеется 4-ая редакция книги, изданной в 1865 году, которая посвящена практическому использованию эффектов цветовых иллюзий. Первая редакция была издана, если я правильно помню то ли в 36, то ли в 37 году 19 столетия. То есть уже тогда цветовые оптические иллюзии были предметом изучения и использования.

титульный лист первой книги по спектральным иллюзиямё.png

А теперь еще раз задумайтесь, можно ли считать рецепторы глаз человека источником объективной и достоверной информации? Вы продолжаете упорствовать?

Тогда последнее. В цветовом круге, воспроизводимость цветов которого обеспечивают краски всех типов, а также пастель, цветные карандаши, фломастеры, чернила и тушь, приблизительно 25% цветов не существуют в реальности. Их просто физически нет в спектре света. Они существуют только в качестве наших визуальных иллюзий. Им соответствуют цветовые оттенки, размещенные на выделенном сегменте.

Все иллюстрации, кроме 2-х, оговоренных в тексте, подготовлены автором лекции.

1024px-RGB_color_wheel_10.svgыываываыва.png

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(1 голос)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.