ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ШКОЛА КОЛОРИСТИКИ для художников, реставраторов, искусствоведов и экспертов. 4

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Художник-реставратор высшей квалификации, С.С. Давыдов

Недостоверность цветового зрения человека

В сфере исследований и обслуживания художественного наследия есть три группы специалистов: историки искусства, реставраторы и эксперты, в отношении подлинности артефактов, чье мнение по одной из составляющих их ремесла продолжается оставаться основанным исключительно на субъективных ощущениях. И говорю о восприятии этими специалистами цвета как полихромных, так и монохромных памятников материальной культуры. Любые попытки в нашей стране сдвинуть ситуацию в сторону объективизации данных, которые позже будут положены в основу научных заключений или экспертных выводов, сталкивается с непониманием в отношении самого предмета реформации: «Чем Вас не устраивает глаз как инструмент для принятия обоснованных решений? Человечество успешно использует зрение десятки тысяч лет». На это я всегда отвечаю одно и то же: «Глаз надежен как рецептор для принятия решений поведенческого характера, но совершенно не надежен как сенсор для измерения визуальной информации в отношении размеров объекта, его положения в пространстве, его цвета и так далее». И дело не только в том, на восприятие цвета очень влияет освещение, окраска стен или цвет одежды зрителей. И даже не то, что все люди один и тот же цвет видят по-разному. Дело в том, что нередко зрение впадает в иллюзию и обманывает наше сознание. Не беда, когда это бытовой феномен, как например, известная задача с цветами платья. В высоком ремесле реставратора или эксперта риск оказаться жертвой цветовой иллюзии может иметь высокую цену.

К примеру, взглянем на традиционные цветовые иллюзии, которыми знамениты английские интерьерные декорации периода Арт деко.

1a.bmp

К сожалению, мне неизвестно имя мастера этих многочисленных «обманок». Но он с небывалым совершенством заставляет всех верить в несуществующее. На фрие вы видите неровную зеленую полоску дальнего леса, над ней голубое небо, розовые и серые облака… Только дело в том, что в действительности кроме розового тона, из числа перечисленных цветовых оттенков, нет более ничего. Ничего кроме цветовой иллюзии, что художник использовал зеленые и голубые оттенки. Вот как выглядит спектрограмма данного фриза:

2_спектрограмма 1а.png

Из диаграммы хорошо видно, что никаких голубых оттенков в изображении фриза нет. Впрочем, виден шлейф в сторону зеленой области. Но вот что интересно: они не принадлежат полоске леса.

3_спектрограмма Лес.png

Из иллюстрации видно, во-первых, что зеленые оттенки не участвуют в формировании цвета леса, а во-вторых, 93% краски, использованной художником, приходится на диапазон от 30 до 48 градусов, что соответствует оранжево-желтому цветовому оттенку.

Аналогично обстоит с палитрой голубого цвета безоблачной части небес. 89% краски художник взял из диапазона от 30 до 32 градусов, что соответствует оранжевым оттенкам:

3_спектрограмма Небо первого уровня.png

Сказанное, наверно, кажется нереальным. Однако ниже я попытаюсь еще в большей степени скомпроментировать объективность зрительного восприятие и еще в большей степени поставить под сомнение устоявшиеся представления о, якобы, достоверности зрения как инструмента реставраторов, экспертов и историков искусства. Надеюсь сказанное ниже убедительно демонстрирует 2 существенных преимущества спектрофотометрии перед органами зрительного восприятия: во-первых, измерительный прибор нее подвержен иллюзиям, а во-вторых, он позволяет оперировать численными данными, а не качественным описанием того или иного факта. В данном случае «качественное» - это не оценка, а констатация альтернативного количественному описанию явления, принятому в точных науках.

Некоторые скажут, что исключения имеются в каждом правиле и все равно глаз остается единственно надежным инструментом получения объективной информации. Объективной? А вас не удивляет, что на экране телевизора или монитора можно увидеть яркие дыни, лимоны, песок, золото и прочее, при том что все они используют для демонстрации только красные, зеленые и синие пиксели?

цвет на современном мониторе.png

Так выглядит один пиксель на экране монитора при увеличении в 60 раз. С помощью этих цветов можно легко синтезировать, голубой, фиолетовые и пурпурные цвета, но желтый цвет, реальный, физический, за счет красного, зеленого и синего пикселей синтезировать невозможно!

Wiki_dell_lcd.jpg

Две последние иллюстрации заимствованы мной с ресурса Wikidedia.

И здесь не следует особенно удивляться тому, что кажется впервые в отечественной литературе появляется разговор на данную тему. Это очень в традиции русской прикладной науки «в упор» не видеть очевидное: если не считать немногие переводные издания, с 17 века по проблемам прикладной колористики для художников и реставраторов было издано ничтожное количество книг, и только одна, Петрушевского, может считаться крупным, но теперь очень устаревшим  исследованием. В это же время, с 17 столетия в европейской и с конца 18 века и в североамериканской традиции, были регулярные исследования и публикации книг по теоретическим и прикладным вопросам колористики. В частности, моей библиотеке имеется 4-ая редакция книги, изданной в 1865 году, которая посвящена практическому использованию эффектов цветовых иллюзий. Первая редакция была издана, если я правильно помню то ли в 36, то ли в 37 году 19 столетия. То есть уже тогда цветовые оптические иллюзии были предметом изучения и использования.

титульный лист первой книги по спектральным иллюзиямё.png

А теперь еще раз задумайтесь, можно ли считать рецепторы глаз человека источником объективной и достоверной информации? Вы продолжаете упорствовать?

Тогда последнее. В цветовом круге, воспроизводимость цветов которого обеспечивают краски всех типов, а также пастель, цветные карандаши, фломастеры, чернила и тушь, приблизительно 25% цветов не существуют в реальности. Их просто физически нет в спектре света. Они существуют только в качестве наших визуальных иллюзий. Им соответствуют цветовые оттенки, размещенные на выделенном сегменте.

Все иллюстрации, кроме 2-х, оговоренных в тексте, подготовлены автором лекции.

1024px-RGB_color_wheel_10.svgыываываыва.png

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(1 голос)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.