ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ЛАКОВОЙ МЕБЕЛИ И ЕЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ИМИТАЦИЙ XVII-XVIIIВВ.

Голиков В.П., Яровой К.С. (Институт наследия), Горина О.П. ("Кусково"), Силаева Е.И. ("Останкино")

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ЛАКОВОЙ МЕБЕЛИ И ЕЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ИМИТАЦИЙ XVII-XVIII ВВ. В СТИЛЕ CHINOISERIE (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Введение

В период, охватывающий XVII и большую часть XVIIIв., в европейском искусстве господствуют сначала стиль барокко, а затем стиль рококо. В интерьерных комплексах барокко и рококо в это время наиболее предпочтительными были весьма специфические комбинации декоративных характеристик поверхности мебели и близких к ней изделий прикладного искусства. Мастера этой эпохи и их заказчики предпочитали яркие, чистые оттенки красных, желтых, коричневых, черных и других цветов в сочетании с высокой прозрачностью и идеально гладкой, максимально глянцевой поверхностью предметов [1].

Такую комбинацию декоративных характеристик проще всего получить за счет применения лаковых пленок. Цветные и/или бесцветные лаковые покрытия позволяют эффективно и технологически изящно варьировать декоративные характеристики поверхности изделий прикладного искусства. Создать идеально прозрачные и глянцевые изделия без применения лаков практически невозможно.

Именно поэтому в эпоху барокко и рококо в Европе начинают появляться и становятся популярными технологии лакирования изделий прикладного искусства, а также объектов светских и церковных интерьерных комплексов - мебели, музыкальных инструментов, настенных покрасок, искусственного мрамора, лепнины и др. [1, 2]. В этот период в Европе начинают издаваться технологические руководства и сборники рецептов лакирования [3-9]. Интерес к лаковым покрытиям совпал с появлением в Европе восточноазиатских лаковых изделий [2, 10]. Впервые дальневосточные предметы с лаковыми покрытиями появились в Европе в конце XVI-XVIIвв. и сначала рассматривались как курьезы или раритеты.

С развитием деятельности английской и голландской Ост-Индских компаний во второй половине XVII в. художественные изделия из дальневосточного региона, в том числе и лаковая мебель, стали поступать в Европу в значительном количестве. Художественные достоинства и совершенство лаковых покрытий этой мебели были высоко оценены европейцами.

Восточная экзотика, превращаясь в общеевропейскую моду, породила особое стилевое направление в рамках искусства барокко и рококо - "chinoiserie" (китайщину).

В эпоху увлечения "китайщиной" восточноазиатская лаковая мебель была настолько популярна, что уже во второй половине XVIIв. европейские мастера пытались воспроизводить или имитировать восточноазиатские лаковые изделия, в первую очередь лаковую мебель.

Очевидно, что именно восточноазиатская лаковая мебель была первоисточником творческих идей, но отсутствие подлинных материалов, технологических знаний и "ноу-хау" заставило европейских мастеров имитировать технологию лакового декорирования на основе доступных им материалов и технологических приемов, базируясь на тех представлениях, которые они в то время имели о технологии лакового декора.

Создавая в течение почти двух веков такие имитации и получая декоративные характеристики, соответствующие восточноазиатским лаковым изделиям (но с помощью совсем других материалов и технологических приемов), европейские мастера, по-видимому, нашли оригинальные и эффективные технологические решения для получения высококачественного лакового декора.

Данные о технологии лакового декора в восточноазиатских оригиналах представлены в работе [2,10] настоящего сборника; что касается данных о технологии европейских имитаций восточноазиатских лаков в стиле chinoiserie, то они практически отсутствуют в литературе.

В нашей работе описаны предварительные результаты сравнительного исследования технологии лакового декорирования в ограниченном круге китайских лаковых изделий и их европейских имитаций конца XVII-XVIII в. Так что в настоящее время для формирования сколько-нибудь статистически достоверных технологических представлений о лаковом декоре в европейских имитациях еще слишком мало данных. Работа, предлагаемая вниманию читателей, не решает, а скорее очерчивает проблемы сравнения восточноазиатского и европейского лакового декора.

Тем не менее, авторы сочли возможным поместить эту публикацию в сборнике по следующим причинам:

- во-первых, это одна из первых технологических работ, посвященных данной проблеме;

- во-вторых, даже предварительные данные позволяют оценить степень технологических различий между восточноазиатскими оригиналами и европейскими имитациями лакового декора;

- в-третьих, авторы попытались сформулировать систему технологических признаков, характерных для азиатской и европейской технологий лакового декора.

Такая независимая система технологических признаков может быть эффективна для экспертизы и атрибуции лаковых изделий XVII-XVIIIвв., тем более, что в некоторых случаях довольно трудно отличить оригиналы от имитаций только по стилистическим и иконографическим признакам.

Первоисточник: 
Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования. ВХНРЦ; М., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.