Опыт воссоздания утраченного декоративного плафона (розетта) на своде «Зала Рыцарей» павильона «Арсенал» в Царском Селе

Аватар пользователя 1art
Общий вид стен и свода «Зала Рыцарей». 2009 г.
Фото до реставрации: 
Общий вид стен и свода «Зала Рыцарей». 2009 г.
Общий вид «Зала Рыцарей» на «фиксационной» акварели Алоиза Рокштуля (1840-е гг.). Библиотека Государственного Эрмитажа. Г.Санкт-Петербург.
Фото в процессе реставрации: 
Общий вид «Зала Рыцарей» на «фиксационной» акварели Алоиза Рокштуля (1840-е гг.). Библиотека Государственного Эрмитажа. Г.Санкт-Петербург.
Процесс воссоздания гуртов (ребер) свода и круговой тяги розетта по существующим «следам» и остаткам гвоздевых креплений XIX в. 2015 г.
Фото в процессе реставрации: 
Процесс воссоздания гуртов (ребер) свода и круговой тяги розетта по существующим «следам» и остаткам гвоздевых креплений XIX в. 2015 г.
Общий вид «Зала Рыцарей» перед открытием павильона. 2016 г.
Фото после реставрации: 
Общий вид «Зала Рыцарей» перед открытием павильона. 2016 г.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
разработка – автор, исполнение – трудовой коллектив
ГМЗ «Царское Село». Рабочий проект разрабатывался в институте СПбНИиПИ «Спецпроектреставрация» в 2011г. (автор проекта Заяц И.С.). При производстве работ по сохранению ОКН в 2014-16 гг. решение по материалу и конструкции воссоздания розетта было изменено и выполнено по проекту «Рестпроект» (г.Санкт-Петербург, автор проекта Конов.А.П., конструктор Шаньгина Н.Н.).
Основание для реставрации: 

Задание КГИОП г.С-Петербург и Техническое задание ГМЗ «Царское Село».

Историческая справка: 

Здание павильона «Монбижу» 1760 гг. (архитекторы С.Чевакинский и Ф.Растрелли) реконструировано в 1820-40 гг. в павильон «Арсенал» (архитекторами А.Менеласом и К.Тоном). В ходе реконструкции в 1832-38 гг. над восьмигранным залом был сооружен кирпичный купол, а в зале изменена система декора:
с «барочной» на «псевдоготическую». Более ста лет здание и «Зал Рыцарей» находился в запустении (в том числе и в советский период истории).
Реставрационные работы на здании проводились только однажды с 2008 по 2016 гг.
В настоящий период в здании действующая музейная экспозиция ГМЗ «Царское Село».

Состояние до реставрации: 

Запустение. Декоративная отделка утрачена на 99%. Кирпичная основа во многих местах выболела до аварийного состояния, поражена зеленью, обводнением, кладочные швы выветрены. Кладка свода, в частности, утратила свою несущую способность в замочной части.

Методика: 

Требования согласно Заданиям – воссоздание.
Первое решение для воссоздания плафона (розетта) – воссоздание по иконографии из гипсовых отливок.
После просчета несущей способности свода уточнено, что для воссоздания необходимо использовать «облегченные» конструкции и материалы.
В итоге было принято решение «Рестпроект» о воссоздании элементов розетта методом гальванопластики, что позволило снизить их нагрузку на элементы свода в пять раз (с начальных 2.5-2.8 тонн до 400-430 кг.). Используя существующие подлинные крепежные анкерные кольца XIX в. была разработана новая металлическая конструкция подвеса розетта, распределившая его нагрузку в основном на несущие ребра свода, максимально разгрузив его кирпичные паруса и освободив от нагрузки самонесущую замковую часть.
В ходе работы над новой конструкцией плафона была уточнена его функция, как вентиляционного прибора свода, что было реализовано и новым решением; весь конденсат под куполом свода теперь снова вентилируется через продухи «стакана» розетта.

Воссоздание розетта является лишь одной из общих задач сохранения и реставрации павильона «Арсенал» и расценивается нами как один из приемов визуализации его исторической значимости для памяти о главных чертах творчества А.Менеласа, как одного из выдающихся архитекторов России XIX в.

Опыт воссоздания утраченного декоративного плафона (розетта) на своде «Зала Рыцарей» павильона «Арсенал» в Александровском парке Царского Села.

До реставрации (воссоздания)

Фото 01 – Общий вид «Зала Рыцарей» на «фиксационной» акварели Алоиза Рокштуля (1840-е гг.). Библиотека Государственного Эрмитажа. Г.Санкт-Петербург.

Фото 02 – Общий вид стен и свода «Зала Рыцарей». 2009 г.

Фото 03 – Общий вид состояния свода над «Залом Рыцарей» с наружи. 2009 г.

Фото 04 – Общий вид мероприятий по реставрации кладки свода снаружи. 2015 г.

В процессе реставрации (воссоздания)

Фото 05 – Процесс воссоздания гуртов (ребер) свода и круговой тяги розетта по существующим «следам» и остаткам гвоздевых креплений XIX в. 2015 г.

Фото 06 – Каркасная конструкция «стакана» розетта из нержавеющей стали и медного листа. 2015 г.

Фото 07 – Подготовка модели листьев розетта для гальванической ванны (воск по гипсу). 2015 г.

Фото 08 – Общий вид розетта в сборе в мастерской. 2015 г.

Фото 09 – Большой лист розетта перед сборкой (толщина металла -1.5-2 мм). 2015 г.

Фото 10 – Большой лист розетта в сборе. 2015 г.

Фото 11 – Новые металлические конструкции крепления розетта. 2015 г.

Фото 12 – Крепление больших листьев розетта и вантовых тросиков для крепления малого круга листьев. 2015 г.

После реставрации (воссоздания)

Фото 13 – Общий вид декора стен, свода и центрального розетта. 2016 г.

Фото 14 – Общий вид «Зала Рыцарей» перед открытием павильона. 2016 г.

Артем Конов

Средняя оценка
(5 голосов)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.