ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Нужен ликбез: Как нейтрализовать кислотность масла, чтобы не тускнел лазурит?

Аватар пользователя Artyom
120
points

Добрый день.
Хочу покрасить поделку (папье-маше, левкас на рыбьем клее) казеиново-масляными темперными красками собственного изготовления. Есть пигменты: лазурит афганский, гематит, капут-мортуум, желтая и золотистая охры, белила цинковые, шунгит. Пигменты выбраны по разным параметрам, в том числе по инертности по отношению друг к другу. Затем узнаю, что лазурит на масле не трут - блекнет от взаимодействия с кислотами. Озадачился очисткой масла от кислот, нашел на сайте главу "Техники живописи" Сланского по данной теме, компиляцию разных рецептов на другом ресурсе. Итого, есть две попытки очистки двух партий масла: солью с песком и крепким раствором соды. Масло, очищенное солью (несколько подходов соль-песок-вода, затем просто вода с песком) уже не даёт крупных осадков в виде хлопьев, осталось непрозрачное оранжевое масло без первоначального запаха (пищевое нерафинированное холодного отжима, месяц с даты производства).
Масло, очищенное содой, по всей видимости, сильно омылилось, и многочисленные полоскания давали (и дают) мутную воду, эмульсия разделяется сразу. После 8-10 полосканий стали образовываться хлопья на границе с водой, частично в толще масла и на поверхности. Выбрал шприцем масло без осадка, отфильтровал и планирую полоскать до прозрачной воды (вымывание мыла?).
Меня смущает непредсказуемость результата. Чистка солью освобождает от белковой слизи, но может повысить кислотное число. Чистка содой омыляет масло, и водостойкость будущей темперы вызывает сомнения. А мне нужна плотная матовая темпера, которая не "дышит" как яичная и не нуждается в лаке, которая может быть аккуратно протёрта влажной салфеткой в местах загрязнения без риска размыть красочный слой. И чтобы лессировка лазуритом не ушла в сероватый тон при этом.
Итак, вопросы:
1) возможно ли освободить омыленное масло от мыла вообще (полоскание/отстаивание?) или настолько, чтобы казеиново-масляная темпера была водостойкой (именно масляная составляющая, по поводу казеина - отдельная тема)? Мутная вода при полоскании омыленного масла - выход продуктов омыления?
2) можно ли измерить кислотность масла индикаторной бумагой для измерения pH от 0 до 12, чтобы получить хотя бы ориентировочное представление о кислотном числе? О наличии кислоты вообще после чистки крепким раствором соды? Такая информация не даст гарантий о сохранности оттенка лазурита (нет информации, при какой кислотности он заметно вступает в реакцию), но, возможно, позволит грубо сравнить кислотность масел заводской и ручной очисток. Или лакмусовой бумагой измеряют более сильные кислоты/щёлочи, и для масла вовсе непригодны?
3) возможно, вы можете порекомендовать масла со степенью очистки, удовлетворяющей моим потребностям? Может, масло Невской палитры - отличное некислое масло высокой степени очистки, и моя презумпция виновности по отношению к заводским краскам/маслам не имеет основания?

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
102
points

Мы не ищем легких путей ;)

87
points

Мой дедушка искал лёгких путей и писал маслом по изнанке скатертей-клеёнок ) Очень жаль, что он не ориентировался на вечность, я был бы рад развесить его картины у себя дома. Может, и моим внукам захотелось бы )

97
points

Не пойму в чём подвох?
Я знаю такую краску которая вам оптимально подойдет - это акриловая краска заводского изготовления. То что Вы намутили выбросите в мусорное ведро.
Это вам в средневековье надо, там оттачивались рецепты столетиями. Записаться краскотером к какому-нибудь голландскому мастеру и поработать у него лет 20-30.
Точно не скажу , но в казеино-маслянную темперу добавляются стабилизаторы и эмульгаторы. Знаю точно про масляную краску, что каждый пигмент затирают на определённом масле т.к. пигменты влияют на скорость полимеризации масел. Там очень много тонкостей. Даже у художников есть нестабильные смеси красок которые быстро выцветают.

90
points

Иван, я не знаю, почему вы решили, что акрил мне подойдет оптимально. Акрил мне уже не подошёл, и не только из соображений сомнительной долговечности.
В казеиново-масляную темперу добавляют ализариновое масло в качестве эмульгатора, это так. О стабилизаторе не думал, сотворил - и сразу в ход, а не в тубу. Про разные масла с разными пигментами ознакомился (там и маслоёмкость разная сюрпризы выкинуть может), и как раз этим моментом решил пренебречь. Не самое злостное пренебрежение для темперы, чем обычно допускается в неосмысленном, "страстном" подходе к подборе материалов.
Хочу обратиться ко всем, кто захочет высказаться. Друзья, мне бы очень не хотелось, чтобы тема скатилась к совету "купить акрил и не мучиться". Просто представьте, что есть своего рода задачка, "дано", "условия". Если у задачки нет решения на коленке - можно так и ответить, желательно с кратким пояснением. Если решение есть - ура, поделитесь пожалуйста. Если вы считаете вопросы блажью, или не располагаете информацией, то сэкономьте время, ответьте тем, кому можете помочь. Спасибо.

88
points

У казеинового клейстера есть одно неприятное свойство - он со временем становится хрупким и начинает шелушится. Масло конечно первое время его пластифицирует, но не очень надолго.

100
points

Интересное замечание. Но у меня не холст, а твёрдая основа. Деформаций не предполагается. Если верить Сланскому, то на досках/стенах темпера даже в пластификаторе не нуждается. И, наверно, от толщины красочного слоя зависит хрупкость? У меня будут тонкие лессировки, никаких мазков.
Перечитал главу о темпере. Омыленные масла непригодны. Пожалуй, гашение масляных кислот содой - рискованный способ. И ещё раз задумался о желтке. Если не мешать колер из пигментов, а класть лазурит отдельно, на желтке без уксуса, то потом как-то изолировать надо этот слой. Слоем эмульсии? Но это ж сколько ждать надо.

98
points

Холст здесь ни при чём, физико-химические изменения проходят там (твр, свет, газы). Не защитите свой лазурит от влияния газа и света он также потеряет яркость.
Афганский лазурит стойкий минерал. Искусственный лазурит - это да, стоит подумать какой сделать замес.

105
points

Поскольку диалог у вас, друзья, публичный, осмелюсь в него вмешаться.
.
В-первых, Artyom, не убедительно звучит аргумент "Мой дедушка искал лёгких путей и писал маслом по изнанке скатертей-клеёнок". В моем, послевоенном детстве, на рынках продавались клеенки, расписанные сценами "у озера" с лебедями, девушками. но все это не было профессиональной живописью. Дело не в клеенке. Дело в том, как она все было подготовлена под живопись и какими красками была исполнена сама живопись.
.
Во-вторых, казеино-масляная темпера - изобретение весьма позднее. Вы сами упомянули желтковую темперу. Добавьте в эмульсию немного воска и у Вас будет прекрасная краска. Ирина Александровна Жданова, которая когда-то научила меня этой технике, привозила из поездок по древним городам этюды, написанные на крупных листах бумаги, а затем, для удобства перевозки, свернутых. При этом краска деформировалась вместе с основанием. но без признаков отслоения.
.
В третьих, не помню кто из Вас сказал про роль пигментов в качестве сиккатива для масла. Такое было актуально в период до-промышленного периода производства красок. Сегодня, когда большинство пигментов имеют синтетическую и даже органическую природу, к этой теме можно обращаться, если использовать пигментный состав сейченто. С 18 века с пигментами начался разврат - "прусская лазорь", ультрамарин, кобальт...
.
Если, уважаемый Artyom, действительно хотите "на века", обратитесь к энкаустике. Желтковая темпера идет сразу вслед за ней. И все же жаль, что Вы так низко оцениваете масляную живопись. Впрочем еще Микельанджело говаривал, что она для лентяев, женщин и богатых людей. И все же в этой технике столетиями работало множество достойных живописцев. Может быть Вы все же уделите внимание масляной живописи. А по технике работы с маслом я могу порекомендовать замечательную книгу Бергера, которую Лужецкая почему-то издала в несколько сокращенном виде (недавно сравнивал рукопись с переводом Лужецкой). Там приведено сотни рецептов из которых большая часть была испробована самим де Майреном. А про послевоенные клеенки, как образец ненадежной техники масляной живописи - забудьте. Как я подозреваю, наши любители того времени таким подходом подражали многочисленным хромолитографиям, привезенным из Германии в середине 40-х. Это очень быстро закончилось. Впрочем у Гайдая клеенки были навсегда закреплены как социо-культурное явление стихами: "Подходи, торопись, покупай живопись".

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

95
points

Иван, лазурит афганский. За прочность его и выбрал среди остальных синих. Брал у Григорьева. Иконописцы за него ручаются, что и сомнений нет.
Я понимаю, ничто не вечно, и воздух нынче "обогащён" чуть ли не всей таблицей Менделеева, а на "хрустальные гробы" Лувра с климат-контролем я не рассчитываю, не того полёта творец. Мне бы некую золотую середину, ту, что доступна. Правда, подумаю-почитаю о желтке.
.
Сергей Сергеевич, пример с дедушкиными клеёнками привёл лишь как иллюстрацию разницы наших с ним ценностей. У меня за плечами тоже нет академий, просто хобби. Но философия иная.
Мне нужно расписать кyклy. Не игровую, но контактировать с красочным слоем будут и руки, и ткань. Насколько я знаю, яичная темпера сохнет полгода минимум, а воск - годами. Но пример со свёрнутыми этюдами впечатляет. Обязательно почитаю, о желтково-восковой темпере информации пока не попадалось, спасибо.
От масла отказался из-за глянца. Темперой заинтересовался совсем недавно, подсмотрел у талантливого японского кyкoльника и понял, что моя краска. Это на холсте глянец естественен. А когда персонаж "шагнул" из плоского живописного мира в наш, объёмный - уже нехорошо блестеть.
.
Перед темперой было целое исследование стойкости масла, дотошнейший розыск самых надёжных пигментов для ограниченной палитры в три цвета (ещё один мой бзик, да). Ухищрения для матирования масла мне показались сомнительными, сейчас припоминаю введение мыла/воска в покрывной лак или даже в краску, но могу и ошибаться. Многие кyкольники расписывают маслом, да. Лессируют с сиккативами в качестве растворителя в соотношении 1:1, например. Не хочу так. На случай провала с темперными экспериментами есть три прочных цвета от Schmincke. Но запала в душу глухая палитра натуральных пигментов, не могу просто взять и отложить.

102
points

Artyom, по поводу энкаустики вспомнились исследования Юрия Михайловича Кукса. Возможно вам будет интересно ( про масло там тоже есть):
https://pnojournal.files.wor...
https://pnojournal.files.wor...

Отправить комментарий

к_льтурология:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.