ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТАЙСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

Новикова О.Г. (ГЭ)

Предметом данного исследования стала коллекция храмовой буддийской скульптуры из собрания Государственного Эрмитажа. Предметы этой коллекции представляют собой бронзовые скульптуры, покрытые лаками черного и красного цветов с участками позолоты (Ил. 22,23).


22. Будда Маравиджайя. Бронза, красный лак, золото, перламутр. Ланна. XVI в. Государственный Эрмитаж. Инв.№ ИС-19

23. Коронованный Будда в позе медитации. Бронза, красная краска, черный лак, позолота, стеклянные вставки. Бангкок. Вторая половина XIX в. Государственный Эрмитаж. Инв. №ИС-1307

Коллекция храмовой буддийской скульптуры была собрана русским послом в Сиаме (Таиланде) Г.А.Плансоном (1859 - конец 1930-х). Сначала предметы этой коллекции находились в его частном владении, затем в 1918 г. попали в музейный фонд Петрограда, в 1923 г. были переданы в Русский музей, а с 1931 г. находятся в собрании Государственного Эрмитажа [1]. Сохранность скульптур удовлетворительная. Немногочисленные трещины и утраты лакового слоя по краям не мешают целостному восприятию. За время хранения в музее они не исследовались и не подвергались реставрационному вмешательству.

Были проанализированы красочные слои около 20 бронзовых скульптур с применением микроскопического исследования и методом ИК-Фурье спектроскопии. В связи с отсутствием методики анализа подобных систем была создана методика идентификации лаков уруши методом ИК-спектроскопии. В качестве эталонов были приготовлены модельные системы на основе сырых восточных лаков из Японии и Вьетнама. Образцы вьетнамских лаков были нам любезно предоставлены сотрудником Государственного музея Востока Л.И.Рыбаковой.

Работа с модельными системами заключалась: в изучении свойств неотвержденного ("сырого") лака; в получении лаковых покрытий; в исследовании оптимального режима получения лаковых покрытий2.

В результате серии опытов по растворению неотвержденного урушиола в ряде растворителей, а также воздействию кислот и щелочей, воды и других коагулянтов стало ясно, что лак представляет собой эмульсию типа вода-масло (непрерывная фаза "масло"). Пленкообразователь частично имеет сродство со спиртами, но еще большее сродство он имеет с неполярными растворителями. Исходный лак имеет кислую среду (рН=3,2). При нитровании как щелочью, так и кислотой происходит коагуляция.

Далее были проведены опыты по получению покрытий и выбору оптимального режима отверждения с целью получения наилучших свойств. Из сока лакового дерева нами были получены модельные системы лаковых покрытий на различных подложках (железо, медь, латунь, стекло). Критериями оценки свойств покрытий служили микротвердость, равновесная степень набуханиями содержание трехмера. Образцами для исследований служили высушенные в различных условиях свободные пленки. Температуру отверждения варьировали от 20°С до 60°С, влажность от 100% до 65%.

Полученные свободные пленки подвергали набуханию в растворителях. Показатели равновесной степени набухания пленок были приведены в соответствие с параметрами растворимости растворителей. Наилучшими растворителями являлись хлороформ, ксилол, бутанол (расположены в порядке убывания); нерастворителем - вода. По результатам измерения микротвердости оптимальной температурой отверждения является 45°С (30 мин).

Из литературных источников известно, что катализаторами процесса отверждения восточных лаков являются ионы металлов (железо, медь и др.). Было проведено изучение влияния ионов железа на характер зависимости степени набухания от параметра тех же растворителей. Режим отверждения пленок 45°С (30 мин.), толщина пленок составляла 50 микрон, наилучшим растворителем полимера стал также хлороформ. Были проведены опыты по определению содержания трехмера пленок в аппарате Сокслета. В качестве растворителя в этом эксперименте использовали хлороформ. Сопоставление показателей степени набухания и гель-фракции показало, что в присутствии ионов железа образуется более плотная и сшитая полимерная структура пленки. Это выражается в повышенных твердости и блеске пленки. Таким образом, при получении в одинаковых условиях более качественное покрытие получается из лака, содержащего железо.

Большинство литературных источников указывает, что старые покрытия восточных лаков не растворимы ни в каком растворителе [2-6], то есть содержание трехмера в них приближается к 100%. Однако, по источнику [7], пленка уруши частично растворима. По-видимому, речь идет об экстракции растворителем несшитых компонентов урушиола. Полученные пленки имели разную гель-фракцию, частично растворялись в указанных выше растворителях, и нам удалось получить ИК-спектры с наилучшим разрешением всех характеристических полос поглощения, присущих этому лаку. Затем растворители, прекрасно проявившие себя на модельных системах, мы применили при изучении коллекции восточных лаков, наряду с традиционным методом исследования проб в таблетке.

Необходимо отметить, что результаты исследований зависимости степени равновесного набухания от параметра растворимости для пленок уруши различных режимов отверждения могут послужить основой дальнейшего научного поиска оптимальных реставрационных материалов для укрепления восточной живописи. Очевидно, что область истинного параметра растворимости уруши необходимо уточнять с помощью подбора других растворителей. Однако уже сейчас можно предположить, что уруши будет проявлять сродство с растворителями, немного более полярными, чем ПБМА.

Далее в качестве эталонов служили спектры модельных образцов, которые находились в хорошем соответствии с опубликованными данными по изучению лаков уруши. Сравнение их со спектрами восточных лаков буддийской скульптуры показало идентичность характеристических полос. Характеристические полосы поглощения, определяющиеся валентными и деформационными колебаниями групп атомов, соответствуют следующим длинам волн: 2925, 1725 ,1652, 1465, 1278, 1157, 993 см-1.

В результате проведенных исследований были обнаруженны различия по количеству, последовательности расположения и составу слоев. При сравнении последовательности слоев в многослойных структурах лаковых покрытий исследуемых скульптур их можно разделить на две группы, различающиеся между собой. Многослойная структура лаковых покрытий первой группы состоит из:

1) нижнего слоя, являющегося грунтом и состоящего из 2 слоев: серого и кирпичного оттенков с мелкими черными включениями;

2) связующего среднего слоя, самого широкого, состоящего из нескольких лаковых, полупрозрачных слоев коричневого цвета, нанесенных в несколько приемов; число этих проме-

жуточных слоев доходит до пятого слоя, являющегося подложкой под позолоту, полупрозрачного бледно-желтого цвета;

4) слоя позолоты;

5) верхнего окрашенного слоя.

Связующим верхнего слоя является также лак уруши, а красящим веществом является либо красный пигмент - киноварь, либо, судя по литературным данным, продукт взаимодействия железа с лаком уруши, который и придает лаку черный цвет. По-видимому, высокая адгезионная прочность и долговечность лака на металлических основаниях в условиях влажных тропиков обусловлены химическим взаимодействием металла с пирокатехинами урушиола. В верхнем слое было обнаружено присутствие масла, что говорит о применении состава, схожего с японским составом nuritate-urushi[8]. Произведения первой группы скульптур атрибутированы XIXв., когда в составах появилось масло.

В лаковых покрытиях на скульптурах из второй группы порядок расположения слоев был несколько другим. Отсутствовали: один из слоев грунта, бесцветный слой под позолотой и масло в верхнем красочном слое. Основной средний слой состоял из 2 больших по толщине слоев черного лака уруши. Все эти отличия говорят о том, что бронзовые скульптуры, выделенные нами во вторую группу, были окрашены с применением другой технологии, это согласуется с литературными данными [3], они отнесены нами к более раннему времени изготовления.

Обнаруженные нами соответствия строгой последовательности слоев традиционным техникам окраски восточными лаками позволяют говорить о том, что все обнаруженные красочные слои относятся к авторским; соотнесение со временем расцвета каждой из технологий окраски позволило более точно атрибутировать изученные произведения. Сделанные нами выводы вполне соответствуют искусствоведческой атрибуции восточных скульптур как предметов буддийского культа XIX и XVI вв. соответственно.

Таким образом, с помощью изучения послойной структуры красочного слоя в результате проведенных исследований были определены составы восточных лаков уруши, используемых для покрытий храмовой бронзовой скульптуры, хранящейся в Государственном Эрмитаже. Установлена зависимость между составами лаков и изменениями технологий их изготовления. Соответствие определенных типов лакового покрытия с известными традиционными технологиями на основе уруши позволяет подтвердить или уточнить исторический период времени появления тех или иных предметов буддийского культа или декоративно-прикладного искусства.

Примечания

1. Исследования методами оптической микроскопии и ИК-Фурье спектроскопии проведены н.с. отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа А.А.Сушковым.

2. Исследования модельных систем лака и пленок уруши проведены совместно с проф. кафедры технологии лаков и красок Технологического университета Санкт-Петербурга И.А.Толмачевым.

Литература

1. Дешпанде О.П. Сиамское искусство XIV-XIX вв. в собрании Государственного Эрмитажа. СПб.: Славия, 1997.

2. Franke A. Ost-Asiatische Lacheh und das Problem ihrer Konservation//Arbeits blatter fur Restauratoren. 1976. № l.Gruppe 11. S. 1-10.

3. Fraser-Lu. S. Burmese lacquerware. Bangkok: Tamarind Press, 1985.

4. Huth H. Lacquer of the West. The history of a craft and industry 1550-1950. Chicago; London: Univ. of Chicago press, 1971.

5. Rague B. von. A history of Japanes lacquerwork. Toronto: Univ. Toronto press, 1976.

6. Herbets, K. Oriental lacquer. Art and technique. New York: H.M.Abrams, 1962.

7. Minney F. The conservation of a Burmese dry lacquer statue of Budda//Studies in conserv. 1994. V. 39. № 3. P. 154-160.

8. Nacazato Toshikatsu. Techniques for and restoration of Urushi art (Japanese laquer art)//Conservation of wood: Int. Sympos on the conserv. a. restor. of cult. prop. Tokyo, Nara a. Kyoto, Japan, 24-28 Nov. 1977. Tokyo, 1978.

Первоисточник: 
Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования. ВХНРЦ; М., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.