ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ДЕГРАДАЦИЯ ПОВЕРХНОСТИ ВОСТОЧНЫХ ЛАКОВЫХ ОБЪЕКТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СВЕТА. ПОТЕРЯЛ ЛИ ЛАКОВЫЙ ОБЪЕКТ БЛЕСК?

Вебб М. (Королевский музей Онтарио)

(Статья предоставлена автором по просьбе составителя нашего сборника)

Введение

Использование восточного лака для покрытия предметов из дерева и других материалов за несколько тысяч лет привело к созданию высокохудожественных произведений. Изготовленные из незнакомого (для Европы. - Прим. перев.) материала, многие из них оказались в музеях.

Наша задача - собрать такую же полную информацию по лаковому покрытию, какой мы владеем в отношении других материалов. Хотелось бы поделиться информацией, которую я собрала, изучая и исследуя проблему деградации лака под воздействием света.

Восточный лак - это сок дерева (Rhus vernicifera), который, полимеризуясь, создает покрытие большой прочности и красоты. Некоторые лаковые предметы, пролежавшие тысячи лет в захоронениях, сохраняют лишь тонкую лаковую раковину (оболочку) при полностью сгнившей сердцевине. Можно утверждать, что лаковое покрытие устойчиво к воздействию воды, кислот, щелочей и большинства растворителей. Это сделало его отличным покрытием для всех предметов, таких как посуда, столешницы, мебель, оружие и многочисленные художественные произведения религиозного и светского характера. Существует множество декоративных лаковых техник - резьба, покрытие слоями и роспись цветным лаком, сочетание с другими материалами, такими как перламутр и золотой порошок.

Известно, что с лаком связаны две проблемы: его непластичность и подверженность УФ-воздействию [2]. Первая проявляется, когда органическая основа дает усадку или набухает из-за изменений относительной влажности, в то время как лак не подвержен этим пространственным изменениям. Это приводит к его расслоению, вздутиям и утратам. Данная физическая проблема не влияет на химическую прочность лака. Слабая сопротивляемость ультрафиолету также признана проблемой, однако в англоязычной литературе присутствуют лишь сведения о потускнении поверхности [3, 4]. Какие-либо другие изменения в связи с данной проблемой упоминаются редко.

Предыстория

При создании лаковых предметов выполняются следующие процессы. В летние месяцы кора дерева Rhus vernicifera, родственного Poison sumac, надрезается, и сок собирается в сосуды. В год может быть собрано только 250 мл, что говорит о цене этого материала.

Сырой лак сначала фильтруют, а затем его перемешивают при комнатной температуре, в результате чего он частично окисляется. Некоторые источники упоминают нагрев жидкого лака до 45°С в течение нескольких часов с целью выпаривания воды. Технология производства многих типов лака слегка варьируется в зависимости от места произрастания лакового дерева и методов работы производящих компаний. Сырой лак непрозрачен, бежевого цвета, под воздействием воздуха становится темно-коричневым. После окончательного удаления воды жидкий лак делается прозрачным и коричневым.

В это время можно добавлять наполнители и/или пигменты. Если лак будет использован как грунт, где нужны толстые слои, то можно добавить наполнитель, измельченный до состояния пудры, или хорошего качества глину. С сырым лаком совместимо только ограниченное количество пигментов, поэтому на готовом предмете присутствуют немногие цвета [5]. Два наиболее часто используемых пигмента - киноварь (HgS) (для получения красного цвета) и сажа (для получения черного цвета). В последнем случае применялся также сульфат железа.

После этого сырой лак готов для нанесения на предмет. Чаще всего основой служило дерево, но использовали также ткань, бумагу и металл. Много труда требовалось как для подготовки поверхности и грунта, так и для нанесения завершающих декоративных слоев.

Лак наносился на поверхность тонкими слоями кистью, картонкой или тканью, затем отверждался от 12 до 24 часов во "влажной" среде. Оптимальная относительная влажность, при которой обычно полимеризуется лак, 80-85% [6], но полимеризация также происходит и при влажности от 55 до 95%. После высыхания каждый отдельный слой лака может быть отшлифован и отполирован перед нанесением следующего. В зависимости от желаемого декоративного эффекта предмет может иметь от 20 до 300 слоев покрытия. Некоторые лаковые изделия создаются годами.

Так как на изготовление лаковых предметов затрачивается огромный труд, было бы замечательно, если бы они совсем не разрушались. Наиболее общей проблемой, с которой имеют дело реставраторы, является отслоение участков и утраты лака. Однако приводимое ниже исследование световой деградации было предпринято по результатам проведения распространенной реставрационной процедуры - удаления поверхностных загрязнений. Так как лак считается очень прочным материалом, было удивительно обнаружить, что во время ее проведения на нескольких лаковых предметах поверхность покрытия растворялась в воде, и тампон окрашивался. Внимательный осмотр предметов показал, что растворявшиеся участки совпали с потускневшими, блеклыми, пораженными светом участками.

С целью сбора более полной информации по этой проблеме была изучена специальная литература и опрошены реставраторы. Но в результате не удалось найти каких-либо новых подтверждений приведенному выше наблюдению.

Эксперимент

Целью эксперимента было установить, приводит ли световое воздействие только к потускнению поверхности или, наряду с потускнением, придает ей способность к растворению. На нескольких поврежденных, не представляющих ценности, китайских и японских лаковых предметах были сделаны пробы на растворимость покрытий ватным тампоном, смоченным водой и этанолом, 2%-й соляной кислотой, 2%-м раствором аммиака, гексаном, ксилолом, ацетоном и перборатом натрия. Только покрытия 4 предметов оказались полностью не растворимыми во всех растворах и растворителях. Это были маленькая черного лака тарелочка

1950-х гг., чашка для сакэ 1947 г., сосуд для риса черного лака и большой сосуд с крышкой красного лака, оба последних старше ста лет. От каждого предмета были взяты 4 образца. 2 из них - контрольные: один помещен на свету в комнате, другой - в темноте. Оставшиеся образцы были подвержены облучению ультрафиолетом в камере аппарата ATLAS UV 2. Интенсивность облучения - от 280 до 350 нанометров. Так как это коротковолновый свет, он обладает более разрушительным действием, чем естественный солнечный, т.е. вызывает процесс ускоренного старения. Действительный уровень света составил приблизительно 1.000 люкс. Конденсационный цикл не использовался, поэтому относительная влажность колебалась от 19 до 35%, так как эксперимент проходил в январе. Температура менялась от 26 до 33°С.

Через неделю образцы были вынуты из аппарата и протестированы на растворимость теми же растворителями. Хотя внешних изменений еще не наблюдалось, все образцы растворялись во всех перечисленных растворителях, кроме ксилола и гексана. Исследования, проведенные в Японии профессором JuKumanotani, подтверждают мои результаты. Лак не только тускнеет, но и становится гидрофильным при облучении ультрафиолетом [7].

Половина образцов затем была возвращена в УФ-камеру и облучалась до появления видимых признаков разрушения поверхности. Это заняло более четырех недель (790 часов).

Небольшие кусочки облученных лаков и контрольных образцов были отправлены в Канадский институт консервации для ИК-спектроскопического анализа, чтобы определить изменения в структуре. Хотя изменения были, но их механизм не был понят. Проведенные Toshiko Kenio (Япония) сходные эксперименты показывают, что ультрафиолет воздействует еще разрушительнее в сочетании с высокой влажностью [8].

Во второй части моего эксперимента образцы лака освещались флуоресцентными лампами без ультрафиолета, чтобы определить, как чувствительный лак повреждается видимым светом. Это позволило мне просчитать безопасную степень освещаемости лака в витрине музея. Без ультрафиолета разрушение происходит с существенно меньшей скоростью. Совершенно очевидно, что самым разрушающим является свет с длиной волны менее 365 нанометров [9].

Затем образцы были помещены под освещение в 6.000 люкс на два с половиной года. Первые признаки разрушения появились через сто дней. Внешних изменений в это время не наблюдалось, но образцы растворялись в воде. Как ожидалось, образцы красного лака и чистого лака (без пигмента) разрушались быстрее, чем образцы с черным пигментом [10]. Через год все образцы имели визуально определяемые разрушения. Красные образцы либо выцвели, либо потемнели, в зависимости от включенных в них пигментов, и, кроме того, все четыре образца потеряли блеск.

В большой степени результаты тестов влияют на осознание того, как следует хранить восточные лаковые предметы. Необходимо контролировать два главных фактора - свет и относительную влажность, хотя температура также играет важную роль. Освещенность витрин должна быть низкой. По моим наблюдениям, лак соответствует категории 4 по Синей шкале шерстяных эталонов. Это значит, что он может экспонироваться в течение сорока лет при 100 люксах или воссьмидесяти лет при 50 люксах (УФ исключен, а экспозиция - 8 часов в день), прежде чем разрушение будет физически очевидным. Источники УФ-излучения, такие как флуоресцентные лампы и естественный солнечный свет, должны быть исключены, так как они ускоряют разрушение [11]. Также очевидно, что лак разрушается при чрезмерном нагреве от источника света [12], поэтому, как и в случае с другими объектами, нельзя использовать интенсивный точечный свет накаливания.

Относительная влажность должна оставаться постоянной, чтобы предохранять от движения органическую основу. Я советую 50% RH. Хотя иногда можно посоветовать и более высокую влажность [13, 14, 15], но ее трудно поддерживать зимой, не вредя зданию.

Так как эксперимент показал, что поверхность поврежденного светом лака может стать растворимой до того, как проявятся видимые изменения, необходимо соблюдать при работе крайнюю осторожность. При каждом прикосновении к предмету надевать перчатки, чтобы избежать появления отпечатков пальцев, которые навсегда останутся на разрушенной поверхности. Их почти невозможно удалить без дальнейшего разрушения покрытия, так как трещины от отпечатка пальца могут пойти вглубь лаковой поверхности. Поскольку водосодержащие субстанции могут вызвать появление пятен и обесцвечивание, лаковые предметы не должны находиться рядом с такими жидкостями, во избежание случайного вторичного повреждения.

Удаление загрязнений можно проводить лишь с крайней осторожностью, так как большинство растворителей способны смыть разрушенный лак, а также пигмент или декоративные элементы, находящиеся в этих слоях. Наиболее мягкий растворитель для удаления загрязнений с лака - уайт-спирит. Он слабо воздействует даже на очень разрушенную поверхность, но он не очень эффективен для удаления отпечатков пальцев и грязи. Более полярные растворители удалят грязь, но есть большой риск, что поверхность потеряет цвет. Используя правильную технику проведения работ, можно применить этанол. Небольшой участок увлажняется этанолом с помощью мягкого тампона, затем немедленно просушивается хлопчатобумажной тканью. Таким образом, этанол не остается на поверхности столь долго, чтобы подействовать на лак. В некоторых обстоятельствах этот метод можно использовать с применением воды. Дополнительную помощь оказывает контроль за цветом тампона в процессе удаления загрязнений. Удаляемая грязь обычно имеет серый цвет, а разрушенный черный или чистый лак - коричневый. Конечно, если лак окрашен, то цвет разрушенного лака будет соответствовать пигменту, включенному в него. Если следы пальцев и грязи впечатались в разрушенные лаковые слои, то единственный путь устранить их -удалить тонкий слой лака тем же способом, что и пятна на серебре. Удаление загрязнений этанолом или водой можно продолжить на недекорированных участках, если вы хотите пожертвовать разрушенным слоем лака. Но в этом случае вы рискуете получить неровную поверхность. Практика - лучший способ решить проблему удаления загрязнений с лака.

Образцы лаковых предметов пережили тысячелетия, и с учетом описанных выше предосторожностей мы сможем обеспечить им дальнейшее существование в наилучшей форме.

Перевод Л.П.Синицыной, художника-реставратора Отдела деревянной скульптуры ВХНРЦ им.акад. И.Э. Грабаря

Список использованной литературы:

1. Vanderhoet Jr., Bailey. Oriental Lacquer. Santa Barbara Museum of Art. P.6.

2.  Weintraub S., Tsujimoto K., and Walters S. Urushi and Conservation: The use of Japanese Lacquer in the Restoration of Japanese Art. Ars Orientalis, Vol. XI 1979, Freer Gallery of Art. P. 43.

3. Weintraub S., Tsujimoto K., and Walters S. Urushi and Conservation. P. 43.

4. Kumanotani Ju., Achiwa, Muneo. Oshima, Ryuichi and Adachi Kimikazu. Attempts to Understand Japanese Lacquer as a Superdurable Material. International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property - Cultural Property and Analytical Chemistry. Tokyo National Research Institute of Cultural Properties. Tokyo. 1979. P. 51.

5. Burmester Dr. A. Technical Studies of Chinese Lacquer. Urushi, Proceedings of the Urushi Study Group June 10-27, 1985 Tokyo, The Getty Conservation Institute. P. 178.

6. Okada, Barbra Teri. A Spinkling of Gold, The Lacquer Box Collection of Elaine Ehrenkranz. The Newark Museum. Newark New Jersey. P. 14.

7. Umney, Nicholas. Oriental Lacquer, Conservation News Number 32 1987. P. 23.

8. Kenjo, Toshiko. Studies on Films Japanese Lacquer. III. The Change in Infra Red Spectra of Japanese Lacquer Films in the Course of Their Hardening and Deterioration, and Discussion on Conservation of Japanese Lacquered Art Objects. Journal of the Japan Society of Colour Materials. Vol. 46. No.7 July 1973. P. 426-428.

9. Umney, Nicholas. Op. cit., P. 23.

10.   Bailey, H.C. The Chemistry of Antioxidants, Antiozonants and Heat Stabilizers. Weathering and Degradation of Plastics. S.H. Pinner editor. Columbine Press. 1966. Manchester. P. 37.

11. Kenjo, Toshiko. Scientific Approach to Traditional Lacquer Art. Urushi. Proceedings of the Urushi Study Group June 10-27, 1985 Tokyo. The Getty Conservation Institute. P. 162.

12. Simonov, V. The method used for Conservation Treatment of the Vietnamese Lacquer Sculpture "Donator". ICOM Committee for Conservation, 9th Triennial Meeting, Dresden German Democratic Republic 26-31 August 1990. Preprints Vol. II. ICOM Committee for Conservation. P. 656.

13. Barchalia, Susanne. Apprenticeship and Conservation, Urushi, Proceedings of the Urushi Study Group June 10-27, 1985 Tokyo. The Getty Conservation Institute. P. 125.

14. Umney, Nicholas. Oriental Lacquer, Conservation News Number 32 1987. P. 23.

15. Weintraub S., Tsujimoto K., and Walters S. Urushi and Conservation: The use of Japanese Lacquer in the Restoration of Japanese Art, Ars Orientalis, Vol. XI 1979, Freer Gallery of Art. P. 44.

Первоисточник: 
Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования. ВХНРЦ; М., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.