ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ШКОЛА КОЛОРИСТИКИ для художников, реставраторов, искусствоведов и экспертов. 3

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Давыдов, Сергей Сергеевич, художник-реставратор высшей квалификации

Два приема подбора цвета тонирования

Сначала я хочу принести свои извинения за долгое молчание. Перенастраивал компьютер, что отбирало время и нервы. И так, во 2-ой части мы остановились на том, что мне необходимо рассказать о способе подбора цвета тонировки. Строго говоря, их существует 6. Но, честно говоря, я владею только 4-мя. Впрочем, практически, в работе мне хватает 2-х. Каждый хорош для своей задачи, и потому я упомяну оба приема.

Как мы уже установили, для того, чтобы взять нужный тон в «половину» или «треть» тона от оригинального, необходимо уметь управлять насыщенностью цвета. Практически это возможно только с помощью составления микса краски базового тона в краской комплементарного тона. Для того, чтобы это теоретическое заявление сделать практически ценным я воспользуюсь в качестве иллюстраций этой части лекции материалами, полученными измерением спектральных характеристик масляных красок «Старый мастер», выпускаемых московской компанией «Гамма». Причина выбора простая: это, кажется, самый малочисленный набор масляных красок, который можно увидеть на прилавках отечественных магазинов, что визуально просто удобно для наших демонстраций работы с Цветовым кругом. 

палитра масляных красок `Старый мастер`

Вот как выглядит диаграмма распределения в Цветовом круге красок «Старый мастер»:

палитра масляных красок `Старый мастер` с надписями

Внимание! Прошу вас не обращать внимание на возможные неточности в воспроизведении оттенков круглых цветных маркеров, так как раскраска маркеров в Цветовом круге выполняется средствами MS Windows в соответствии с загруженной программой MS Office палитрой. Кто знает, как работает операционная система, понимают причины ограничения точности. MS Office не решает вопрос достоверности воспроизведенного указанного в формуле тона, а подставляет из загруженной им палитры ближайший похожий тон.

И так. Допустим, в ходе тонировок нам необходимо получить оттенок, цветовые параметры (координаты) которого располагают его в Цветовом круге на месте обозначенный зеленым крестиком, а именно цветовой тон=37 градусов, насыщенность=69 процентов.

палитра масляных красок `Старый мастер`_координаты искомого оттенка

Для начала выберем в качестве базовой краски из палитры измерений маркер с цветовым тоном, близким к искомому. В моем выборе это краска №108, Кадмий оранжевый. Её координаты: цветовой тон=25 градусов, насыщенность=87%, яркость=100%. Очевидно, что ими могли стать и №104, Кадмий желтый темный с параметрами, соответственно 38, 96, 100, и №101, Кадмий Лимонный с параметрами, соответственно 48, 83, 100. Важно только обязательное выполнение 2-х условий: чтобы насыщенность и яркость базовой краски была ощутимо больше насыщенности и яркости искомого тона (поскольку на 2-х мерной диаграмме можно показать только 2 переменные, то мы в дальнейшем будем говорить только о цветовом тоне и насыщенности).

Первым шагом начнем управлять насыщенностью базовой краски, для чего подберем для Кадмия оранжевого комплементарный цветовой тон. В качестве него в нашем случае выступит №415, Неаполитанская голубая. Растяжка тона между этими двумя оттенками выглядит следующим образом:

комплементарные цвета

Как видно, добавление к оранжевому тону базовой краски голубого оттенка влияет на насыщенность цвета базового тона. Но при этом на растяжке мы естественно не находим искомый нами оттенок:

палитра масляных красок `Старый мастер`_комплементарные цвета

То есть, в общем случае невозможно получить искомый нами оттенок путем смешивания 2-х красок.

Чем же мы будем руководствоваться в выборе вспомогательной, 3-ей краски? А вот чем: нам необходимо сдвинуть построенную ось таким образом, чтобы она проходила через искомый нами оттенок (зеленый крестик) и оканчивалась №415, Неаполитанской голубой с цветовыми параметрами 206, 42, 86, или очень близким ему № 414, Неаполитанской синей спектральной с параметрами цвета 210, 32, 80. Как мы видим, относительная насыщенность №415 на 30% выше насыщенности №414, а яркость №415 на 8% выше яркости №415. По этой причине следует считать №415 предпочтительней №414.

Совершенно очевидно, что для этого в смесь первых 2-х красок следует добавить третью краску, чей тон больше искомого тона (то есть он находится правее искомого тона). Добавлением этой краски мы получаем производную, смесевую краску, которая будучи смешанная с №415 оказывается на одной линии с искомым тоном. То есть результирующий цветовой оттенок будет определяться соотношением между взятыми в смеси №108 и №101 и будет находиться на отрезке, соединяющим координаты этих двух красок.

`Старый мастер`_добавление третьего цвета

Растяжка цветовых оттенков между Кадмием оранжевым и Кадмием лимонным выглядит следующим образом:

растяжка между 108 и 101

В итоге, общая картина будет выглядеть следующим образом:

`Старый мастер`_3 поис цветового оттенка

Я полагаю, что теперь всем стало ясно как работает этот метод. Впрочем, мы наблюдаем отклонение оси от центра Цветового круга, что означает, что отныне в смеси 3-х красок не может присутствовать чистый серый оттенок. Однако для нас это не важно, так как перед нами стояла совсем другая задача, а управляя количеством Неаполитанской голубой в смеси 3-х красок, мы продолжаем влиять на насыщенность цветового оттенка всей смеси. Этот метод подбора необходимого цветового оттенка эффективно используют художники станковисты и монументалисты во многих странах мира. Естественно все выше сказанное выполняется в уме, но с помощью обращения к круговой диаграмме распределения цветовых оттенков красок наиболее привлекательного для них производителя. Я, к примеру, работаю с масляными и акварельными красками Winsor&Newton и пигментами Zecchi.

Теперь я обращу ваше внимание на тот факт, что мы, в  поисках нужного нам оттенка построили треугольник, внутри которого, с необходимость, располагается нужный нам цветовой оттенок. Таким образом, для решения любой конкретной задачи, на палитре реставратора должны находиться 3 хроматические краски и две ахроматические. В данном конкретном случае: Кадмий оранжевый, Кадмий лимонный и Неаполитанская голубая, а также белила и черная.

`Старый мастер`_4 построение цветового тона по 1-ой модели

Глядя на Цветовой круг, становится очевидным, что мы имеем возможность упростить треугольник. Но при этом, изменится и концепция поиска нужного цветового оттенка, изложенная выше. Главное, чтобы искомый нами оттенок находился в границах треугольника, вершинами которого являются краски данной серии. Это указывает, что первая концепция была неправа? Отнюдь. Но давайте до поры оставим ответ на этот вопрос без внимания.

Легко видеть, что ближайшим более простым решением является следующий треугольник:

палитра масляных красок `Старый мастер`_5 построение цветового тона по 2-ой модели

В этом случае мы уже не понижаем насыщенность базового тона потому, что базового тона просто нет. Здесь все три краски равноправны. Важно только, чтобы цветовой тон одной краски был меньше искомого, другой краски – больше искомого, а насыщенность третьей – обязательно меньше насыщенности искомой краски. Этот прием очень активно востребован художниками иллюстраторами и мультипликаторами всего мира так как он более чем иные методы:

  • располагает к использованию современных художественных маркеров профессионального уровня.
  • располагает планировать и решать творческие задачи формирования подходящей палитры колорита композиции, например, Зима или Лето, День или Ночь, Лес или Пустыня и так далее. С этой целью художник выбирает либо положение треугольника на Цветовом круге, либо сдвигает отображаемые в Цветовом круге цветовые оттенки в область той или иной яркости, той или иной насыщенности и пр. В нашем случае построенный нами треугольник цветовых оттенков выглядит следующим образом:

треугольник

Что должны знать и понимать реставраторы и художники смешивая три краски: все, заключенные в треугольнике, образованном вершинами их координат, цветовые оттенки доступны для творчества или работы. И ничего более.

То есть, второй продемонстрированный мной метод, является методом для творчества, а первый, методом решения специфических задач, например, реставрации. Впрочем, в одних случаях, я использую первый прием, в других – второй. Надо попробовать поработать с каждым и тогда понять (я больше предпочитаю определение «почувствовать») границы и специфику каждого. То есть, отвечая на выше заданный вопрос, скажу следующее: оба метода очень различны, оба имеют право на существование, а выбор того или иного метода – дело вкуса или предпочтений каждого человека в отдельности.

Для решения же нашей задачи, в случае второго способа смешивания красок, на палитре реставратора должны находиться 3 хроматические краски: Кадмий оранжевый, Кадмий лимонный и Палевая железноокисная (№615), а также 2 ахроматические краски: белила и черная.

И в качестве дополнительного вывода:

  1. В ходе работ по тонированию живописи реставратор обязан ограничиваться тремя хроматическими красками.
  2. Все работы по использованию реставраторами 2-х хроматических красителей являются дилетантскими и не могут поддерживаться Реставрационными, Методическими и Научными советами музеев и других организаций, осуществляющих художественно-реставрационные работы. Равно и обоснования, основанные на интернет-публикациях, якобы Андерс Цорн или кто-либо другой, использовал в своем творчестве только две краски, следует игнорировать так как таковые являются продуктами фантазий дилетантов.

 

Примечания:

- все измерения цветовых координат и построения Цветовых кругов выполнено автором лекции с помощью специального авторского программного обеспечения,

- все растяжки получены с помощью программы ColorImpact 4-ой версии.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(2 голоса)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.