ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ КИТАЙСКОЙ РОСПИСИ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ТЕХНИКЕ КОРОМАНДЕЛЬСКОГО ЛАКА, НА КРЫШКЕ ФРАНЦУЗСКОГО БЮРО

Симонов В.Г. (ВХНРЦ)

Исторические сведения

Техника "коромандельский лак" - разновидность восточноазиатских лаков. Назван по Коромандельскому побережью восточной стороны Передней Индии, через которую экспортировались в Европу произведения, выполненные в этой технике, в основном в провинции Хонан (Китай).


5. До реставрации

Техника Коромандельского лака представляет собой комбинацию резного лака и живописи. На деревянную поверхность наносился меловой грунт, а затем - многослойно - лак черного цвета, полученный естественным путем из сока лакового дерева. После отверждения лака производилась резьба до мелового грунта с сохранением внутренних перегородок рисунка. На белый цвет грунта накладывались краски ярких сочных цветов, полученные путем смешения лака с пигментами. Самое раннее упоминание об этой технике относится к XVIIв. В основном ее использовали при изготовлении ширм.

Описание экспоната и состояние сохранности

Крышка французского бюро представляет собой конструкцию полуцилиндрической формы, состоящую из наборной деревянной основы (семь склеенных полукругом брусков), торцевая часть которой выбрана под пазы в боковых стенках бюро. Лицевая часть основы украшена декоративной лаковой росписью в технике Коромандельского лака по грунтованной фанеровке, состоящей из четырех видимых частей, наклеенных на деревянную основу. Вероятно, эти части - створки ширмы, соединенные друг с другом для создания цельной композиции (как цветового декоративного пятна) без проникновения в сюжетно-композиционную линию: две правые части композиции наклеены в перевернутом виде, о чем говорят ветви деревьев, "опускающиеся" кверху, облака в нижней части композиции и перевернутые птицы.


6. Фрагмент. До реставрации

Можно предположить, что бюро делалось для Европы в Китае, так как видимый живописный лаковый слой является одновременной записью. Об этом говорят следы росписи на месте утраченного фрагмента записи и наличие гвоздя со следами росписи на шляпке, которым к основе в одном месте прибита фанеровка с лаковым слоем. Кроме того, в верхней средней части роспись выполнена в упрощенной технологии, здесь деревянная вставка покрыта грунтовым черным лаком, но расписана одновременно со всей поверхностью. И наконец, в подтверждение этому обстоятельству можно отметить, что вся живописная композиция менее изысканна - как по цвету, так и по техническому исполнению по сравнению с другими известными нам Коромандельскими лаками.

Забегая вперед, сразу отмечу, что раскрытие нижнего слоя не проводилось из-за того, что традиционные методы работы с темперной и масляной живописью здесь не подходят, а других не существует. Возможно, одна из следующих разработок и будет посвящена данной теме, но эта проблема не только практическая, но и культурологическая, исвязана она с традициями и развитием восточного искусства.

Тонкая деревянная основа под росписью позволяет предположить, что когда-то доски створок ширмы были стесаны до толщины шпона, что позволило согнуть их поперек волокон и приклеить в свободном порядке к цилиндрической поверхности деревянной основы крышки бюро. В результате температурно-влажностных изменений и разности коэффициентов сжатия (усушки) древесины вдоль и поперек волокон и частичного распрямления крышки произошел отрыв фанеровки с росписью от основы, и появилось пространство между первой и второй. После тщательного изучения поверхности оказалось, что отставание фанеровок с росписью от деревянной основы не повсеместное. Именно из-за этого произошла деформация поверхности: в местах отставания она, выгнувшись, поднялась. Отсюда разная высота фрагментов росписи на разных участках. Особенно сложная ситуация наблюдалась в центральной части сюжета. Кроме разлома фанеровки с лаковым слоем, можно было увидеть сильное локальное возвышение поверхности (типа вздутия) с низкой прочностью участка. Это место прогибалось от легкого прикосновения пальцем, существовала опасность механического повреждения лакового слоя.

Все указанные изменения значительно уменьшили прочность объекта и разрушили лаковый слой, на котором наблюдались многочисленные трещины, выпады, кракелюр. В местах соединения частей росписи образовались трещины из-за усушки фанеровок. С левой стороны отсутствовал довольно крупный фрагмент (11x21 см) росписи вместе с фанеровкой. Похоже, что красивый кусок был "демонтирован" специально. Предположительно, на этом фрагменте была изображена птица с длинным хвостом, часть которого сохранилась. Края вокруг утраченного фрагмента - рваные, с многочисленными утратами черного лака.

Крышка бюро ранее реставрировалась. По специально сделанным мелким отверстиям для подведения клея между основой и створками было видно, что фрагмент утрачен после реставрации. В центральной части разрушен рисунок птиц - утрачены лаковые рельефные фрагменты и красочный слой. Грунт не белого, а охристого цвета. По всей поверхности - многочисленные отставания лакового слоя, потертости, взбугривание, утраты черного лака, золота, фрагментов росписи.

Все вышеупомянутые дефекты вызвали необходимость разработки не только методики укрепления грунта, лакового слоя и его восполнения, но и способа фиксации (укрепления) отошедшей от основы фанеровки с росписью в местах особенных разрушений без заполнения образовавшихся пустот.


4. Крышка французского бюро. Китайская роспись в технике Коромандельского лака. XVIII в. ГМЗ "Петергоф".
Инв. № ПДМП-764 мб. До реставрации. Специальная многофункциональная конструкция: (1) для относительной фиксации изгиба крышки во избежание ее распрямления; (2) для транспортировки; (3) в качестве кронштейна для различных, необходимых в процессе консервации приспособлений (средняя часть двигается по всей длине крышки).

Реставрация конструктивных элементов крышки

Прежде чем приступить к каким-либо работам, была проведена предварительная фиксация лакового слоя росписи путем капания расплавленным воском на поверхность. С кончика разогретого электрошпателя расплавленный воск капает на разрушенный участок и застывая укрепляет его. Техника данного процесса была заимствована из работы берлинских реставраторов А.Франке и В.Порцецински. Затем была сделана специальная фиксирующая конструкция, предохраняющая крышку от коробления. Больших изменений не ожидалось, так как сам способ склейки деревянных брусков предполагал достаточную устойчивость данной формы. Но так как в ходе реставрации крышка была вытащена из пазов бюро, то малейшее изменение ее формы могло затруднить или даже исключить возможность ее монтажа на первоначальное место. Для контроля над изменением формы был сделан чертеж пазов для крышки бюро. Пазы выполнены с учетом диапазона естественных для дерева изменений. Чертеж периодически прикладывался к торцам крышки. В самые опасные периоды начала и конца отопительного сезона наблюдалось некоторое незначительное движение в пределах допустимого. Кроме создания фиксирующей конструкции, с целью предохранения крышки от колебаний температурно-влажностного режима ее оборотная сторона была обработана и тщательно завощена.

Заполнение пустот исключили сразу, так как при возвращении крышки в прежнее состояние, т.е. к более округлой форме (при изменении температурно-влажностного режима), произошло бы неминуемое разрушение декоративной поверхности. А демонтировать части росписи и приклеить их обратно, было нельзя из-за несоответствия ширины крышки и длины каждой части росписи, а также недостаточной прочности соединения лакового слоя с грунтом. Если бы речь шла не о лаковой росписи со специальными свойствами, были бы применены более радикальные методы, характерные для реставрации мебели. Именно лаковый декоративный слой обусловил ту крайнюю осторожность, с которой проводилась работа.

Для сохранения прочности сцепления между лаком, грунтом и деревом было необходимо зафиксировать ослабленные участки поверхности. Для этого в отверстия, сделанные при предыдущей реставрации, вставлялись деревянные штыри типа кляммеров, где площадь склейки ограничивалась толщиной фанеровки. Они явились опорами для тонкой фанеровки с росписью. (Мы руководствовались следующими соображениями. В случае если форма крышки вернется в прежнее состояние, штыри вылезут наружу, не разрушив лаковый декоративный слой. Это будет означать, что две плоскости соединились, пустоты исчезли. Тогда можно будет подпустить клей через имеющиеся отверстия, с помощью струбцин и других специальных приспособлений прижать фанеровку с росписью к основе и тем самым выровнять ее.)

Вдоль поперечных швов декоративной поверхности также наблюдалось несовмещение частей, когда одна часть оказывалась выше другой. Они были совмещены путем легкого придавливания возвышающейся части и вклейки между ними шпона или тонкой деревянной пластины. После высыхания клея части фиксировались на одном уровне.


7. Фрагменты реставрационных восполнений, которыми восстановлена большая утрата авторской росписи. Съемка выполнена при боковом освещении лампой накаливания (200 Вт) для выявления восполнения. При таком освещении виден коричневый оттенок монтанского воска. В левом нижнем углу вставка квадратная с текстом: "ВХНРЦ 94"

Разработка методики реставрации лаковой живописи, выполненной в технике коромандельского лака, проводилась по ранее созданной автором методике, утвержденной Ученым советом ВХНРЦ1, т.е. на основе применения воско-смоляных мастик различных видов с учетом температур плавления2.

Несмотря на то что восточноазиатский лак не растворяется практически ничем, устойчив к воздействию кислот и щелочей, допускает нагрев до 100°С без риска видоизменения, были сделаны пробы. В результате пробного нагрева на неответственном участке поверхности образовался легкий мелкий золотистый кракелюр. Отрицательным было также воздействие спирта на черный фон росписи. Место, смоченное спиртом, мутнело, появлялся отлип. Это говорило о том, что экспонат имел позднее инородное покрытие. Химический анализ показал, что этим покрытием служил водорастворимый клей животного происхождения. Удалить его с помощью воды или водно-спиртового раствора не представлялось возможным. Дело в том, что технология создания восточноазиатских лаков предполагает использование воды при шлифовке и полировке. Лак наносится слоями, завершающий слой очень тонко. (Именно он дает характерный для лаков этого вида блеск.) Если при удалении загрязнений активно воздействовать на этот слой водой, то при протирке тампоном он просто сотрется. Активное использование спирта также нежелательно. Совершенно нейтральны к лаку пинен и уайт-спирит.

Прежде чем приступить к укреплению лакового слоя, необходимо было выбрать источник нагревания лаковой поверхности. Использование лампы накаливания исключалось, так как лак очень подвержен воздействию света, особенно ультрафиолетовому излучению. (При большом количестве света теряется натуральный блеск, появляется блеклость, становится видно основание из-за ухудшения качества блестящей пленки и улетучивания ее молекул3).

Вид разрушений и состояние сохранности лакового слоя позволяли использовать технический фен с терморегулятором, так как поток воздуха не наносил вреда декоративной поверхности и не распылял лаковые частицы. Перед укреплением лакового слоя желательно было найти такой способ нагрева поверхности, при котором не появлялся бы золотистый кракелюр. На поверхность тонким слоем был нанесен горячий воск. Несмотря на то что под воздействием нагревания воск плавился, он выполнял "амортизирующую" функцию распределителя тепла, что дало возможность провести укрепление на воско-смоляную мастику без побочных нежелательных последствий. Нанесенный воск нагреваясь одновременно проникал в мелкие трещины лака, тем самым укрепляя его. Также воск сыграл положительную роль при его удалении после укрепления поверхности. Лак стал в этих местах чистым и приобрел свежий вид. (При правильном соотношении температуры поверхности с температурой воска можно получить исключительную проникаемость. Важно определить оптимальную температуру нагрева лаковой поверхности. При недостаточном нагреве воск и воско-смоляная мастика не будут обладать хорошей проникаемостью, в то время как при чрезмерном нагреве возникнет опасность разрушения декоративных свойств лака, а воск начнет пузыриться - кипеть, что будет мешать его хорошему проникновению под лаковый слой.)


8. Авторские элементы росписи, послужившие аналогией

Работа с лаковым слоем и грунтом

Используемые инструменты: тепловой электрошпатель, фторопластовый шпатель, технический фен, фторопластовая пленка, скальпель, кисть.

Укрепление лакового слоя проводилось следующим образом. Воско-даммарная мастика с помощью теплового шпателя капалась на предварительно разогретую лаковую поверхность в необходимых местах. Мастика проникала сквозь трещины под лаковый слой и застывая укрепляла его. В труднодоступных местах с мелкими трещинами использовался воск.

В тех случаях, когда у лакового слоя приподняты края, удобно пригладить укрепленные участки шпателем, смоченным в воде. Воск или мастика быстро застывают, успевая удержать лаковый слой. В этом случае воск, нанесенный на поверхность, позволяет реставратору работать шпателем без какой-либо прокладки, что дает хороший обзор поверхности. Но если воска на поверхности недостаточно, естественно, желательно использовать фторопластовую пленку.

Верхние тонкие слои разрушенного лака хорошо укреплялись обычным методом, заимствованным из техники реставрации масляной и темперной живописи. 15%-й раствор мастики с пиненом внедрялся с помощью кисти под лак с последующим приглаживанием теплым шпателем через фторопластовую пленку.

В одном труднодоступном месте, где лак отслоился от основы, был применен найденный ранее1 способ укрепления подобного вида разрушений. Порошок воско-смоляной мастики внедрялся под лаковый слой, а потом это место проглаживалось теплым шпателем через фторопластовую пленку. Мастика под лаком расплавилась и укрепила его.

После удаления излишков воска с поверхности обычным механическим путем, с использованием деревянного шпателя (чтобы не поцарапать поверхность), и проглаживания теплым шпателем через фильтровальную бумагу поверхность протиралась тампоном, смоченным пиненом.

Роспись по светлому грунту укреплялась на рыбий клей (5-8%-й раствор) традиционным методом, во избежание потемнения грунта от воска.

Все работы, связанные с повышенным температурным режимом, проводились в допустимых пределах (см. выше). Нагрев поверхности в соотношении с температурой плавления воско-даммарной мастики определялся эмпирическим путем.

Удаление потемневшего позднего инородного покрытия


9. После реставрации

При удалении воска декоративная поверхность значительно очистилась. Сделанная проба показала, что под потемневшей пленкой инородного покрытия открылись яркие сочные цвета росписи. Раскрытие проводилось промывочным составом разной концентрации (спирт+пинен, 1+3, 1+1), в зависимости от прочности покрытия и загрязнений. Во избежание обильного использования спирта и других растворителей довыборка загрязнений и инородного покрытия в заглубленных местах расписных участков проводилась с помощью заостренной деревянной палочки.

Восполнение утрат черного лака

Получение черного восточноазиатского лака происходит под воздействием металла на сок лакового дерева, если перемешивать его в металлической емкости в течение 30 часов или при добавлении в сырой лак сажи2. Технология многослойного нанесения лака на поверхность дает ту глубину и прозрачность черного цвета, которая так характерна для восточноазиатского лака. Именно поэтому почти невозможно имитировать его применяемыми в реставрации красками. Ни акварель, ни темпера, ни другие краски не дают столь насыщенного черного цвета, какой имеет лак. И даже когда наконец удалось подобрать черный пигмент в смешении с даммарным лаком, его можно было использовать лишь при тонировках мелких изъянов, так как состав, несмотря на достаточную насыщенность, не имел той же глубины цвета. Поэтому для восполнения утраченных фрагментов черного лака был найден следующий способ.

На гладкую поверхность наносилась горячая масса, составленная из 2 частей полиэтиленового воска, 1 части пчелиного воска и пигмента. Полиэтиленовый воск добавлялся для прочности. После застывания массы пластина придавливалась к полукруглой поверхности и разламывалась. Образовавшиеся кусочки наборным способом укладывались на необходимые места. После этого они прикреплялись к основе на воск.

Почему надо было делать пластину, а не использовать горячую массу для мастиковки утрат? Во-первых, использование полиэтиленового воска резко снижает адгезионные свойства мастики. Во-вторых, маленькие кусочки легче укрепить на поверхности. В-третьих, мозаичный набор повторяет характер кракелюра, который является уже неотъемлемой частью декора.

После укладки пластин на них сверху накладывалась фторопластовая пленка, через которую поверхность осторожно проглаживалась теплым шпателем. В трещинах и мелких выпадах лака основа прогревалась феном, пропитывалась воском, а потом шпателем впаивался кусочек имитационной пластины и выравнивался по возможности горячим шпателем. Затем все восполненные места выравнивались скальпелем, срезались, зачищались, шлифовались ватным тампоном с небольшим добавлением пинена и последующей полировкой замшей.

Надо отметить, что использование имитационных средств в данном случае позволило делать восполнения приближенными к внешнему виду произведения, не нарушая принципа отличимости. Имитация же кракелюра на восполненных частях оказалась необходимой для создания цельного восприятия объекта.

Заполнение утрат полностью мастикой выявило бы эти места. В результате они бы привлекали к себе ненужное внимание.

Проблема воссоздания утраченных фрагментов рельефного и живописного рисунков

Для восполнения утраченных фрагментов рельефного рисунка с росписью необходимо было получить так называемые "рельефные" краски. Имеющиеся рельефные пасты оказались менее пригодными в силу их необратимости, трудности обработки и других причин. В связи с предъявляемыми требованиями "рельефные" краски должны: 1) быть на основе воска, 2) быть прочными, 3) быстро затвердевать, 4) обладать способностью моделировать форму, 5) обладать хорошими адгезионными свойствами.

Для получения восковых рельефных красок были опробованы различные материалы. Наиболее предпочтительным оказался монтанский воск в смешении с восковой пастелью и МСН-7. Монтанский воск4 - после отверждения плотный, поддается обработке (режется, счищается, моделируется теплым шпателем). Его коричневый цвет соответствует окраске коричневого натурального лака, на основе которого обычно изготавливаются краски, и при смешении с пигментами он придает цветам благородный оттенок, характерный для цветовой гаммы произведения.

МСН-75 - продукт, представляющий собой раствор полиметилсилазана в толуоле. На различных подложках образует блестящее твердое покрытие, обладающее хорошей термостойкостью. Его используют в качестве пропиточного материала и отвердителя эпоксидных и кремнийогранических соединений, а также в качестве влагостойкого защитного покрытия. Применяется в качестве модификатора восков, смешивается с воском, обратим в данном сочетании (растворим уайт-спиритом), повышает адгезионные свойства смеси, способствует увеличению ее прочности, позволяет воздействовать теплом.

Перед нанесением красок подготавливалась поверхность. На место утраты наносилась светлая подложка из тугоплавкой смеси монтанского воска (монтанский воск + белый пигмент). На предварительно подготовленную поверхность, разрыхленную и пропитанную горячим воском, теплым шпателем наносился состав. После отверждения состава поверхность по возможности выравнивалась скальпелем по верхнему уровню авторского слоя. Потом полукруглой стамеской выбирались заглубленные плоскости. После этого ватным тампоном, смоченным в пинене, поверхность заглаживалась. Таким образом получилось рельефное восполнение утраченных фрагментов птиц и других элементов композиции в средней части крышки.

В других местах поверхность моделировалась несколько иным способом в соответствии с авторским рельефом. Наносилась черная краска для получения перегородки, отделяющей цвета и являющейся контуром изображения. Послойное наложение краски после застывания каждого последующего слоя позволяет увеличивать высоту перегородки до необходимых пределов.

После этого цветными восковыми красками в углубленных местах делалась роспись с предварительным подогревом основы и красок. По окончании восполнения красочного слоя производилось оплавление восполненного участка. (Под воздействием тепла с помощью фена краски становятся ярче, приобретют глубину цвета.) Восполнение соответствовало авторской росписи.

Роспись на гладкой черной лаковой поверхности и на восполненных местах утрат черного лака восполнялась теми же красками.

В тех местах, где оказалось нецелесообразным использовать кусочки имитационной пластины, применялась специальная мастика, составленная из монтанского воска + даммарной смолы (2+1) + сажи.

Очень важным является процесс подготовки и нанесения мастики на деревянную поверхность. Он состоит из следующих операций: 1) зашкуривание ("зашершавливание") поверхности, 2) нагрев этой поверхности феном, 3) пропитка этой поверхности воском, 4) нанесение черной мастики теплым шпателем чуть выше уровня авторского слоя, 5) срезание излишков мастики скальпелем и выравнивание поверхности в крестообразном направлении, 6) протирка поверхности тампоном с пиненом, 7) располировка (замша или капрон). Процессы, описанные в данной главе, сложны, требуют некоторых навыков работы с восками. Например, чтобы выровнять замастикованную поверхность, важно уловить момент, когда мастика уже затвердела, но еще не остыла окончательно. Особенно важно тщательно обработать поверхность деревянной основы для хорошей адгезии.

Восполнение крупного утраченного фрагмента росписи

Ввиду полного отсутствия каких-либо аналогий или других убедительных данных, для достоверного воссоздания утраченной части композиции реставрационным советом было рекомендовано воспользоваться так называемым "методом трансплантации" авторских изобразительных мотивов, взятых на самом экспонате и перенесенных в места утрат. Этот метод позволил воссоздать цельность восприятия памятника без нарушения принципа отличимости и других этических норм реставрации.

Из росписи были произвольно выбраны фрагменты, которые при перенесении их рисунка давали бы ощущение цельности памятника при полной бесспорности вторичности восполнения. Необходимо было скомпоновать фрагменты: один с рельефной росписью и другой с росписью по гладкой черной поверхности. Для этой цели были сделаны методом формовки с использованием сиэласта и гипса копии рельефа и фактуры авторского лакового слоя с подходящих мест. После долгих поисков материала восполнения был выбран монтанский воск. Кроме удобства работы с ним, он в большой степени передает необходимые декоративные качества черного лака (блеск, глубина цвета, фактура). В то же время легко отличим при боковом освещении лампой накаливания мощностью от 200 ватт и выше. В этом случае проявляется коричневатый оттенок воска.

Для того чтобы от горячего воска сиэластовая форма не фалдила, в момент полимеризации сиэласта сверху была положена марля, которая при заливке гипсом дала сцепление по всей поверхности. Полученные копии в виде восковых пластин были укреплены на воско-смоляную мастику на место утраченного фрагмента и после некоторой корректировки расписаны в соответствии с оригиналом. Восполненный участок влился в образно-цветовой контекст росписи при полной отличимости от авторского.

Для придания большей прочности краскам, которыми проводилось восполнение (воск, пигмент + МСН-7, 5%), восстановленные участки покрывались защитным слоем (2%-й раствор МСН-7).

Кстати, использование имитационных материалов и полное несоответствие рисунка восстановленного фрагмента с окружающей его авторской росписью дало возможность предельно близко скопировать авторские участки. Прочность выполненного фрагмента вполне достаточна при правильном музейном эксплуатировании экспоната с соблюдением всех мер предосторожности, связанных с освещением экспоната при фото-киносъемках. Если следовать музейным нормам по длительности освещения и расстоянию осветительных приборов от экспоната, то съемка не принесет вреда. Кстати, данные меры важны не только для сохранения реставрационных доделок, но и для сохранения декоративных свойств самого лака в связи с вредным влиянием на него света3.

Примечания

1. Методика реставрации вьетнамской лаковой скульптуры "Донатор"//С. 19-24 наст. сб.

2.   Simonov V. The method used for conservation treatment of the Vietnamese lacquer sculpture "Donator"//ICOM. Committee for Conservation 9 th Triennial Meeting. Dresden, 1990. Washington, publ. 1990.

3.   Kenjo Toshiko. Discoloration and Deterioration of Certain Wooden Material Irradiated by the Sunlight//Conservation-Restoration of Leather and Wood: VI Int. restor. seminar [Hungary]. 1987. P. 29-30.

4. "Буроугольный", экстрагируют бензолом или бензином из бурого битуминозного угля. Буроугольный воск относится к ископаемым воскам. Температура плавления = 85-90°С, число омыления = 80-120, кислотное число = 20-40, йодное число = 10-25, плотность = 0,99-1,00 г/смЗ.

5. ТУП-146-69.

Первоисточник: 
Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования. ВХНРЦ; М., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.