ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ШКОЛА КОЛОРИСТИКИ для художников, реставраторов, искусствоведов и экспертов. 2

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Давыдов, Сергей Сергеевич, художник-реставратор высшей квалификации

Управление параметрами цвета на конкретном примере

Первую лекцию я окончил на том, что в реставрации, с точки зрения колористики, следует соблюдать границы «коридоров» по всем 3-м параметрам краски: цветовому тону, насыщенности и яркости. Теперь давайте применим полученные данные для решения конкретной задачи. Для начала я предлагаю выбрать самую простую задачу – тонирование восполнений утрат в археологической керамике без поливы и цветного ангоба, то есть тонирования в цвет обожженной керамической массы. Иначе говоря, наполним смыслом одну из задач реставрации и поймем существо формулировок «добавить грязцы», «взять цвет на пол-тона («на четверть», на «треть»…) ниже» и так далее. По моим наблюдениям в настоящее время реставраторы, подбирая нужный тон, в качестве корректирующей добавки, «грязцы», используют черную краску. Давайте разберемся, насколько это грамотное решение задачи.


Для начала уточню, что керамическая посуда и другие древние изделия из глины после обжига обладают либо красным, либо желтым, либо белым цветом. Последний встречается не так часто, как два предыдущих. Я возьму в качестве примера подбор краски для тонировки восполненных утрат на изделиях из желтожгущуейся глины. Поверхность таких изделий, если не встречаются включения камешков и песка, как это бывает с посудой, изготовленной без использования гончарного круга (то есть вылепленных на мешках), имеет гомогенную в цветовом отношении поверхность. Допустим наш спектрофотометр дал результат измерения по цветовому тону – 30 градусов, а по насыщенности – 60%. Опытный реставратор задаст мне законный вопрос: «почему 60?» Действительно, насыщенность цветового тона керамического черепка обычно удерживается в границах 20-40%. Но в этом случае усиливаются проблемы с итак не идеальной цветопередачей мониторов. Часто вместо нейтральных серых оттенков появляются зеленые или пурпурные оттенки. Поэтому я на 20% отодвинул верхнюю границу «коридора» и тем самым, надеюсь, большинство читателей будут видеть схожие по внешнему виду иллюстрации.

Те, кто не имеет спектрофотометра легко может использовать для этой цели веер цветов красок компании Caparol, а именно серии «3D System», так как кажется только он один содержит помимо фирменной кодировки цвета указание параметров цвета в профессиональной цветовой модели L.a.b. или точнее ее интерпретации для цветового круга – LCh. Последний параметр «h», записанный в верхнем поле листочка веера – это сокращение слова «hue», то есть цветовой оттенок. Искомый нами параметр цветового тона, я надеюсь, что вы помните, измеряется в градусах. Однако будьте осторожны с параметром «С» - насыщенность. Он в этой модели измеряется не в процентах и его максимальное значение равно 140. Однако я для собственного удобства конвертирую его в шкалу процентов с максимальным значением 100%. С этой целью я умножаю полученное значение «С» на поправочный коэффициент 0,71 (он получается простым делением 100/140). То есть если значение параметра насыщенности полученного из веера равно, к примеру, 78, то произведя умножение 78х0,71 я получаю значение 55,71%. Обычно для параметров цвета я пользуюсь целочисленными значениями, для чего округляю результаты показаний прибора или результаты вычислений в большую сторону. То есть наш искомый параметр равен 56%. Вкратце поясню, что вычисления в целых числах дают палитру возможных оттенков цвета равную 7,5 миллионам, чего безусловно более чем достаточно для работы реставратора.

Чтобы упростит задачу, но главное, оставить описание правил подбора цветов на третью лекцию, в дальнейшем изложении я буду исходить из того, что на нашу удачу мы имеем пигмент, идеально совпадающий по тону с измеренной величиной на черепке. Данное допущение не фантастика. Я подобным образом действовал еще лет 40 назад, когда в качестве пигмента использовал пигмент, полученный путем перетира фрагментов реальной обожженной керамической массы. Далее я буду демонстрировать и комментировать иллюстрации, на которых верхняя плашка – это «выкрас» искомого нами пигмента насыщенностью 60% и яркостью 100%. Ниже расположена шкала из 11 полей яркости различного значения с шагом 10%. Таким образом, в нижней части иллюстрации расположена система постепенного убывания яркости за счет смешивания исходной краски (крайнее правое поле) с черной краской. Впрочем, все необходимые данные написаны на полях, справа и внизу цветовой диаграммы. Дома вы можете легко построить такую шкалу смешивая любую краску светлых оттенков с любой черной краской. Только будьте готовы, что равные добавки черной не позволят вам получить равномерную шкалу. В этом вопросе есть свои тонкости. Таблицы пропорций добавки черной краски для получения равномерной шкалы впервые были опубликованы еще в 19 веке, так что вам придется либо приобрести современное руководство по смешиванию красок, согласно которому краска выдавливается в нужной мере на расчерченную делениями пластинку, либо поискать в интернете бесплатную публикацию старинных рекомендаций (современные в свободном доступе кажется не бывают), либо дождаться моей книги и пользоваться ее справочным материалом. Итак.

уменьшение яркости эталон-S60%, B100%, шкала-S100%, B0-100%

Прошу не волноваться тех, кому цвета на мониторах покажутся неестественными. Все иллюстрации изготавливались с контролем с точностью передачи цвета (что несложно проверить любым Color Piker`ом). Просто для того, чтобы цвета на экране выглядели правильно, необходимо не реже 1 раза в месяц калибровать мониторы, а затем грамотно выставить полученные profiles. Кстати не смотря на заверения фирм, оказывающих услуги по настройке мониторов, надо понимать, что все мониторы отличаются классом, и поддаются хорошей настройке только те, что рассчитаны для профессиональной и продвинутой (advance) работы. То есть не следует ожидать от мониторов эконом-класса, а также мониторов со старыми экранами, качественной цветовой коррекции. Прежде, на мониторах с электронно-лучевыми трубками все было значительно лучше.

Очевидно, что опыт по использованию черной краски с целью придания базовому тона «грязцы» следует считать неудавшимся. Для большей достоверности продемонстрирую эту же иллюстрацию с наложенной на нее черной маской с щелями. Ни одного близкого к нашей задаче результата.

уменьшение яркости эталон-S60%, B100%, шкала-S100%, B0-100% щели

Согласитесь, что все это мы уже видели в первой иллюстрации. Впрочем, предвижу возражения, мол, для преодоления данного обстоятельства существую белила. Что ж. Давайте остановимся на этом вопросе подробнее.

Основным правилом, которым руководствовались профессиональных художники с давних времен – это использование в подборе для написания того или иного места в картине не более трех хроматических красок. Черная и белая краски в расчет не идут – они всегда на палитре. Некоторые художники утверждают, что им для работы достаточна смесь 2-х красок. Если они говорят о гризайли, то все верно. Но если они подразумевают традиционную станковую живопись, то это глупости на которые не следует отвлекаться. В этой связи мне хочется упомянуть устойчивую нелепую легенду, распространяемую в интернете, что Андерс Цорн писал свои картины 2-мя хроматическими красками. Конечно, это чушь. Рембрандт, абсолютный модернист в живописи своего времени, в портретах, управлялся 4-мя красками, но при всем своем «авангардизме» ни как не 2-мя. Об этом, подробно, в третьей лекции. А пока кратко: если бы белила увеличивали яркость красок, то тогда с их помощью можно было бы увеличить яркость базового тона в тысячи раз. Понятно, что это нонсенс. Напомню, что пейзажист Архип Иванович Куинджи, чтобы увеличить яркость луны на своей картине, в тайне от зрителей, подсвечивал на выставке проектором луну на своей картине с помощью сфокусированного изображения светового пятна. Многие синтетические пигменты, используемые сегодня для производства красок, имеют максимальную яркость 100%. Тот, кто думает, что 100% яркости исходного пигмента и 100% яркости белил могут дать 200% - заблуждаются. В пигментных и красочных смесях результирующая яркость уменьшается, а не увеличивается. Пигменты – это не ударный коммунистический труд товарища Стаханова. Больше ста процентов яркости не бывает. Поэтому добавим ли мы белила в базовый тон (от этого яркость смеси уменьшается) или просто возьмем одну белую краску, максимальная яркость может быть только 100%. Кстати, попадание в нужный тон путем смешивания 2-х красок теоретически возможно, но это исключительно редкое явление, наверное один случай на миллион, и потому на него рассчитывать не следует.

Теперь посмотрим, как изменится ситуация, если мы понизим насыщенность подбираемого цветового оттенка (нижняя часть иллюстрации). Сразу публикую диаграмму с маской. Напомню, что все необходимые данные подсказки читатель найдет на полях иллюстрации.

уменьшение яркости эталон-S60%, B100%, шкала-S90%, B0-100% щели

Очевидно, что существенного результата мы не достигли, хотя нижняя шкала перестала быть такой цветной. Опускаю очевидно бесполезные (вы догадались почему я их назвал «бесполезными»? Если вникнете в суть происходящего, то ответ придет сам) пробы со шкалами насыщенностью 80, 70, 60 и 50% и сразу перехожу к иллюстрации с маской на насыщенности 40%.

уменьшение яркости эталон-S60%, B100%, шкала-S40%, B0-100% щели

Можно сказать – успех. Нам удалось «опустить один из вариантов тонировки на четверть тона» в одной из 11 прорезей маски. Заметьте: мы сейчас перешли на насыщенность, равную верхней границе «коридора» для обожженной керамической массы. Опустимся, для получения закрепления результата, еще на 10%. Результат очевиден.

уменьшение яркости эталон-S60%, B100%, шкала-S30%, B0-100% щели

Вывод: «добавление грязцы» в виде черной краски не позволяет уменьшить тон краски с тем же параметром по цвету. То есть, отвечая на вопрос: «можно ли, управляя (уменьшая) яркостью путем добавления черной краски, получить оттенок на пол-тона ниже оригинального тона, мы получили однозначный ответ – нет.

Еще одним выводом является констатация, что в целом нам удалось сдвинуть ситуацию в положительную сторону путем понижения насыщенности подбираемой краски. Попробуем теперь управляя насыщенностью достичь нужного результата.

Теперь мы будем работать с краской с постоянным и максимальным значением яркости – 100%.

эталон-S60%, B100%, шкала-S0-100%, B100%
эталон-S60%, B100%, шкала-S0-100%, B100% щели

Как мы видим из рисунка, у нас сразу появляется несколько вариантов, которые, условно (!), можно было бы назвать: «на четверть тона» (40%), на «треть тона» (30%) на «пол-тона» (20%).

Давайте продолжим исследование темы управления насыщенностью как инструмента для подбора рецептуры тонирования мастиковок. Для этого будем последовательно уменьшать яркость краски путем добавки в нее черной.

эталон-S60%, B100%, шкала-S0-100%, B90%
эталон-S60%, B100%, шкала-S0-100%, B90% щели

Очевидно, что с уменьшением яркости мы ухудшили результаты, полученные в предыдущем эксперименте. Попробуем уменьшить еще.

эталон-S60%, B100%, шкала-S0-100%, B80%
эталон-S60%, B100%, шкала-S0-100%, B80%щели

Результат полностью отрицательный. Вы обратили внимание, что с каждым понижением яркости результаты становятся все более неудовлетворительными? То есть мы опять убеждаемся, что использование регулирования яркостьи (добавление черной краски) для подбора нужного цветового оттенка не только не нужно, но и вредно. На этом выводе я оканчиваю вторую лекцию.

О том, каким же образом решается наша задача и в чем состоит подбор краски пускай хотя бы в таком, простом случае, я расскажу в третьей лекции.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(0 голосов)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.