ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ШКОЛА КОЛОРИСТИКИ для художников, реставраторов, искусствоведов и экспертов. 1

Аватар пользователя Сергей Сергеевич
Давыдов, Сергей Сергеевич, художник-реставратор высшей квалификации

Вводные замечания

Существует немало разнообразных подходов в описании полихромнии в произведениях изобразительного искусства. Вашему вниманию предлагается подход, принятый среди профессионалов живописцев, иллюстраторов и мультипликаторов ряда стран. Этот подход отличается простотой, очевидностью и, что главное, прогматичностью так как позволяет легко решать широкий круг задач как продвинутым пользователям, так и начинающим.

Для описания цветовых оттенков в произведении искусства, или пигментации кожи в медицине, или для описания цветового оперения птиц, а также хроматического богатства садовых цветов, чем занимались первые цветовые шкалы и справочники, придумано множество цветовых моделей. Практически все они 3-х мерные. Некоторые из них, как например, RGB, CMYK, широко известны, а некоторые менее известны, например, шестнадцатеричный код, XYZ и так далее не удобны для восприятия широким кругом пользователей. По этой причине инженеры и математики разработали большое количество цветовых моделей, интуитивно понятных как специалистам в области колористики, так и самому широкому кругу лиц далеких от тонкостей этих вопросов. Более того, наилучшим образом они представляются в диаграммах давно и широко известных как Цветовые круги.

И так. Сегодня в быту, в науке и в производстве цвет описывается тремя параметрами:

1. Цветовой тон. Он все хорошо известен по детской поговорке «Каждый-Охотник-Желает-Знать-Где-Спрятался-Фазан». Однако мы, вслед за промышленностью, изготавливающей краски и наукой их изучающей будем измерять цветовой тон и измерять его в градусах. Эта практика ведется с 18 века, когда в научный оборот был введен Цветовой круг. Поскольку в круге 360 градусов, то и область определения потенциально возможных оттенков равна 360 градусам. За «0» в шкале цветовых тонов принят «Истинный» красный цвет. Таким образом, все возможное многоцветье краски укладывается между градусами 1 и 360.

Приборы, которыми измеряют параметры цвета, называются спектрофотометрами. Спектрофотометр, с которым работаю я, имеет разрешение (точность) до одной десятой доли параметра измеряемой величину. То есть инструментально я могу измерить цветовой оттенок с точностью 3600х1000х1000=3.600.000.000, то есть больше, чем три с половиной миллиарда цветовых оттенков. Очевидно, что такая точность. Впрочем, о том, какой точность можно ограничиваться мы будем говорить несколько позже. К примеру, популярная среди широкого круга пользователей программа PhotoShop работает с целочисленными значениями. Это означает, с его помощью можно измерить и синтезировать 360х100х100=3.600.000 цветовых оттенков.

Профессинальный цветной круг 12х11_HSB

Как я уже упоминал, пространство всех цветовых оттенков 3-х мерно. Но на диаграммах, в книгах или на экране монитора, мы можем наблюдать только 2 параметра. Исторически установилось, что это цветовой тон и насыщенность. Поскольку Цветовой круг фактически является сечением 3-х мерного «цветового тела», согласно договоренностям в профессиональной среде сечение это производится на уровне значения яркости в 50%. В этом случае наш цветовой круг будет иметь следующий вид:

Профессинальный цветной круг 12х11

Воспроизведенный в качестве примера Цветовой круг работает с 12х10х10=1.200 цветовыми оттенками, так как имеет очень грубый шаг по шкале «цветовой тон» - 30 градусов, а также сравнительно грубые шаги по координатам «насыщенность» и «яркость» - по 10%.

Сразу замечу, что продающиеся в магазинах Цветовые круги никакого отношения к нашей теме не имеют. В основной массе это дилетантские компиляции, поэтому ни в каких случаях не стоит их приобретать. У них просто по недоразумению то же название. На этом схожесть заканчивает.

Впрочем, цветовая шкала не обязательна должна иметь форму круга. Я Цветовым кругом пользуюсь только когда выбираю комплементарные цвета или когда выбираю оптимальный набор красок для построения колористического треугольника. Но о них позже. Поэтому в большинстве случаев я пользуюсь обычно прямоугольной системой координат. В этом случае цветовая шкала выглядит следующим образом:

шкала цветового тона

2. Насыщенность. Этот параметр описывает насколько тот или иной цветовой тон является чистым. Насыщенность измеряется в процентах, при чем 0% будет соответствовать серый тон с плотностью 50%, а 100% белый цвет.

шкала насыщенности

Однако на сечении по шкале яркости на 50% наша шкала будет иметь следующий вид:

шкала насыщенности 50

3. Яркость. Этот параметр описывает различия между восприятием краски на свету, в полутени или в глубокой тени. Яркость измеряется в процентах, при чем 0% будет соответствовать черный тон, а 100% чистый цветовой тон.

шкала яркости

Таким образом, художникам, реставраторам и искусствоведам придется привыкать к тому, что помимо цветового тона существуют громадное множество цветовых оттенков, сплошь заполняющих диаграммы. То есть каждому цветовому оттенку соответствует определенное место на Цветовом круге (далее я буду писать ЦК) или прямоугольной диаграмме. Умению пользоваться круглыми и прямоугольными диаграммами и посвящена следующая, первая лекция.

Предваряя дальнейшее изложение материала, сделаю несколько важных замечаний:

  • Цветовой круг – изобретение давнее, не позже 18 века. Однако он имеет один серьезный недостаток: он плоский, а значит 2-х мерный. В случае с использованием прямоугольных диаграммам вопрос решается просто: в моей программе одновременно на экран выводятся 5 различных представлений, синхронизированных по шкале «Цветовой тон». Вот как выглядит пример такого представления по 3-м параметрам цвета:

На данных диаграммах показана палитра портрета второй половины 18 века после удаления пожелтевшего лака.

  • Цветовые круги разных цветовых моделей как правило не совпадают друг с другом. О причинах данного факта я говорить не стану, так в этом случае придется анализировать математические формулы, а это отвлечет нас от существа вопроса. По этой причине я предлагаю Вам не думать о математике ровно также, как Вы не думаете о том, как в мониторе коды цветов поступают в модели L.a.b., а монитор показывает картинку в модели RGB. Просто принимайте все как данность. Для наиболее пытливых я могу указать на источники, в которых он найдет 15-20 математических формул конвертации между цветовыми моделями.
  • однако среди большого числа цветовых моделей существует группа, у которой представление цветов практически одинаково. Различия составляют в том, что координаты цвета измеряются не в процентах, то есть от 0 до 100, а в числовых величинах от 0 до 140. Любой, кто помнит школьный курс арифметики на уровне 2-го класса легко поймет, что с помощью корректирующего коэффициента 0,7143 размерность координаты второй модели переводится в координату, полностью совпадающую с моделью, оперирующей процентами, то есть будет обладать значениями от 0 до 100. Именно этими моделями я буду оперировать в нашей лекции.
  • я использую Цветовой круг только в 2-х случаях. Основная же работа ведется в обычных Декартовых (прямоугольных) координатах. 

Теперь мы рассмотрим конкретные примеры, из которых читателя станет очевидной причина, по которой искусствоведам, реставраторам и художникам предлагается отказаться от эмоциональных описаний палитры художников, например, «вибрация солнца в воде», а обратиться к объективным, численным оценкам.

В результате исследований палитры «Дионисия с сыновьями» в образе Вседержителя в Ферапонтовом монастыре, датированного 1502 годом, было установлено, что использованные художниками пигмент для написания волос имел следующие параметры цвета.

Во-первых, цветовой тон использованной Дионисием краски имеет локализацию между 28 и 38 градусами, что указывает на его химическую природу – окислы железа. Такая слабая локализация указывает на то, что в образовании цвета участвовали гидрат окиси железа и безводная окись железа. Они разнесены друг от друга по оси «Цветовой тон», что придает смеси некую размазанность по шкале цветовых тонов.

Во-вторых, насыщенность использованной краски имеет локализацию между 58 и 68 процентами. Это хороший показатель для железно-окисных пигментов добытых более 500 лет назад. Однако следует отметить низкий уровень насыщенности цвета пигмента. Сегодня добываемый и очищенный железо-окисный пигмент естественного происхождения имеет насыщенность порядка 85%. Причина низкой насыщенности, я полагаю, лежит в содержании краски оксида магния MnO3, который является естественным спутником умбры. Насыщенность умбры, может колебаться (согласно литературным данным) от 28 до 48%, но которая может быть увеличена в результате обжига.

И так, в состав краски, которой были написаны волосы Вседержителя входили:

  • гидрата окиси железа,
  • безводная окись железа,
  • натуральная умбра.

Добавки ахроматических пигментов, белого и черного, в моем рассмотрении опущены. Разговор ведется исключительно хроматических составляющих.

Рассмотрим теперь следующий железно-окисный пигмент, зарегистрированный в нимбе Вседержителя той же росписи купола.

Здесь следует отметить хорошую локализацию измерений по шкале «Цветовой тон»: от 36 до 41 градуса. Локализация данных по насыщенности: от 39 до 51 процента, что несколько хуже, чем для росписи волос. В целом это говорит о том, что исходный пигмент не отличался высокими визуальными качествами.

А теперь я сформулирую несколько принципов, которыми должны руководствоваться, например, художники и реставраторы: для достижения аналогичного цветового звучания живописи волос Вседержителя, необходимо удержать локализацию по шкале «Цветовой тон» в коридоре от 28 до 48 градусов, а насыщенность в коридоре от 58 до 68 процентов. То есть не просто «попасть в тон», а именно быть в указанных коридорах по цветовому тону и насыщенности. Для историка искусства, как для потенциального эксперта, полученные измерения дают возможность по-новому взглянуть на артефакты, появляющиеся на антикварном рынке. Древняя настенная и станковая живопись  имела свою логику, свои параметры, в которых она только и могла быть реализована в связи с уровнем развития технологии изготовления краски того времени. Отход от выявленных на достоверных параметров произведениях конкретного автора, художников одной группы или одной школы того времени, узкая локализация по цветовому тону, высокая насыщенность красок и так далее, однозначно указывает на позднее происхождение изучаемого артефакта и должна рассматриваться как признак недостоверности предлагаемой атрибуции.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(0 голосов)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.