ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования.

Симонов В.Г. (сост.)

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Идея настоящего сборника состоит в том, чтобы собрать воедино уже опубликован­ные и только что написанные статьи по реставрации и исследованию восточноазиатских лаков и лаковых произведений. Как видно из содержания, исследования проводились не только в ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря, но и в других учреждениях.

Необходимость изучения, консервации и реставрации лаковых изделий стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, таких как Япония, Китай, Вьетнам и других, с каждым годом становится все более насущной проблемой. Уже сейчас можно предположить, что в больших и малых музеях, музеях-усадьбах и других коллекциях эти уникальные памятники прошлых веков нуждаются в консервации и реставрации. Мне не так давно пришлось побывать в одном из музеев под С.-Петербургом, где в экспозиции находились лаковые предметы в руинированном состоянии. Они имели и осыпи, и отслоения, и утраты - в общем, полный набор разрушений, предполагавший присутствие экспоната не в экспозиции, а в реставрационной мастерской. Подобная ситуация наблюдается не только в упомянутом музее. Произведения нуждаются в срочной консервации. На практике же в лучшем случае на них наносят профилактическую заклейку, применяемую в реставрации живописи, но это может нанести непоправимый вред восточным лакам. Помимо того что при декорировании лаковой поверхности золотом могли применять водорастворимые клеи (это говорит об опасности уничтожения авторского рисунка при удалении профилактической заклейки), существуют и другие аргументы против подобного метода временной фиксации лакового слоя.

Отсутствие единого межмузейного информационного пространства не позволяет музейным сотрудникам знать в полном объеме, что происходит в родственных учреждениях. Судя по всему, во многих музеях, обладающих единичными образцами или целыми коллекциями восточноазиатских лаков, сотрудники не имеют представления о том, что в ВХНРЦ уже с 1985 г. разрабатывается методика реставрации таких памятников. Тема большая, на несколько поколений реставраторов, но то, что уже сделано, содержит достаточно информации, позволяющей осуществить хотя бы частичную консервацию произведений, выполненных в широком спектре лаковых техник. Предварительное укрепление лакового слоя по разработанной методике, идея которой заимствована из опыта немецких коллег, спасло бы памятники от полного разрушения или вынужденной непрофессиональной реставрации.

В сборнике решено было повторно опубликовать некоторые статьи о методах реставрации такими, какими они были во время их написания, несмотря на то что некоторые подходы уже устарели. Это сделано для того, чтобы осуществлять преемственность опыта и дать возможность последующим реставраторам не повторять заново эксперименты с отрицательным результатом. В процессе последовательной работы с лаками, общения с зарубежными коллегами, изучения новой информации, по мере более глубокого проникновения в предмет мною вносились коррективы в собственные, уже найденные, методы реставрации. Сегодня странно, что в статье "Методика реставрации вьетнамской лаковой скульптуры "Донатор" всерьез обсуждался вопрос о применении левкаса для заполнения пустот или клей ПВА для укрепления лакового слоя. В то же время здесь содержатся некоторые находки, которые оказались основополагающими в дальнейшей разработке методики реставрации восточноазиатских лаков, выборе материалов и т.д. Например, способ укладки лакового слоя на основу путем придания ему пластичности с помощью тепла, использование которого было неизвестно в мировой практике.

Опубликованные в этом сборнике методики утверждены секциями Ученого совета ВХНРЦ. Они были представлены как на отечественных, так и зарубежных (ИКОМ) конференциях, а работа по спектральному анализу кандидатов химических наук М.В.Капустиной и Е.А.Хайбуллиной - одна из немногих, отобранных Советом координаторов ИКОМ на международную конференцию "Artandchemie, Couleur" (1998) в Париже. Они не оставили эту работу и в контакте с заведующим Центром исторических и традиционных технологий Института наследия кандидатом химических наук В.П.Голиковым, при его активном и непосредственном участии, подготовили глубоко научную статью, которая, на мой взгляд, чрезвычайно важна для развития этой области не только в нашей стране, но и в любой другой. Не менее важен и литературный обзор данной темы, предложенный авторами статьи. Надо сказать, что настоящий сборник является первым изданием на русском языке, где наиболее полно представлена информация об истории и технологических особенностях создания восточноазиатских лаковых произведений.

Я чрезвычайно рад тесному сотрудничеству, которое сложилось у меня и моих коллег с В.П.Голиковым, что принесло несомненную пользу нашей работе, и мы благодарны ему за предоставленные материалы. Нам кажется очень важным исследование группы ученых из Института наследия во главе с ним об имитации восточноазиатских лаков XVII-XVIIIвв., часто встречающихся в коллекциях музеев и имеющих несомненные художественные достоинства. Способы реставрации таких имитаций и подлинных лаков принципиально различаются, но для того чтобы идентифицировать лаковые изделия, необходимо обратить внимание на имитации именно в контексте изучения подлинников.

Много интересного материала прислала сотрудница отдела химических исследований Эрмитажа О.Г.Новикова. Приятно сознавать, что мы сумели заинтересовать и вдохновить ее на изучение восточноазиатских лаков, результатом которого явились опубликованные ниже статьи. (Редакционная группа выражает благодарность библиографу Российской государственной библиотеки Маргарите Михайловне Глазковой за большую работу по упорядочению библиографических данных, приведенных в работах О.Г.Новиковой.)

Очень ценно, что в сборнике представлена профессиональная статья старшего научного сотрудника Государственного музея Востока Л.А.Шмотиковой. Несомненно, что контакт с этим музеем необходим для дальнейшего серьезного изучения проблемы, и я надеюсь, что наш сборник послужит убедительным аргументом в пользу более тесного делового общения.

Хочу выразить большую признательность моему зарубежному коллеге, ведущему специалисту в области консервации и реставрации восточноазиатских лаков из Музея Восточного искусства г.Онтарио в Канаде, координатору Секции реставрации восточных лаков ИКОМ Марианне Вебб за любезно предоставленную статью, полезную и для реставраторов, и для хранителей. Сведения, приведенные в ней, необходимы для выработки нового взгляда на хранение произведений из этого уникального, ни на что непохожего материала.

Сборник не был бы достаточно полным без предоставленного директором Музея личных коллекций им. А.В.Блещунова г.Одессы С.И.Остаповой материала по коромандельским ширмам, удачно дополняющего статью о методике реставрации Коромандельского лака на крышке французского бюро, а также иллюстративного материала.

Редакционная группа благодарит всех, кто помогал и содействовал созданию и публикации первого в нашей стране сборника, посвященного изучению и реставрации восточноазиатских лаковых произведений.

В.Г.Симонов Москва, 2000
Первоисточник: 
Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования. ВХНРЦ; М., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.