ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Какие реставрационные школы существуют?

Аватар пользователя периферия
103
points

Уважаемые реставраторы, поступил вопрос от доктора искусствоведения "Какие реставрационные школы существуют?" прошу помощи в исчерпывающем ответе, т. к. возникают другие "что такое реставрационная школа?" и "какие у нее критерии?"
С уважением, периферия.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
80
points

Самая старая реставрационная школа находится в Эрмитаже

77
points

Когда-то существовало условные понятия "ленинградская " и "московская" школы между которыми всегда существовало состояние соревновательности. В 85 году, на конференции в Эрмитаже Мельникова и Шейнина дали публичную порку представителям "московской" школы. Самый авторитетных в глазах нынешнего минкультуры реставратор, тогда, отбиваясь от критики "питерцев" прекратил свое публичное бичевание скандальным заявлением на весь зал: "в конце концов я не реставратор, а технолог". Впрочем, ВПБ не характеризовал слабость "московской" школы, а только свою собственную. Это в глазах чиновников он авторитет, а в нашем ремесле - слабак.
В самом Эрмитаже говорить о "школе" можно только в контексте их серьезной технологической продвинутости. Даже если человаек, как например, Строгонова, работает по своей собственной технологии, там было принято все годами взвешивать и перепроверять. Московская технологическая "школа" была представлена в диалоге с "питерско" едва ли не единственной Антониной Васильевной Ивановой. Конечно были крепкие технологи, как например, Ирина Анатольевна Кулешова. Но я помню, как в Тбилиси Кулешова советовалась с Ивановой и понял, что Кулешова воспринимает Иванову как своего старшего и более опытного "учителя". Антонита Васильевна, не смотря на свою импульсивность, была очень осторожна. Я для нее на протяжении долгих лет испытывал и описывал поведение ВА2ЭГА и СВЭД, описывал результаты проведение испытаний, сделанных до меня, в 60-х, например, в отношении к кремнерганики.
В остальном, школ, в общепринятом смысле, ни в Москве, ни в упомянутом Эрмитаже, не было. Более того, в самом Эрмитаже одновременно различные отделы реставрации руководили различного уровня специалисты. Взять уровень М.Н.Лебель и, например, масляного отдела. Помнится, когда была облита кислотой "Даная", решение как остановить разрушение принимал Суслов, зам по науке. Реставраторам масляной живописи не хватило компетентности. Да и отделе реставрации металла никого сравнимого с М.С.Шемаханской не было. И при этом я вспоминаю масляный отдел ГМИИ Пушкина или ВНИИРа. Яшкина, Алексеева, Зайцев... Я наблюдал за реакцией Ларисы Ивановны на одну проблему. Мгновение - я она работала над ней. Это был очень крупные реставраторы! Их можно назвать "московской школой".
Школы могли бы сложиться вокруг методологических подходов. Но Л.А.Лелеков, несомненный лидер в стране в этом разделе реставрации, именно благодаря своей высокой интеллектуальности оказался не доступен большинству реставраторов.
И вообще. Реставратор - это солист. Выдающиеся реставраторы, как например, А.С.Кузнецов, предпочитали работать в одиночку и только в исключительных случаях набирать бригады. Да и то, он в прямом смысле ничему не учил. Хотя на меня, он произвел решающее влияние. Когда я увидел как он ставит перед собой (ничего вслух, только "смотри и думай сам") задачи, как их решает. Я невольно стал ему подражать. То же ушел в солисты. Стал работать смело, быстро. Например для А.В.Ивановой я понизил процент рабочей эмульсии СВЭД до 1, 3%. Хотя некоторые в Москве считают мою манеру в реставрации чересчур решительной, рядом с Кузнецовым я сама невинность. Если бы Вам посчастливилось видеть его решение по способу снятия со стены росписи Феофана Грека. Я сразу догадался куда он нас ведет, еще до самого процесса снятия, и удивился смелости этого решения.Я и сегодня я бы не решился повторить его прием. Технически все ясно и понятно. Но не того уровня я птица. И когда я сегодня вижу всякого рода выскочек, например некую юную особу, которая занимает высокое административное положение и берется меня поучать так как видит в себе реставратора 1-ой категории, она меня забавляет. Скоро будет 30 лет, как у меня высшая категория. Неудивлюсь, если девушка Юлия посчитает, что может быть основателем "школы". Но ни Некрасов, ни Ярославцев, ни Моисеенко, ни Кулнецов ни многие-многие, которых я знал лично, так про себя не считали. Впрочем есть выпускники одного московского вуза, которые по недомыслию, считают, что они составляют "школу имярек". Лично я их не разубеждаю. Они просто не знают цену слова "школа". Они никогда не видели много по-настоящему крупных реставраторов. Сколько им не объясняй - они не поймут. Они не понимают зачем работать пигментами, когда удобно работать акрилом. Не понимают зачем при тонировках использовать 3 краски (не считаю ахроматических, когда можно добавить "грязцы" в виде черной) . Зачем тонировать масло или темперу акварелью, когда есть удобный акрил. Уже стали иконы-реконструкции 17 столетия писать на фанере. Дети. Так весело на них смотреть. Их "школа" - упадок отрасли.
А настоящая школа - это камертон, это система констант. У меня, по счастию, были Иванова, Леликов и Кузнецов. Там все было просто: не будешь соответствовать уровню, бы больше не будешь к ним вхож. Кстати были и друзья, которые могли простить тебе твои слабости. Высого уровня реставраторы. Когда я вспоминаю Леонида Сергеевича Муравьева-Моисеенко я всегда удивляюсь как этот блестящий реставратор выбрал себе в друзья меня? Где он, а где я? Так что мне есть с кем и чем сравнивать. Да и потом лидер - понятие относительное. Леня приезжал ко мне на памятники и за что-то ругал, а про что-то говорил, что он не понимает как я это делаю, что он бы за объект не взялся. Так что, условно, сидя за "круглым столом" реставраторов высшей квалификации разлива СССР, я понимаю, что каждый из нас имел свои сильные и не сильные стороны. Но реставратора без "слабостей" я знаю только одного: Анатолия Семеновича. Но он был только "солистом". Так что школы, кроме эпигонов, например, в моем лице, он не оставил.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

73
points

Сергей Сергеевич пишет:
... Впрочем есть выпускники одного московского вуза, которые по недомыслию, считают, что они составляют "школу имярек". Лично я их не разубеждаю. Они просто не знают цену слова "школа". Дети. Так весело на них смотреть. Их "школа" - упадок отрасли.... А настоящая школа - это камертон, это система констант.
Согласитесь, Сергей Сергеевич, довольно субъективное мнение. Я понял, что Вы имели ввиду Строгановку. К сожалению, не может быть не "школой" одно из старейших учебных заведений России. Строгановке уже 190 лет. Другое дело, что кафедра реставрации там с 1983-го года, но ведь и реставрация-дисциплина молодая. Школы только проходят своё формирование. Если с легкой руки Лелекова произошло чёткое деление на Питерскую и Московскую школы, вовсе не значит, что не существуют Ярославская школа реставрации со своей секретной кухней и методиками, и прочие формирующиеся Школы ( Научные школы, где существует систематизирующая категория, позволяющая дифференцировать историю развития объекта (области) деятельности, группируя соответствующих представителей по признакам близости творческих и технических принципов).
С уважением Владимир Сорокин

С уважением Владимир Сорокин

77
points

Спасибо, Владимир, что были сдержаны в отношении моих эскапад. Однако...
1. Не знаю я такого, что деление реставраторов на питерских и московских было введено Лелековым. Он был очень культурным и мягким человеком. Поделитесь со мной источником, приписывающим такое деление Лелекову. Глупости это.
2. "Ярославская школа реставрации со своей секретной кухней и методиками". Ну скажите на милость, какие в нашем ремесле могут быть секреты? Я всегда своих сотрудников учил, что в реставрации "из точки А в точку Б можно пройти десятками путей". Так что вопрос только в задаче. Ярославцы решают некую задачу одним образом, я другим, а кто-то третьим. Вопрос только в том, чье вмешательство окажется необходимым и достаточным, то есть минимальным. А все разговоры о секретах хороши для журналистов. Практически различие в подходах, которые условно можно назвать "школой" могут быть, как это я уже писал, в технологии и методологии. Все. А поскольку методологией в России уже практически никто не занимается (в плане практического применения), то остается технология. В Москве, в отдельных областях изысканий, работают в Грабаре и очень узко в ГосНИИРе. Все. Так что никаких "школ".
3. Я не понял, что Вы подразумеваете под " Научные школы" в отношении реставрации. Нет таких. В ГосНИИРе так много закрыли отделов, а вместе с ними и научную тематику, что я просто не понимаю о что Вы имели ввиду. Последним закрыли монументальный отдел. Кто теперь будет заниматься наукой в отношении реставрации in situ? В монументальном и ВЦНИЛКРа, и ВНИИРа и ГосНИИРа руководителями всегда были не реставраторы, которые и занимались наукой: Обельченко, Лелеков, Бурый, Каспаров, Маслов. Правда Бурый немного занимался реставрацией на археологических фрагментах живописи и полихромной скульптуры. Но это он делал именно в контексте развития научного подхода, альтернативного эрмитажному, что ему не удалось. Повсеместное сокращение научной тематики - это беда, которая сегодня творится с реставрации в России. А Ваше логическое построение относительно "систематизирующая категория, позволяющая дифференцировать историю развития объекта (области) деятельности, группируя соответствующих представителей по признакам близости творческих и технических принципов" быть может и справедлива, но уверяю Вас, что ни в Министерстве, ни в проектных организациях, ни в подрядных организациях так никто не мыслит. То есть по факту такого в природе нет.
Искренне Ваш,
СС

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

73
points

Доброе утро, Сергей Сергеевич.  Вы на удивление мягко отреагировали на мою пылкую реакцию. Не могу с Вами не согласиться практически во всех Ваших теоретических выкладках, но только до момента указания пальцем на конкретного персонажа (так же как Вы отреагировали на указание пальцем в Леонида Аркадьевича). К сожалению, у меня нет сейчас под рукой библиотеки, где бы я смог дать точное указание на источник с номером страницы и нахождения абзаца. Но на этом форуме это и не важно. Вопрос-то в другом: существуют ли чёткие критерии определения "реставрационных школ" и конкретная методология классификации пресловутых методик и технических приёмов для оформления понятия "Реставрационная школа". Очевидно, нет.  Здесь, с Вашего позволения, я и процитирую Леонида Аркадьевича Лелекова : "При этом заранее принимается почти обязательное допущение, что если ее ( в данном случае, если мнение принадлежит авторитетному реставратору) проводило маститое и авторитетное в отрасли лицо, то любые сомнения неуместны, допустимы только восторги."  Из своего небогатого реставрационного опыта я припоминаю случай в Ярославле в 1995 году, когда происходила сдача Спасо-Преображенского собора в Спасо-Преображенском монастыре. Присутствовавшие на комиссии Кривонос Г.В., Лифшиц Л.И., Кузнецов С.В., Бурый В.П. практически в шутку сказали: " А не пора ли говорить о том, что в Ярославле возникла своя реставрационная школа?". В силу того, что все материалы реставрационного совета протоколировались, возникло чёткое убеждение, что так оно и есть: "В Ярославле возникла реставрационная школа". Это просто фраза, вырванная из контекста протокола реставрационного совета. Так оно и происходит в большинстве случаев. Сергей Сергеевич, я прошу прощения за возможную эмоциональность своей реплики. К сожалению, у меня на сегодня просто нет времени на исчерпывающий и абсолютно обдуманный ответ. Как-нибудь, собравшись с мыслями, я постараюсь исправить этот огрех.

С уважением Владимир Сорокин

77
points

Соглашусь в Владимиром. Наверно "реставрационную школу" стоит рассматривать шире. Учебное заведение - это только начало пути к мастерству, далее это реставрационные организации и специалисты к которым попадешь. Скорее "реставрационная школа" ближе к понятию "реставрационная среда". Это симбиоз учреждений и мастеров. Ну и отсюда можно делить их только по регионам. Где хорошо налажена реставрационная отрасль, там есть или формируется "своя реставрационная школа".

Еще "школой" можно назвать преемственность от мастера к ученику и поколения этих учеников. Через мастеров прославляется и учителя и чем длиннее такая цепочка тем авторитетней школа. Это момент можно тоже отнести к "реставрационной среде"

Владимир пишет:
" А не пора ли говорить о том, что в Ярославле возникла своя реставрационная школа?".

Как выше говорилось, реставрационная школа определяется по оценке специалистов, а это прежде всего качество реставрации. Отсюда можно сказать, "школа" - это сначала, грамотная реставрация, которая получена в определённой реставрационной среде.

Уровень этой грамотности определяет уровень рейтинга "реставрационной школы"(среды). Здесь могут быть как региональное так и институциональное деление в рейтингах. Этот рейтинг могут составить только специалисты, и никто другой. Т.к. каждый тянет одеяло на себя, то объективного рейтинга составить невозможно, или почти невозможно.

В идеале надо создать комиссию из опытных реставраторов, которая оценивала объекты реставрации в лучшей интерпретации реставрационных канонов. После чего, интересовалась: кто делал, кто принимал решение так делать, узнавала кто учил этих людей, кто повышал квалификацию. И по этим данным составляло рейтинг "реставрационных сред". Кстати, всем этим может заниматься "единая" аттестационная комиссия.

66
points

Уважаемые реставраторы, очень благодарна вам за отклик и развернутый ответ. Насколько стало понятно - это тема, на ряду с другими, животрепещущая, но публикации по ней найти крайне сложно. С глубокой признательностью, Периферия.

73
points

периферия пишет:
Уважаемые реставраторы, очень благодарна вам за отклик и развернутый ответ.
Спасибо Сергею Сергеевичу за неравнодушие к теоретическим проблемам отрасли и г-ну Лебедеву!
С уважением Владимир Сорокин

С уважением Владимир Сорокин

74
points

Уважаемый Владимир
1. Буду Вам признателен, если однажды Вы сумеете ознакомить меня с соответствующей цитатой из Лелекова.
2. А для форума, коль он становится ареной для дискуссий, это важно.
3. По поводу четких "критериев понятия" понятия "реставрационная школа" я ничего не говорил и говорить не мог, а определенно сказал только 2 вещи: это может быть технологическая школа, что в определенном контексте можно сказать про определенное крыло реставрационного Эрмитажа, но ни в коей мере про Эрмитаж как целое. И это может быть методологическая школа. Все.
Кстати разговор о Школе я бы проигнорировал. Помните, как у Рязанова и Брагинского: "О, Вы занимаетесь тем, чего нет". Но Ваш посыл в адрес Эрмитажа меня подвиг написать свою первыую значительное, что есть сегодня в России. Но боюсь оно не стало общим для всей реставрационной службы музея и потому носит в определенной степени локальный характер и внутри музея.
4. Извините, но некоторые Ваши пассажи мне не понятны: "конкретная методология классификации пресловутых методик и технических приёмов для оформления понятия". Видимо я с возрастом поглупел. Оставляю пассаж без ответа. Не понимаю его.
5. Цитату из Лелекова также оставляю без внимания, так как мне нужно понимать ее контекст.
6. Приводя пример относительно "Ярославской школы" Вы упустили один важный аспект: при всем моем давнем уважении к Галине Вадимовне, Льву Исааковичу и другим должен заметить, что все они находятся вне профессии. То есть видят события по их проявлениям, а не по их механизму. Мы с Вами реставраторы и находимся внутри профессии. Мало ли, что вчера, сегодня или завтра говорили, говорят или будут говорить администраторы и искусствоведы. Они по другому видят и У них другая система оценок. Так что их контенты меня не интересуют. Я дружу с Галиной Вадимовной и в прекрасных отношениях со Львом Исааковичем, но при этом отстаивал и буду отстаивать, профессиональное, то есть изнутри, видение той или иной проблемы нашего с Вами ремесла.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

75
points

Уважаемый господин Лебедев
С первой частью Вашей реплики, а именно "Еще "школой" можно назвать преемственность от мастера к ученику и поколения этих учеников. Через мастеров прославляется и учителя и чем длиннее такая цепочка тем авторитетней школа. Это момент можно тоже отнести к "реставрационной среде"" - абсолютно согласен. Конечно. Именно ремесло, а не теории, передаются из рук в руки, от мастера к ученику и так далее. А вторая часть Вашей реплики меня удивила:
1. что такое "грамотная реставрация"? Упомянутый мной Муравьев-Моисеенко укреплял Дионисия яйцом в то время, как минкультуры уже запретило работать с яйцом. И на основании этого запрета Вы полагаете можно считать, что Леонид Сергеевич работал "не грамотно"?
2. Я работал и работаю клеями, процент содержания клея в которых в 2-2,5 раза меньше, чем написано в монографиях, учат в ВУЗах и прописано в методиках. Ну можете считать, что я работаю "не правильно".
3. Я работаю исключительно в обратимых технологиях в то время как технологи ГосНИИРа утверждают, что это ошибка. И Вы можете утверждать, что я работаю "не правильно".
4. я в принципе иначе укрепляю живопись или грунты, нежели это описано в учебниках или преподают в ВУЗах. Вы полагаете, я работаю "не правильно"?
Так вот я Вам скажу, что именно технологи ГосНИИРа задают устаревший взгляд на механизмы пропитки клеем разрушенных участков. Они во главу угла ставят проблему вязкости, в то время как в таких вопросах основную, если не единственную, роль играет угол смачивания. Их научная аргументация рекомендаций устарела лет так на 30. В крупных реставрационных центрах Европы и Северной Америки уже давно отказались от применения понятия вязкости применительно к масштабам процессов, измеряемых в долях миллиметра (поперечный размер щели отслоения). И вот возникает, по Вашей модели, коллизия: с точки зрения технологов ГосНИИРа крупные зарубежные центры работают "не правильно", а в системе координат NGA "не правильно" работают в ГосНИИРе (правда там и не слышали про ГосНИИР). Так чье из них мнение Вы готовы положить в основу для определения "правильно - не правильно"? Если ГосНИИРовскую и только по причине патриотической, то согласитесь, что это далеко не научно. Но если Вы объективно скажете: "я не физик (а процессы вязкости и смачивания - суть процессы физические, а не химические) и не могу судить" я обрадуюсь и пожму Вам руку. Но я, по первому образованию, физик. И я понимаю суть происходящих в щели процессах.
5. и последнее. По о чем Вы говорите, "реставрационные каноны", как и оценки "правильно - не правильно" - вещи преходящие. Вчера считали одним образом, сегодня другим, завтра будут считать третьим. Я лично ни в коем случае не стал бы полагаться на понятия, основанные с уровнем понимания или тенденций, характерных для узкого промежутка времени.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.