ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Свет в музейной экспозиции и сохранность музейных собраний.

Экспонирование произведении искусства в музеях и хранение их в фондохранилищах обязательно предполагают наличие определенной световой среды, создаваемой естественным или искусственными источниками света. Световая среда, являясь с одной стороны носителем и физическим фактором передачи информации о видовых свойствах экспонатов, с другой - ускоряет их естественное старение. Обесцвечивание и разрушение материалов памятников под действием света происходит за счет так называемых фотоиндуцированных реакций, первопричиной которых является воздействие фотонов электромагнитного излучения внешнего осветителя.

Любая созданная в помещениях музея световая среда (или световой режим) должна обеспечивать максимальную степень сохранности экспонатов и в то же время создавать обстановку экспозиционной выразительности. В ряде случаев эти требования применительно к конкретным средствам освещения противоречат друг другу и тогда приходится идти на компромисс как в выборе технических средств, так и в организации музейного хранения. В силу этого системы естественного и искусственного освещения экспозиционных залов и фондохранилищ музеев следует рассматривать в качестве факторов, в той или иной степени нормирующих экспозиционный цикл.

В соответствии с различной реакцией человеческого глаза на цвет, видимый диапазон можно разделить на шесть частей. Эти части соответствуют красному (680 нм), оранжевому (595 нм), желтому (580 нм), зеленому (530 нм), синему (482 нм) и фиолетовому (430 нм) свету.

Цветовая окраска свечения источников света в залах музея определяется параметрами температуры идеального температурного излучателя. Например, при температуре 1000-2000°К преобладают красное и желтое свечение. Белый накал достигается при температурах 5000-6000°К, при более высокой температуре в излучаемом свете появляется синеватый (холодный) оттенок.

При формировании видимого света источниками освещения дополнительно выделяются излучения, непосредственно примыкающие по спектру к видимому, но лежащие вне чувствительной области зрения. Излучения с длинами волн короче, чем у фиолетовых лучей и невидимые человеческим глазом, называются ультрафиолетовыми (УФ). Хотя весь ультрафиолетовый диапазон определяется как область длин волн 10-380 нм, в практических условиях подлежит учету лишь область 240-380 нм. Солнечное излучение с длинами волн короче 270 нм практически не достигает поверхности Земли. Большинство других источников света также не может облучать объект излучениями с длинами волн короче 270 нм хотя бы потому, что они находятся в стеклянной оболочке, которая непрозрачна для этой области спектра.

Инфракрасное (ИК) излучение характеризует невидимую область спектра с длинами волн выше красного края видимого спектра. Практический интерес представляет область 760-2000 нм.

В качестве источников света при освещении музейных помещений и экспозиций, как правило, используется естественный свет Солнца и свечение небосвода, проникающие через оконные проемы и фонари, искусственный свет ламп накаливания и люминесцентных ламп. Наиболее распространенным источником света в музеях в настоящее время безусловно является естественное освещение. Примерно половина солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, приходится на видимую область, другую половину составляют ультрафиолетовая и инфракрасная радиация. Относительная доля ультрафиолетовой составляющей в естественном освещении весьма велика и в 5-10 раз превышает аналогичные величины наиболее светоактивных источников искусственного света, используемых в музейной практике.

Солнечный свет обладает высокими цветопередающими характеристиками, что связано с относительно равномерным распределением его спектральной энергии в видимой области. Прямой солнечный свет при положении Солнца в зените имеет цветовую температуру около 5000°К, для более низких высот Солнца значения цветовой температуры постепенно понижаются, достигая 2000°К при приближении светила к горизонту. Свет открытого небосвода, особенно северного неба, значительно холоднее и имеет цветовую температуру в пределах 7500-10000°К, свет облачного неба - 6000°К. Таким образом, не только интенсивность освещения, но и спектральные характеристики естественного света значительно варьируются в зависимости от ясной или облачной погоды, прямонаправленного света солнца или общего свечения небосвода.

При использовании в качестве источников света люминесцентных ламп основной световой поток формируется за счет свечения слоя фосфорного люминофора на внутренней поверхности колб, химический состав которого определяет цветность светового излучения ламп. Различные типы выпускаемых люминесцентных ламп имеют отличия в оттенках излучения с широким диапазоном цветовых температур порядка 3000-6000°К. В спектре излучения люминесцентных ламп присутствуют также линии свечения паров ртути из внутреннего объема колбы лампы.

Свечение люминесцентных ламп содержит составляющие излучения в ультрафиолетовой области спектра с относительной долей меньшей, чем в естественном освещении, однако достаточно представительной при решении вопросов хранения музейных экспозиций. В таблице 1 приведены значения относительной доли ультрафиолета в спектрах различных типов люминесцентных ламп, выпускаемых отечественной промышленностью. Излучение люминесцентных ламп в инфракрасной части спектра незначительно.

При применении люминесцентных ламп необходимо учитывать также их недостаток, связанный с выделением токсичной ртути в виде металла или паров при случайном повреждении колбы.

Из искусственных источников света для освещения музеев в настоящее время наибольшее распространение получили лампы накаливания, более приемлемые по светотехническим и эксплуатационным характеристикам по сравнению с другими. Распределение энергии света ламп накаливания схоже с распределением энергии в спектре черного тела, так как в обоих случаях используется принцип испускания света за счет тепловой энергии. Цветовая температура обычных стандартных ламп накаливания лежит в диапазоне 2500-3000°К, что обуславливает желтоватый оттенок освещения.

Таблица 1.

Излучение различных типов люминесцентных ламп1.

Длина волны, нм

Относительная доля УФ излучения в зависимости от типа люминесцентных ламп

  ЛДЦ ЛД ЛХБ ЛБ ЛТБ
Сплошной спектр          
330 0,3 0,2 0,2 - 0,3
340 3,8 0,7 0,4 0,2 0,7
360 17,0 5,0 2,6 2,1 3,0
380 30,8 13,7 7,0 5,2 5,2
400 39,0 28,7 12,0 7,5 5.7
450 74,2 84,0 31,2 19,4 9,7
500 99,5 94,0 36,0 21,8 13,5
550 90,5 90,0 70,0 58,0 54,5
600 94,5 82,0 88,6 89,2 92,2
650 66,2 26,4 25,4 24,7 32,0
700 30,6 9,5 6,3 5,4 8,2
740 13,0 5,0 2,0 2,3 3,5
Линии          
312,6 9,2 4,9 4,0 2,5 3,5
365,0 48,7 31,5 25,0 22,2 22,4
404,7 73,7 55,0 41,5 35,0 38,0
435,8 207,5 159,0 119,0 92,7 111,0
546,1 110,0 79,0 61,3 45,5 56,0
577,0 31,2 24,2 18,2 13,4 15,4

1 Приведенные в таблице аббревиатуры названий люминесцентных ламп, описывающие цветопередающие свойства их излучений, расшифровываются следующим образом: ЛДЦ - люминесцентная, дневного света с исправленной цветопередачей; ЛД - люминесцентная, дневного света; ЛХБ - люминесцентная, холоднобелого света; ЛБ - люминесцентная, белого света; ЛТБ - люминесцентная, теплобелого света.

Лампы накаливания создают самый низкий по сравнению с другими источниками света уровень, ультрафиолетового излучения. В таблице 2 показаны относительные значения энергии, излучаемые в ультрафиолетовой и видимой областях спектра различными лампами накаливания. С увеличением мощности лампы содержание ультрафиолета постепенно возрастает, при этом растет цветовая температура.

Таблица 2.

Излучение ламп накаливания.

Тип лампы Цветовая температура, °К

Доля излучения в % на Вт общего излучения

    280-320 нм 320-400 нм Весь ультрафиолет Все видимые излучения
40 Вт, стандартная 2560 - 0,068 0,068 6,60
100 Вт, стандартная 2890 - 0,117 0,117 9,32
500 Вт, стандартная 3000 0,001 0,175 0,176 11,00
1000 Вт, стандартная 3050 0,001 0,198 0,199 11,60

Данные таблицы 2 также показывают, что излучение лампы накаливания в видимой и ультрафиолетовой частях спектра составляет небольшую долю от суммарной радиации. Значительная часть излучения этих ламп лежит в инфракрасной области спектра, что определяет необходимость соответствующих мер зашиты экспонатов.

В ряде случаев в музеях находят применение галогенные лампы накаливания с кварцевой колбой. Они имеют улучшенные характеристики по цветопередаче, так как работают при повышенной цветовой температуре по сравнению с обычными лампами накаливания (3200°К).

Цветовая температура излучения различных источников света измеряется калориметрами. В музеях целесообразно применять переносные калориметры, работающие на принципе измерения "сине-красного" и "зелено-красного" отношений. С помощью трехзональных светофильтров синего, зеленого и красного тона, пропускающих узкий участок спектра, фотоэлементом выделяется соответствующий сигнал об уровне освещения в данной спектральной облает}!. Соотношение сигналов по градуировочной кривой позволяет определить цветовую температуру излучения источника света.

На рис.1 показан подобный колориметр. Прибор включает измерительную фотометрическую головку с передвижной рамкой для светофильтров, микроамперметра и шунта переключения чувствительности. Прибор питается от сети переменного тока, диапазон измерения цветовой температуры 2500-5000°К.

Японской фирмой "Минолта" выпускается малогабаритный калориметр с питанием от встроенных ртутных батарей. Прибор также работает по способу измерения "сине-красного" и "зелено-красного" отношения с отсчетом значений цветовой температуры непосредственно на измерительной шкале. Диапазон измерении 2500-12500°К.

Рис. 1. Объективный колориметр НИКФИ.

При применении рассмотренных выше источников света в системе музейного освещения создастся определенная световая среда, параметры которой определяются характеристиками источников света. Постоянное воздействие световой среды приводит к необратимым изменениям физико-химических свойств материалов памятников, их видовых и прочностных качеств, называемых старением. Степень устойчивости каждого химически однородного компонента художественного экспоната по характеристикам световой среды определяется спектральным составом, интенсивностью облучающего света, временем облучения. Рассмотрим каждый из перечисленных факторов в общей системе воздействия света на музейные экспонаты.

Спектральные характеристики светового режима.

Характер физико-химического воздействия оптического излучения на материалы и вещества существенно зависит от длины волны диапазона излучения, определяющего как степень вредного воздействия излучения на видовые свойства и материалы художественных экспонатов, так и конкретный перечень пигментов и материалов по степени устойчивости. Поэтому целесообразно рассмотреть раздельно особенности воздействия коротковолнового и длинноволнового диапазонов оптического излучения.

Коротковолновый диапазон излучения (ультрафиолетовая область и фиолетово-голубая часть видимого спектра).

Эта область оптических излучений, содержащая наиболее высокие энергетические уровни, в большей степени способствует разрушению и старению облучаемых материалов, вызывая протекание различных необратимых химических реакций. Фотохимические процессы приводят к изменению видовых свойств красок и физических свойств облучаемых предметов. Если повреждение внутренней структуры материалов является результатом действия ультрафиолетового излучения, то красители изменяются не только под действием ультрафиолетовых лучей, но и от воздействия фиолетового и голубого излучения.

В процессе изменения красок под воздействием коротковолнового излучения наблюдается выцветание пигментов масляной живописи, темперы, графики, пастели, акварели, красителей тканей. Светостойкость пигментов однозначно не определяется даже такими обобщающими характеристиками, как рецептура, связующие, способ нанесения, а зависит от значительного числа дополнительных факторов; почти все механизмы обесцвечивания связываются с участием других соединений, в частности, атмосферного кислорода и паров воды. Важно также физическое состояние частиц пигмента и его размещение в материале. Уменьшение размеров частиц пигмента приводит к возрастанию скорости обесцвечивания. При размещении красителя только по поверхности материала (например, волокна), где он постоянно подвержен воздействию света, кислорода и влаги, происходит более быстрое его обесцвечивание, чем в случае внедрения его в глубокие волокна.

Воздействие света на лаки и масла в красочных слоях картин вызывает сложные физико-химические процессы, имеющие свою специфику. Известное с течением времени обесцвечивание картин связано с увеличением прозрачности красочного слоя вследствие увеличения показателя преломления масла до значения показателя преломления диспергированных в нем пигментов.

Происходящее под воздействием коротковолнового излучения (фоторазрушение материалов, образующих структуру объекта (например: бумаги, тканей, дерева и др.), представляет большую опасность для сохранности художественных экспонатов, чем изменение их цветности.

Непосредственным внешним признаком воздействия света на бумагу, ткани и дерево является пожелтение и серение их поверхности. Одновременно изменяются и их физические свойства, отмечается уменьшение или исчезновение механической прочности, повышение хрупкости, лопаются красочные слои, прозрачные покрытия, лаки, применяемые для предохранения живописи. Например, хлопок, подвергнутый действию коротковолнового излучения, кислорода и влажности утрачивает уже через три месяца 40-60% своей первоначальной прочности.

Ультрафиолетовое излучение активно воздействует на тонкослойные материалы с повышенным влагосодержанием. Ультрафиолетовые лучи, разлагая воду на свободные радикалы, ускоряют процессы окисления материалов.

В целом органические вещества значительно менее устойчивы к коротковолновому излучению, чем неорганические. В соответствии с данными Международного совета музеев (ИКОМ), различные органические компоненты по уровню стойкости могут быть представлены в виде ряда в порядке убывания этой характеристики: целлюлоза, пигменты, прозрачные смолы, прозрачные краски для лессирования, пергамент, кожа, слоновая кость, бумага, льняное масло в картинах, кружева, шелк, джут, рафия, хлопок, лен, шерсть.

Различные типы используемых в музейном освещении источников света обладают различной фотохимической активностью, определяемой содержанием в спектре доли коротковолнового излучения. В таблице 3 приведены коэффициенты относительной вредности воздействия различных источников света на светочувствительные материалы при одной и тон же освещенности.

Таблица 3.

Относительная вредность излучения различных источников света для музейных экспонатов.

№ п/п Источник света Цветовая температура, °К Коэффициент относительной вредности
1. Свечение открытого небосвода в зените через оконное стекло 11000 11,4
2. Свечение неба, покрытого тучами, через оконное стекло 6400 5,0
3. Люминесцентная лампа дневного света ЛДЦ 6500 4,2
4. Люминесцентная лампа холодно- белая "делюкс" ЛХБЦ 3900 4,3
5. Свет прямых солнечных лучей через оконное стекло 5300 3,1
6. Люминесцентная лампа тепло - белая "делюкс" ЛТБЦ 2800 1,7
7. Лампа накаливания 2850 1,0

Наиболее вредным по фотохимическому действию является естественное освещение, характеристики активности которого существенно зависят от состояния облачного покрова, наклона солнца над горизонтом и др. При этом, как следует из данных таблицы, прямое излучение самого Солнца менее вредно, но обычно выделяется работниками музеев как вредное из-за высокой интенсивности. Различные типы люминесцентных ламп содержат относительно высокие доли коротковолнового излучения в спектре с повышенной фотохимической активностью. Наименее вредными по фотохимическому действию являются лампы накаливания.

Длинноволновый диапазон излучений (инфракрасная область и желтокрасная часть видимого спектра).

Длинноволновый диапазон излучений, содержащий фотоны малых энергий, как правило, не вызывает протекание фотохимических реакций в освещаемых объектах, но оказывает так называемое термическое воздействие на экспонаты.

Поглощаемая часть длинноволнового излучения обычно преобразупся в тепло, что приводит к повышению температуры предмета выше температуры окружающего воздуха. Температура поверхности предмета и сопредельного слоя воздуха толщиной б несколько миллиметров выравниваются, что снижает относительную влажность вокруг экспоната по сравнению с остальным воздушным объемом.

В таблице 4 приведены уровни уменьшения относительной влажности в приграничном с нагретой поверхностью объекта слое воздуха. Снижение уровня относительной влажности и повышение температуры поверхности экспоната способствуют ускорению процессов старения.

Увеличение температуры особенно нежелательно для материалов, чувствительных к теплу (краски, воск и др.), причем предмет нагревается более значительно, если его окраска темного цвета. У большинства экспонатов, особенно на основе органических веществ, увеличение температуры непосредственно не вызывает фотохимических реакций, однако может существенно влиять на процессы старения (реакции окисления и другие типы химических реакций). Увеличение температуры среды на 10°С примерно вдвое увеличивает скорость повреждения произведений искусства.

Таблица 4.

Изменение значений относительной влажности приграничного слоя воздуха при нагревании предметов.

Начальная температура предмета в °С

20

Начальная относительная влажность воздуха в % 40 50 60
Конечная относительная влажность в % После прироста температуры на 3° С 33 41 50
6° С 28 35 41
9° С 24 29 35
12° С 20 25 29

Особенно чувствительны к термическому воздействию излучения предметы из гигроскопических материалов, таких как древесина, растительное волокно, живопись на дереве или тканях, скульптура из слоновой кости, пергамент, рукописи, кожа, вяжущие вещества и клей.

Влагосодержание этих материалов непосредственно зависит от относительной влажности окружающего воздуха, а всякие изменения влажности в структуре экспоната ведут к изменению его объема. В результате возникают внутренние напряжения, деформация, растрескивание, отслоения, особенно в предметах из неоднородных материалов. Суточное цикличное включение и выключение освещения вызывает постоянную смену внутриструктурных напряжений. Опасность подобного рода повреждений осложняется еще тем, что иногда они обнаруживаются не непосредственно, а только при ударе экспоната или его транспортировке.

Пожелтение лаков происходит из-за окислительных реакций, активированных длинноволновой (красной) частью видимого излучения, а также ближней инфракрасной областью спектра. По этой причине большинство природных лаков в темноте имеет тенденцию к быстрому потемнению, вследствие чего хранение картин в абсолютно темных помещениях нежелательно. В то же время отмечается, что воздействие коротковолновой части видимого света (синефиолетовой) способствует высветлению даже пожелтевшего слоя лака.

При равных освещенностях экспонатов нагрев их поверхности существенно зависит от типа применяемого источника света и определяется соотношением в его излучении доли длинноволновых излучений. На рис. 2 представлены зависимости прироста температуры оптически черных поверхностей, освещаемых различными источниками света, в функции освещенности.

Рис.2. Зависимость прироста температур оптически черной поверхности (Δt) освещаемого объекта в функции освещенности (Е) от различных источников света: 1 - зеркальная лампа накаливания 150-300 Вт; 2 - галогенная лампа накаливания 500 Вт; 3 - лампа накаливания холодного пучка с интерференционным покрытием 150 Вт; 4 - люминесцентная лампа 40 Вт; 5 - солнечные лучи, проходящие через оконное стекло.

Эти данные указывают на наиболее высокую степень термического воздействия лампы накаливания. Энергетический баланс ламп накаливания обеспечивает преобразование лишь 9-13% подводимой энергии в излучение видимого диапазона. Интересно отмстить сравнительно низкий эффект термического воздействия прямого солнечного света, что подтверждает существующая практика проведения операций тонирования при реставрации живописи под естественным светом с высокими уровнями освещенности без перегрева красочного слоя.

Существуют различные методы фильтрации или селекции излучений. При подавлении составляющих вредного воздействия и. соответственно, изменении характера спектра излучений необходимо учитывать сохранение допустимых условий качества зрительного восприятия.

Прежде всего, целесообразно максимально уменьшать из лучения в невидимых глазом диапазонах спектра - ультрафиолетовом и инфракрасном. Причем наиболее актиничный ультрафиолетовый диапазон спектра излучений должен исключаться в первую очередь. Это осуществляется как за счет выбора наименее "агрессивного" источника света для того или иного класса материалов и окраски экспонатов по светостойкости, так и использования селективных оптических фильтров из различных материалов на пути распространения света от источника к освещаемому экспонату. В музейной практике применяются специальные ультрафиолетовые фильтры, снижающие уровень УФ излучений, теплозащитные фильтры, снижающие уровень ИК излучений и фильтры комплексного действия. Принципиальные способы фильтрации могут быть отнесены к различным по цветовым характеристикам экспонатам.

Ахроматические несветостойкие экспонаты (например, графика, рукописи, тексты на пергаментах и бумаге, фотографии и др.) эффективно экспонируются под светом источника желтого циста или за желтым светофильтром. Освещение желтого цвета не содержит вредные составляющие синеголубой части видимого спектра и способствует визуальному различению мелких деталей за счет повышения остроты зрения.

При освещении одноцветных экспонатов (в частности, некоторых изделий декоративно-прикладного искусства) полезно напомнить о физической природе формирования цвета при зрительном восприятии. Впечатление о той или иной цветовой окраске наблюдаемого объекта создастся за счет того, что его поверхность отражает лишь определенные длины волн спектрального диапазона, тогда как другие составляющие поглощаются с протеканием реакций старения материала экспоната. Вследствие этого освещение одноцветных экспонатов светом той же цветовой гаммы способствует повышению их сохранности при экспонировании.

Имеются и определенные возможности варьировать характеристики спектрального распределения излучения при освещении полихромных экспонатов. Экспериментальные исследования позволили установить эффективность тональных светофильтров (в частности, голубого, нейтрального и бронзового тонов) при освещении плоских полихромных экспонатов. Более холодный или теплый оттенок излучения по-разному передает детали я композицию живописи, в ряде случаев способствуя повышению эмоционального эффекта по статистическим экспертным оценкам. При этом сохранность экспонатов может быть повышена в 2-4 раза.

Влияние освещенности на сохранность экспонатов.

Другой важной характеристикой световой среды в музейной экспозиции является плотность светового потока, падающего на зону экспозиции. Скорость старения и разрушения памятников прямо пропорциональна интенсивности освещения в любом спектральном диапазоне, вследствие чего эта величина подлежит строгому нормированию в музеях, а музейные работники должны знать способы ее измерения и контроля.

Плотность светового потока в видимой области спектра по освещаемой поверхности, называемая освещенностью, измеряется в люксах (лк). Люксом принято считать освещенность, создаваемую единицей светового потока, равномерно распределенного на поверхности, площадь которой равна одному квадратному метру. Освещенность измеряется люксметрами. Для обследования характеристик светового режима в музеях может быть рекомендован люксметр Ю-116, выпускаемый отечественной промышленностью. Общий вид прибора показан на рис.3.

Рис.3. Люксметр Ю-116.

Переносной фотоэлектрический люксметр Ю-116 предназначен для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом, источники которого расположены произвольно относительно светоприёмника люксметра. Прибор состоит из чувствительной головки со сменяемыми оптическими насадками типа К,М,Р и Т и стрелочного индикатора с переключателем диапазонов измерений. Диапазон измерения люксметра составляет 1-100 тыс. лк в зависимости от примененной комбинации оптических насадок. Прибор автономный и не требует источника электрического питания.

При выполнении измерений светоприёмник подключается через разъем к индикаторному блоку и располагается в том месте, где надлежит измерить освещенность. Приемы измерении являются общими для определения характеристик как естественного, так и искусственного освещения в залах. При измерения освещенности на конкретных экспонатах светоприёмник располагается непосредственно у его поверхности параллельно ей. При оценке световой среды в экспозиционных помещениях необходимо также измерять светораспределение по объему помещения с оценкой степени его неравномерности. В этом случае фиксируются значения вертикальной и горизонтальной освещенности при размещении светоприемника люксметра в вертикальном или горизонтальном положении на расстоянии примерно 0,8 м от пола.

Как было показано выше, различные типы источников света при равных значениях уровней освещенности создают разное облучение в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра.

Плотность потока излучений в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра называется облученностью и измеряется в Ваттах на квадратный метр (Вт/м2). Возможный диапазон измерения УФ облученности в экспозиционных залах музея может составлять от 0,005 до нескольких единиц Вт/м2. Для измерения излучения в ультрафиолетовом диапазоне спектра и суммарного энергетического облучения в видимой части спектра в определенной степени может быть использован увиметр ДАУ-81, показанный на рис.4. Диапазон измерения облученности увиметром составляет 0,01-500 Вт/м2.

Рис. 4. Увиметр ДАУ-84.

Прибор состоит из измерительного блока и трех преобразователей - приемников излучений в различных диапазонах спектра. Преобразователь УФ-С (маркировка I) для области спектра 220-280 нм, преобразователь УФ-А (маркировка II) для диапазона 320-400 нм и преобразователь ФАР (маркировка III) для спектральной области 380-710 нм. Величина облученности, измеренная преобразователями для каждого спектрального диапазона, фиксируется стрелочным индикатором измерительного блока, одновременно на цифровом индикаторе фиксируется суммарная доза облучения за контрольный промежуток времени. Прибор питается от сети переменного тока.

За рубежом выпускаются портативные измерительные приборы для комплексных измерений характеристик световой среды в видимом и ультрафиолетовом диапазонах. Финской фирмой "Айрам" выпускается переносной увиметр с питанием от аккумулятора. Для измерения ультрафиолетовой радиации используются датчики UVM-8BC (для диапазона 230-315 нм) и UVM-8A (для диапазона 315-390 нм). Кроме того в комплект прибора входят датчики UVM-8LX и UVM-8LU для измерения освещенности и яркости свечения протяженных поверхностей.

Возможный диапазон измерения инфракрасной радиации в эксплуатационных залах может колебаться в зависимости от вида источника света и его интенсивности от 0,5 до 500 ВтДг .

Для измерения температуры нагрева поверхности экспонатов может быть рекомендован переносной бесконтактный оптический термометр типа Термопойнт 80", выпускаемый фирмой АГА (Швеция). Общий вид оптического термометра, основанного на измерении и преобразовании инфракрасной радиации показан на рис.5. Прибор имеет на торце цифровой индикатор температуры твердых и упругих поверхностей в °С, работающий в диапазоне 0-50°С с точностью до 0,5°С. Обычно уровни освещенности в экспозиции и хранении выбираются из критериев, минимально допустимых по физиологии зрительного восприятия.

Рис. 5. Бесконтактный оптический измеритель температуры поверхности экспонатов.

В соответствии с физиологическими особенностями зрения, уровень видимости рассматриваемого глазом объекта, размер и контраст которого с фоном определены, целиком зависит от уровня яркости, следовательно, освещенности, обеспечиваемой осветительной установкой. Нижняя граница уровней освещенности обычно соответствует значению 30 лк, являющемуся порогом цветоразличения. Предельные значения освещенности обычно определяются требованиями сохранности памятников и соответственно регламентируются светостойкостью экспонатов. Диапазон изменения пределов освещенности составляет 30-500лк.

Степень вредного воздействия излучений на экспонаты определяется суммарной дозой световой энергии, воздействующей на них в течение всего периода освещения. Световую энергию, упавшую на единицу площади поверхности освещаемого объекта, принято называть экспозицией (количеством освещения). Влияние уровня освещенности и продолжительности освещения на светоразрушение экспонатов примерно равноценны. Поэтому значение световой экспозиции (являющейся производным освещенности в люксах и времени освещения в часах) определяет суммарный фотонный фактор разрушения, обычно оцениваемый в люкс-часах (лк.час).

Если произведения живописи, например, экспонируются с 10 часов утра до 6 часов вечера при освещенности 150 лк, то в год картины могут получить суммарную дозу световой радиации около 0,5 миллиона лк.час. Английские и американские источники указывают для масляной живописи предел 60-70 млн. лк.час, после которого цвет большинства пигментов явно изменяется. При 300 люксах - это 54 года, а при 50 - 384 года. В то же время наименее светостойкие красители и пигменты теряют первоначальную цветность примерно через 200 тыс лк.час, а краски текстильных материалов начинают изменяться после 50 тыс.лк.час. В результате при 10-часовой экспозиции при освещенности 300 лк эти краски могут изменяться уже через 17 дней; если снизить освещенность до 50 лк, этот срок удлинится до 100 дней.

Таким образом, временные характеристики старения экспонатов из-за воздействия света достаточно ограничены и с этим необходимо считаться. Многие коллекции экспонировались в прошлом в течение сотен лет, однако в большинстве случаев при значительно меньших уровнях освещения, чем в настоящее время.

Снижения величины световой- экспозиции можно достичь за счет варьирования расписания посещений таким образом, чтобы освещение включалось только на период показа. Другой возможный метод, используемый в музейной практике, заключается в замене одних экспонатов другими, когда произведения выставляются на определенный период времени, затем на несколько месяцев убираются в запасники, а потом опять находятся в экспозиции.

Одновременно с решением вопросов освещения, как правило, должны решаться вопросы вентиляции или кондиционирования воздуха в помещениях для поддержания необходимого температурно-влажностного режима (рекомендуемые температура окружающего воздуха в экспозиционных помещениях 17-21°С и относительная влажность в среднем 50-60%).

Увеличение температуры воздуха влияет на скорость протекания фотохимических реакций. Установлено, например, что увеличение на 10°С температуры окружающей среды приблизительно вдвое увеличивает скорость повреждения произведений искусства. Температура воздуха и его характеристики взаимосвязаны и поэтому трудно отделить факторы влияния температуры и влажности в фотохимических повреждениях экспонатов.

При теплотехнических расчетах следует исходить из того, что вся энергия, потребляемая источниками света (включая потери в пускорегулируемых аппаратах), превращается в тепло, причем 1 Квт.час соответствует 865 Ккал. Для встроенных в подвесной потолок светильников с люминесцентными лампами, в случае отсутствия уточненных данных, принимается, что 40% тепловой энергии выделяется в освещаемое помещение и 60% - в пространство над подвесным потолком.

Светостойкость материалов искусства.

Возможность повреждения определенного материала от воздействия света зависит от его внутренней способности поглощать световую энергию и изменять свою химико-физическую структуру. Некоторые материалы, главным образом органического происхождения (пигменты красок, ткани, дерево, бумага и др.), более чувствительны к фотохимическим эффектам, чем материалы минерального происхождения (керамика, камни, металлы).

Освещение музейных экспонатов необходимо осуществлять с учетом их назначения, формы, материала и его светостойкости, цветовых характеристик, размещения в экспозиции.

Музейные экспонаты (произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, предметы этнографии, археологии и др.) весьма разнообразны по размерам, фактуре, могут быть плоскими или объемными, цветными или черно-белыми, светостойкими и несветостойкими, располагаться на полу, стенах, специальных стендах, витринах, шкафах, вертикально, горизонтально или наклонно.

Классификация экспонатов в зависимости от их светостойкости, цветовых характеристик и формы приведена в таблице 5. По светостойкости все экспонаты разделены на 3 группы: I- высокой, II - средней и III - низкой светостойкости, а по цветовым характеристикам на 4 группы: 1- ахроматические или серые, то есть не имеющие выраженной цветовой характеристики 2-одноцветныс, имеющие по всей поверхности более или менее одинаковый цвет; 3-многоцветные тональные, в которых цветовой тон поверхности меняется, но можно выделить преобладающий; 4-многоцветные пестрые, для которых можно считать равноценными все цветовые тона.

Таблица 5.

Классификация музейных экспонатов по светостойкости.

Наименование экспонатов и материалов Группа светостойкости Группа цветовых характеристик Форма
1 2 3 4
Живопись:      
масло, темпера, II 3,4 плоская
акварель, пастель III 3,4 плоская
Графика:      
черно-белая, III 1 плоская
цветная III 3,4 плоская
Иконопись III 3,4 плоская
Рукописи, книги, газеты III 1 плоская
Фотографии III 1,3 плоская
Марки III 4 плоская
Драгоценности I 3 объемная
Монеты, медали, ордена I 2 рельефная
Значки I 4 рельефная
Оружие I 2 объемная
Одежда, ткани, гобелен, кружева, ковры, мех, кожа III 2,4 плоская
Кость II 2 объемная
Фарфор, керамика, стекло, эмаль I 2,3 объемная
Утварь:      
стеклянная, металлическая, I 4 объемная
деревянная II 4 объемная
Скульптура:      
мраморная, гипсовая, чугунная, I 1 объемная
бронзовая I 2 объемная
Мебель:      
деревянная II 3 объемная
с бронзовыми деталями I 2 объемная
Минералы, горные породы I 1,2,3 объемная
Чучела III 4 объемная
Техническое оборудование I 1 объемная

Следует учитывать, что среди видов минералов, отнесенных к той или иной группе светостойкости, могут быть отдельные типы, светостойкость которых другая. Например, драгоценные камни в основном относятся к группе высокой светостойкости, но некоторые из них (аквамарин, аметист, александрит, бирюза) менее устойчивы к воздействию света. Более низкую светостойкость могут иметь также отдельные виды красок, стекол, керамики и т.д.

Оптимизация систем освещения музеев с учетом требований хранения и экспонирования должна решаться на основе норм освещенности, приведенных в таблице 6.

Таблица 6.

Рекомендуемые нормы освещенности для основных помещений музеев и экспозиций.

№ пп Объект освещения Рекомендуемая средняя освещенность, лк
    в горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола на экспозиции или рабочих поверхностях
1 2 3 4
А. Помещения
1 Общее освещение экспозиционных помещений, в которых все основные экспонаты освещаются особо 50  
2 Общее освещение помещений с крупной объемной экспозицией, а также помещений, в которых основной экспозицией является мебель, отделка или убранство 50-100  
3 Общее освещение исторических, естественно-исторических музеев 50  
4 Общее освещение технических музеев 200  
5 Вестибюли, проходы и лестницы для посетителей 50  
6 Запасники (в проходах) 50  

Б. Экспонаты, стоящие отдельно, а также на стенах, стендах, столах, стелажах, в витринах

7 Экспонаты 1 группы светостойкости, имеющие особо мелкие детали (например, ювелирные изделия, монеты и т.д.)   300-500
8 Экспонаты 1 группы светостойкости, (например, мраморная скульптура, фарфор, образцы оружия и т.д.)   200-500
9 Экспонаты 2 группы светостойкости (например, масляная живопись, изделия из дерева, слоновой кости и т.п.)   75-150
10 Экспонаты 3 группы светостойкости (например, акварель, темпера, пастель, ткани, рукописи и т.д.)   30-50

В. Рабочие места персонала музеев

11 Рабочие стопы в запасниках   200
12 Стенды с экспонатами в запасниках   30

Приведенные в таблице 6 значения уровнен освещенности являются предельно допустимыми с обязательным их снижением во всех случаях, когда это не влияет существенно на качество зрительного восприятия.

Первоисточник: 
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Практическое пособие. ГосНИИ Реставрации. М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.