ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

2. Изменения музейных экспонатов под воздействием температурно-влажностных условий.

Органические материалы.

Музейные экспонаты, выполненные из органических материалов (холст, ткани, дерево, бумага, клей, кожа и др.) являются гигроскопическими материалами, содержат в себе влагу, количество которой зависит от температуры и влажности воздуха.

Произведение живописи на холсте.

Живописное произведение на холсте имеет сложную структуру: основа - холст, грунт, красочный слой с различными пигментами и связующими и лаковый слой. Холст, грунт и красочный слом различны по своим свойствам и обладают различным влагосодержанием при одних и тех же значениях относительной влажности.

На колебания относительной влажности реагирует прежде всего основа картины, она находится в постоянном движении, холст то сильно натягивается на подрамник, то обвисает. Красочный слой живописи и грунт представляют слабо водопроницаемый барьер и не могут следовать за движениями основы; в результате возникающих напряжений нити холста разрывают грунт, появляются изломы и трещины, которые передаются красочному слою, нарушается связь красочного слоя с грунтом, возможно расслоение живописного слоя, его шелушение и осыпь. Сами же нити холста, соприкасаясь друг с другом при движении, подвергаются механическому воздействию, происходит их истирание, старение, обветшание и разрушение холста.

При повышенной влажности наблюдается провисание холста. Длительное пребывание в условиях более чем 70-75% влажности приводит к его истлеванию, набуханию и загниванию клея, содержащегося в грунте, к образованию плесени. Часто плесень, образующаяся обычно со стороны основы, проникает сквозь трещины в красочный слой и становится заметной на лицевой стороне картины. В результате клей теряет свою силу, связь между грунтом и основой нарушается, возникают изломы грунта, которые передаются красочному слою, приводя к растрескиванию живописи. Под воздействием влага происходит изменение оптических свойств лака, в нем образуется сеть мельчайших трещин, он становится мутным, синеет, потом белеет и теряет прозрачность. Повышенная влажность вредна для дублированных картин: между холстами образуются пузыри, приводящие в конце концов к сплошному отставанию подклеенного холста.

Повышенная температура и сухость воздуха приводят к пересыханию волокон холста и уменьшают его прочность, грунт делается хрупким и ломким, вызывая повреждение красочного слоя.

От подготовки холста для использования в качестве основы картины (натяжение на подрамник, заделывание углов и т.д.) зависит его реакция на колебания влажности.

Произведения живописи на деревянной основе.

Отдельные элементы всего произведения (основа - дерево, грунт, живописный слой, покровный слой лака) обладают различными коэффициентами линейного расширения. Влагообмен такого сложного объекта неодинаков в различных его частях: с оборотной стороны, со стороны с живописью и с торцевых сторон. Равновесное влагосодержание отдельных его компонентов (при одних и тех же температурно-влажностных условиях) также различно и изменяется при колебании этих условий по-разному.

Если температура и относительная влажность постоянны, в доске и во всем произведении устанавливается некоторое влажностное равновесие. Изменение же температурно-влажностных условий вызывают чередующиеся расширения и сжатия материалов, при которых возникают взаимные напряжения в контактирующих слоях, при превышении пороговых значений которых, происходит микро или макроразрушение слоев.

Вследствие этого связь между отдельными элементами произведений нарушается, в нем возникают трещины, появляются вздутия грунта и красочного слоя, отслаивание от основы грунта и красочного слоя, появление сетчатого кракелюра. Большая часть разрушений приходится на участки, близкие к торцовым частям доски.

Избыточная влажность вызывает искривление и деформацию деревянных основ, размягчение грунта, отставание грунта и красочного слоя от основы. При высокой температуре и сухости воздуха дерево, отдавая влагу, деформируется, происходит его коробление, растрескивание, вздутие и шелушение грунта и красочного слоя.

Экспонаты из дерева.

Экспонаты из дерева (скульптура, мебель, предметы прикладного искусства) очень чувствительны к изменениям температуры и влажности воздуха.

Под влиянием изменения температурно-влажностных параметров воздуха меняется влажность древесины, происходит её усушка или разбухание. При уменьшении влажности в древесине ниже точки насыщения волокна, начинается изменение всех её свойств - усушка. Процессы, происходящие в глубинных и поверхностных слоях древесины, при удалении из неё влаги, являются причиной появления в ней внутренних напряжений, приводящих к механическим повреждениям и к изменениям форм. О древесине, высыхающей до той степени, что её влажность уравновесилась с влажностью окружающей среды, принято говорить, что она "акклиматизировалась" и содержит 12-15% влаги. Если допустить дальнейшее высыхание, то наступает её пересушка. Если влажность в клеточной ткани древесины падает до 7-10% - это ведет к деформации предметов.

При увлажнении изменяются механические свойства древесины и её электропроводность, она делается менее прочной; может наступить набухание и гниение дерева. Особо серьезные повреждения в предметах из дерева происходят при резких долговременных колебаниях температуры и влажности воздуха (сезонные колебания). Древесина реагирует на изменение влажности воздуха лишь по истечении некоторого времени; повреждения и разрушения её могут выявиться позже, когда причины, вызвавшие их, миновали.

Экспонаты из кожи.

Очень чувствительны ко всякого рода изменениям температуры и влажности пергамент и изделия из кожи, которая бывает различна по сортам, дублению и обработке. При высокой влажности кожа поглощает большое количество воды, набухает, её волокна укорачиваются, делаются толще и прозрачнее, увеличивается площадь и объем изделия, возможно плесневение кожи. Сильное пересушивание также вредно, так как кожа усыхает, деформируется, на ней появляются трещины и складки. Она медленно сокращается в своих объемах и в некоторых случаях может доходить до 3/4 своего нормального размера. Это явление необратимо и никаких попыток растягивать тонкую кожу делать не рекомендуется, так как она может лопнуть.

Экспонаты из кости.

Кость также является гигроскопическим материалом и влагосодержание её изменяется при колебаниях влажности воздуха. Слоновая кость имеет неодинаковые свойства в различных направлениях. Она коробится под влиянием изменения режима. От длительного воздействия влажного воздуха органическая ткань разлагается на составные части, а неорганическая основа быстро разрушается от кислот. Слоновая кость имеет склонность к потере тех жировых свойств, которые имеются в ней в минимальном количестве, сообщают ей эластичность и связность. Пересохший и утерявший свою пластичность материал трескается, разрывается, расслаивается и теряет свою полупрозрачность. Кость постепенно ссыхается, сокращается в размерах. Это присуще также моржовой и другим видам кости. Если на кости имеется живопись, то при сильно меняющейся влажности, которая вызывает набухание материала основы, а по высыхании новые сокращения его, живопись будет отслаиваться и осыпаться. Повышенная влажность вызывает плесневение и обесцвечивание кости.

Произведения на бумажной основе.

Основой графических произведений является бумага. Наиболее сильные изменения прочностных свойств и сорбционной способности бумаги происходят в зоне влажного (φ до 98%) климата и до определенного предела носят обратимый характер. При последующем хранении в нормальных условиях (φ = 50 ± 2%) прочностные свойства бумаги, как правило, восстанавливаются. При длительном воздействии влажного климата процесс изменения приобретает необратимый характер, так как сопровождается изменением химической структуры целлюлозной молекулы. В зоне влажного климата наиболее сильна вероятность биологического поражения материалов плесневыми грибами. На гравюрах и рисунках могут появиться плесень и желтые пятна. При сухости воздуха экспонаты из бумаги становятся хрупкими и ломкими.

Неорганические материалы.

Для экспонатов, выполненных из неорганических материалов (таких как металлы, стекло, керамика, мрамор и др.), также требуется определенный уровень температуры и влажности воздуха.

Влажность способствует коррозии металлов, этому самому опасному для них заболеванию.

Отрицательные температуры воздуха и резкая их смена нежелательны для сохранения стекла. Повышенная влажность активизирует щелочные процессы способствующие появлению радужной побежалости и расслоения).

Резкая смена температуры и влажности воздуха вредна для мрамора, известняка, гипса. Высокая влажность вызывает на некоторых породах мрамора появление красных пятен (являющихся окислами железа) и расслоение пористой керамики.

Высокая влажность опасна для каменных и терракотовых предметов. Она растворяет соли, которые они содержат, и эти соли, выкристаллизовываясь при каждом новом высыхании, вызывают шелушение и распыление поверхности предметов.

Первоисточник: 
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Практическое пособие. ГосНИИ Реставрации. М., 1995
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.