ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

1. МИКРОКЛИМАТ МУЗЕЙНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Введение. Литература.

Введение.

1. Задача сохранения музейных коллекций сложная и включает в себя много конкретных проблем. Прежде всего это вопросы о совокупности специальных мер, направленных на улучшение условий, в которых находятся художественные и исторические ценности, для обеспечения их долголетней сохранности. Где бы ни находился экспонат - в запаснике, на временной выставке или в пути следования к ней, - везде необходимо создавать условия, гарантирующие его сохранность.

Основное направление решения этой задачи - создание условий хранения, к которым мы относим в первую очередь состояние окружающей среды - температуру, влажность, подвижность воздуха в помещении, газовый и аэрозольный его состав, естественный и искусственный свет, то есть те факторы, которые составляют, по принятой в музейной практике терминологии, климат или микроклимат музейных помещений.

К числу основных климатических факторов, "ответственных" за состояние материалов музейных коллекций, относят в первую очередь температуру и влажность воздуха. Они в значительной степени определяют скорость физико-химического, физико-механического и биологического их старения. Действие этих факторов на материалы при длительном хранении настолько существенно, что оптимизация температурно-влажностного режима является основным вопросом музейной климатологии.

Известно, что процесс естественного старения материалов всегда имеет место. Скорость этого процесса зависит от природы материалов и условий их хранения.

Следует напомнить, что предметы, входящие в состав музейных коллекций, состоят из самых различных материалов, соединенных в одном объекте. Это многослойные, многокомпонентные системы, каждый из материалов которых обладает собственными физико-химическими и физико-механическими свойствами и по своему реагирует на окружающую среду. Под влиянием неблагоприятного состояния условий хранения, прежде всего температурно-влажностного режима, происходит изменение механических свойств, особенно на стыке материалов, физико-химическое их старение и биоразрушение.

Особенно подвержены такому реагированию предметы, выполненные из органических гигроскопических материалов (ткани, дерево, бумага, клей, кожа и др.), содержащие в себе влагу, количество которой зависит от температурно-влажностного состояния окружающей среды. Поэтому, необходимый температурно-влажностный режим и особенно постоянство его характеристик имеют для этих объектов особо важное значение.

Следует подчеркнуть, что в силу тех или иных обстоятельств разнотипные музейные объекты чаще всего приходится содержать в одних и тех же условиях и поддерживать параметры температуры и влажности, установленные для комплексного хранения и экспонирования музейных экспонатов. Выделение специальных помещений с особым режимом хранения в наших музеях является почти невозможным вариантом.

Кроме изложенного, следует отмстить, что при обеспечении требуемых параметров для хранения экспонатов, в экспозиционных помещениях необходимо одновременно создавать температурно-влажностный режим, приемлемый также для экскурсантов и сотрудников. Соблюдение этих двух условий — технологических и комфортных - дополнительно усложняет решение задачи формирования микроклимата, которая тесным образом зависит от самого здания музея, где размешены коллекции, от его строительно-конструктивных форм и архитектурно-планировочного решения внутреннего пространства, от состояния сохранности здания, климатических условий района расположения музея, от системы инженерного обеспечения здания (систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха). На состояние воздушной среды в музее оказывают существенное влияние проветривание помещений и количество посетителей, побывавших в музее за день.

При функциональном распределении помещений музея необходимо руководствоваться состоянием температурно-влажностного режима в них и более благополучные и приспособленные с этой точки зрения использовать для экспонирования и хранения коллекций, тогда как в других помещениях могут быть размещены иные службы музея.

Всё чаше решение всех этих вопросов базируется на современных исследованиях в области физической химии, физики, биологии и ряда других наук, результаты которых используются в развитии музейной климатологии.

2. Ещё в 1920-1930-х годах музейным работникам стало ясно, что эмпирически сложившиеся методы хранения недостаточны, что необходима серьёзная научная их разработка. Эти соображения нашли отражение в ряде публикаций, в которых на основе исследований и практических наблюдений даются описания структуры масляной и темперной живописи, предметов прикладного искусства, определяются факторы, влияющие на их сохранность, обосновываются некоторые методы реставрации, подчёркивается необходимость становления новой науки о хранении произведений, использующей данные естественных наук, проверяющей и исследующей эти данные.

В то же время обсуждаются вопросы постройки специальных музейных зданий на основе научного исследования требований и особенностей музейной работы.

Наиболее активное внедрение научного подхода в практику музейного дела начинается в 1960-е годы. Происходит становление музейной климатологии. Д.Дж.Плендерлис определял музейную климатологию как науку, которая изучает условия, создающие климат музея, и отвечает на вопрос - какое состояние воздуха является наиболее благоприятным, чтобы обеспечить хорошую сохранность предметов истории, культуры и искусства.

Многочисленные публикации посвящены контролю за состоянием окружающей среды, определению оптимальных и допустимых уровней температуры и влажности воздуха, необходимых для предотвращения разрушения экспонатов. Появляются работы, в которых рассматриваются вопросы изменения свойств материалов при воздействии на них неблагоприятных температурно-влажностных условий, состояние температурно-влажностного режима в музейных зданиях, средства и способы нормализации микроклимата в них.

С целью уточнения и научного обоснования параметров температуры и влажности воздуха при длительном хранении музейных объектов специалистами ВНИИДАД и ГосНИИР впервые в музейной практике были проведены экспериментальные исследования влагосодержания музейных экспонатов. Изучалось изменение содержания влаги в материалах, входящих в состав произведений искусства в зависимости от изменения относительной влажности воздуха. Дальнейшие исследования были направлены на изучение накопления усталостных деформаций в материалах, вызываемых периодическими изменениями температуры и относительной влажности воздуха, что является, помимо естественного старения, основной причиной разрушения экспонатов.

Эти исследования позволили установить допустимые колебания относительной влажности и температуры воздуха при хранении и экспонировании музейных ценностей.

Для создания необходимых условий хранения здания музеев должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции или установками кондиционирования воздуха. На основе результатов многолетних теоретических, лабораторных и натурных исследований температурно-влажностного режима в музеях, комплексного анализа и оценки технических средств обеспечения микроклимата были разработаны специальные рекомендации по проектированию, совершенствованию систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для зданий музеев различных типов и другие методические материалы.

3. Как было сказано выше, музейное хранение — это совокупность специальных мер, направленных на улучшение условий, в которых находятся культурные ценности.

Повседневной заботой хранителей и реставраторов должно быть внимательное наблюдение за состоянием сохранности всех музейных экспонатов. Для этого хранители и реставраторы должны обладать достаточными знаниями в области физических и химических свойств материалов, знать причины их разрушения и условия, необходимые для их нормального существования. Они должны знать основные методы измерения параметров температурно-влажностного режима и основные средства и способы его нормализации.

Хранители и реставраторы должны знать научные требования к системам отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, ориентироваться в выборе способов и технических средств, знать как составить техническое задание на проектирование и оценить, затем, готовый проект.

Вся организационная работа по оптимизации условий хранения должна вестись под их руководством.

Литература

1. Кудрявцев Е.В., Лужсцкая А.Н. Основы техники консервации картин.-М.-Л., 1937. - 114 с.

2. Плендерлис Дж. Консервация древностей и произведений искусства // Сообщения ВЦНИЛКР. - 1963. - № 8-9.

3. Plendcrleith H.J., Philippot P. Climatology and coascrvation in museums // Museum. - 1960. - vol.XIII. - №4. - P. 243-278.

4. Thomson G. The museum environment.- London-Boston, 1978.- 270 p.

5. Кроллау Е.К. Температурно-влажностный режим музейных зданий //Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей /Информкультура, ГБЛ. Обзор.информ. - М., 1976. - 52 с.

6. Бобкова В.Н., Девина Р.А., Илларионова И.В., Привалов В.Ф. Некоторые вопросы музейной климатологии и хранения произведений изобразительного и прикладного искусства //Труды ВНИИДАД -1978. -Том VII.-4.2.-C.21-47.

7. Левина Р.А., Илларионова И.В., Бойко В.А., Зайченко P.M. Характеристика музейных зданий страны и их технического оборудования (по материалам анкет) //Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. - М., 1978. - Вып.4(34). - С. 152-168.

8. Девина Р.А., Илларионова И.В., Родионова Н.И., Юхновец Т.М. Стабилизация температурно-влажностного режима в музеях и памятниках архитектуры //Реставрация памятников истории и культуры /Информультура, ГБЛ. Обзор.информ. - М., 1987. - 38 с.

9. Средства создания оптимального микроклимата в музеях и памятниках архитектуры. Методические рекомендации. -ГосНИИ Реставрации. -М.,1987. - 150 с.

10. Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР. -Москва, 1984. - С.67.

11. Девина РА. Хранение произведений станковой и настенной живописи //Технология, исследование и хранение станковой и настенной живописи. Под ред. Ю. И. Гренберга. - М., 1987.

Первоисточник: 
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Практическое пособие. ГосНИИ Реставрации. М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.