ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

1. МИКРОКЛИМАТ МУЗЕЙНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Введение. Литература.

Введение.

1. Задача сохранения музейных коллекций сложная и включает в себя много конкретных проблем. Прежде всего это вопросы о совокупности специальных мер, направленных на улучшение условий, в которых находятся художественные и исторические ценности, для обеспечения их долголетней сохранности. Где бы ни находился экспонат - в запаснике, на временной выставке или в пути следования к ней, - везде необходимо создавать условия, гарантирующие его сохранность.

Основное направление решения этой задачи - создание условий хранения, к которым мы относим в первую очередь состояние окружающей среды - температуру, влажность, подвижность воздуха в помещении, газовый и аэрозольный его состав, естественный и искусственный свет, то есть те факторы, которые составляют, по принятой в музейной практике терминологии, климат или микроклимат музейных помещений.

К числу основных климатических факторов, "ответственных" за состояние материалов музейных коллекций, относят в первую очередь температуру и влажность воздуха. Они в значительной степени определяют скорость физико-химического, физико-механического и биологического их старения. Действие этих факторов на материалы при длительном хранении настолько существенно, что оптимизация температурно-влажностного режима является основным вопросом музейной климатологии.

Известно, что процесс естественного старения материалов всегда имеет место. Скорость этого процесса зависит от природы материалов и условий их хранения.

Следует напомнить, что предметы, входящие в состав музейных коллекций, состоят из самых различных материалов, соединенных в одном объекте. Это многослойные, многокомпонентные системы, каждый из материалов которых обладает собственными физико-химическими и физико-механическими свойствами и по своему реагирует на окружающую среду. Под влиянием неблагоприятного состояния условий хранения, прежде всего температурно-влажностного режима, происходит изменение механических свойств, особенно на стыке материалов, физико-химическое их старение и биоразрушение.

Особенно подвержены такому реагированию предметы, выполненные из органических гигроскопических материалов (ткани, дерево, бумага, клей, кожа и др.), содержащие в себе влагу, количество которой зависит от температурно-влажностного состояния окружающей среды. Поэтому, необходимый температурно-влажностный режим и особенно постоянство его характеристик имеют для этих объектов особо важное значение.

Следует подчеркнуть, что в силу тех или иных обстоятельств разнотипные музейные объекты чаще всего приходится содержать в одних и тех же условиях и поддерживать параметры температуры и влажности, установленные для комплексного хранения и экспонирования музейных экспонатов. Выделение специальных помещений с особым режимом хранения в наших музеях является почти невозможным вариантом.

Кроме изложенного, следует отмстить, что при обеспечении требуемых параметров для хранения экспонатов, в экспозиционных помещениях необходимо одновременно создавать температурно-влажностный режим, приемлемый также для экскурсантов и сотрудников. Соблюдение этих двух условий — технологических и комфортных - дополнительно усложняет решение задачи формирования микроклимата, которая тесным образом зависит от самого здания музея, где размешены коллекции, от его строительно-конструктивных форм и архитектурно-планировочного решения внутреннего пространства, от состояния сохранности здания, климатических условий района расположения музея, от системы инженерного обеспечения здания (систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха). На состояние воздушной среды в музее оказывают существенное влияние проветривание помещений и количество посетителей, побывавших в музее за день.

При функциональном распределении помещений музея необходимо руководствоваться состоянием температурно-влажностного режима в них и более благополучные и приспособленные с этой точки зрения использовать для экспонирования и хранения коллекций, тогда как в других помещениях могут быть размещены иные службы музея.

Всё чаше решение всех этих вопросов базируется на современных исследованиях в области физической химии, физики, биологии и ряда других наук, результаты которых используются в развитии музейной климатологии.

2. Ещё в 1920-1930-х годах музейным работникам стало ясно, что эмпирически сложившиеся методы хранения недостаточны, что необходима серьёзная научная их разработка. Эти соображения нашли отражение в ряде публикаций, в которых на основе исследований и практических наблюдений даются описания структуры масляной и темперной живописи, предметов прикладного искусства, определяются факторы, влияющие на их сохранность, обосновываются некоторые методы реставрации, подчёркивается необходимость становления новой науки о хранении произведений, использующей данные естественных наук, проверяющей и исследующей эти данные.

В то же время обсуждаются вопросы постройки специальных музейных зданий на основе научного исследования требований и особенностей музейной работы.

Наиболее активное внедрение научного подхода в практику музейного дела начинается в 1960-е годы. Происходит становление музейной климатологии. Д.Дж.Плендерлис определял музейную климатологию как науку, которая изучает условия, создающие климат музея, и отвечает на вопрос - какое состояние воздуха является наиболее благоприятным, чтобы обеспечить хорошую сохранность предметов истории, культуры и искусства.

Многочисленные публикации посвящены контролю за состоянием окружающей среды, определению оптимальных и допустимых уровней температуры и влажности воздуха, необходимых для предотвращения разрушения экспонатов. Появляются работы, в которых рассматриваются вопросы изменения свойств материалов при воздействии на них неблагоприятных температурно-влажностных условий, состояние температурно-влажностного режима в музейных зданиях, средства и способы нормализации микроклимата в них.

С целью уточнения и научного обоснования параметров температуры и влажности воздуха при длительном хранении музейных объектов специалистами ВНИИДАД и ГосНИИР впервые в музейной практике были проведены экспериментальные исследования влагосодержания музейных экспонатов. Изучалось изменение содержания влаги в материалах, входящих в состав произведений искусства в зависимости от изменения относительной влажности воздуха. Дальнейшие исследования были направлены на изучение накопления усталостных деформаций в материалах, вызываемых периодическими изменениями температуры и относительной влажности воздуха, что является, помимо естественного старения, основной причиной разрушения экспонатов.

Эти исследования позволили установить допустимые колебания относительной влажности и температуры воздуха при хранении и экспонировании музейных ценностей.

Для создания необходимых условий хранения здания музеев должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции или установками кондиционирования воздуха. На основе результатов многолетних теоретических, лабораторных и натурных исследований температурно-влажностного режима в музеях, комплексного анализа и оценки технических средств обеспечения микроклимата были разработаны специальные рекомендации по проектированию, совершенствованию систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для зданий музеев различных типов и другие методические материалы.

3. Как было сказано выше, музейное хранение — это совокупность специальных мер, направленных на улучшение условий, в которых находятся культурные ценности.

Повседневной заботой хранителей и реставраторов должно быть внимательное наблюдение за состоянием сохранности всех музейных экспонатов. Для этого хранители и реставраторы должны обладать достаточными знаниями в области физических и химических свойств материалов, знать причины их разрушения и условия, необходимые для их нормального существования. Они должны знать основные методы измерения параметров температурно-влажностного режима и основные средства и способы его нормализации.

Хранители и реставраторы должны знать научные требования к системам отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, ориентироваться в выборе способов и технических средств, знать как составить техническое задание на проектирование и оценить, затем, готовый проект.

Вся организационная работа по оптимизации условий хранения должна вестись под их руководством.

Литература

1. Кудрявцев Е.В., Лужсцкая А.Н. Основы техники консервации картин.-М.-Л., 1937. - 114 с.

2. Плендерлис Дж. Консервация древностей и произведений искусства // Сообщения ВЦНИЛКР. - 1963. - № 8-9.

3. Plendcrleith H.J., Philippot P. Climatology and coascrvation in museums // Museum. - 1960. - vol.XIII. - №4. - P. 243-278.

4. Thomson G. The museum environment.- London-Boston, 1978.- 270 p.

5. Кроллау Е.К. Температурно-влажностный режим музейных зданий //Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей /Информкультура, ГБЛ. Обзор.информ. - М., 1976. - 52 с.

6. Бобкова В.Н., Девина Р.А., Илларионова И.В., Привалов В.Ф. Некоторые вопросы музейной климатологии и хранения произведений изобразительного и прикладного искусства //Труды ВНИИДАД -1978. -Том VII.-4.2.-C.21-47.

7. Левина Р.А., Илларионова И.В., Бойко В.А., Зайченко P.M. Характеристика музейных зданий страны и их технического оборудования (по материалам анкет) //Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. - М., 1978. - Вып.4(34). - С. 152-168.

8. Девина Р.А., Илларионова И.В., Родионова Н.И., Юхновец Т.М. Стабилизация температурно-влажностного режима в музеях и памятниках архитектуры //Реставрация памятников истории и культуры /Информультура, ГБЛ. Обзор.информ. - М., 1987. - 38 с.

9. Средства создания оптимального микроклимата в музеях и памятниках архитектуры. Методические рекомендации. -ГосНИИ Реставрации. -М.,1987. - 150 с.

10. Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР. -Москва, 1984. - С.67.

11. Девина РА. Хранение произведений станковой и настенной живописи //Технология, исследование и хранение станковой и настенной живописи. Под ред. Ю. И. Гренберга. - М., 1987.

Первоисточник: 
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Практическое пособие. ГосНИИ Реставрации. М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.