ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Книга, о хранении музейных коллекций предназначена для профессиональных специалистов-хранителей, реставраторов, инженеров, проектировщиков и других специалистов, которые занимаются или собираются заняться этой проблемой.

По широте и разработанности вопросов, а во многих случаях и по их новизне это первое такого рода издание в отечественной литературе. Вопросы, которые рассмотрены в книге, - результат многолетних (с 1960 гг.) исследований Государственного научно-исследовательского института реставрации. / С 1958 по 1978 г. -это ВЦНИЛКР, с 1979 по 1990 гг. - это ВНИИР Министерства Культуры СССР, с 1991 года - Гос.НИИ Реставрации Министерства Культуры Российской Федерации/.

Многие из вопросов хранения, освещенные в книге, ранее были рассмотрены и частично опубликованы в различных изданиях института, в том числе в виде докладов в "препринтах" Международных Конференций Комитета Консервации ИКОМ. Разбросанные по различным информационным изданиям они труднодоступны и незнакомы многим специалистам, особенно в отдаленных областях России и в странах СНГ. Практическая необходимость в этом обобщающем издании для хранителей художественного, исторического и культурного наследия, для музеев, библиотек и архивов, для органов охраны памятников-очевидна.

Неблагоприятные условия хранения музейных коллекций (влажность, температура, воздухообмен, свет, засорители воздуха, грибы, насекомые и др.) в течение длительного времени приводят к гибели большинства произведений искусства, памятников истории и культуры.

Основные виды разрушений - это сплошные осыпи красочного слоя с грунтом до доски, отслоение и разрушение настенной живописи, жёсткий кракелюр, осыпи красочного слоя на картинах, поражение грибами, насекомыми-вредителями, деформация кожи, пергамента, разрушение бумаги, выцветание рисунков, акварели, фотографий и т.д. Особенно страдают иконы, картины, настенная живопись, бумага, ткани, ковры, кость, кожа, дерево, металл, камень.

Примеров таких разрушений множество. Они хорошо известны профессиональным хранителям музеев. Их надежды на консервацию и реставрацию правомерны, но реставраторы не всегда способны справиться с разрушениями, произошедшими по причине непрофессионального хранения. При этом неизбежны вмешательства в материальную и художественную структуру оригинала, что в тоге ведёт к его искажению, к "возрождению", но уже в ином, современном для нас качестве. Известно, что "воссоздание" или "возрождение" оригинала, первоисточника - это задача в принципе недостижимая. Поэтому обеспечение научного хранения культурного наследия остаётся сегодня главнейшей задачей.

Я не берусь утверждать, что все рекомендации, изложенные в книге, ориентированы на самые высокие и последние международные требования к научному хранению культурного наследия с использованием новейших технических средств. К сожалению, минимальные экономические возможности большинства наших музеев, а также и промышленности, пока не дают нам выполнить эти стандарты. Всем известно, каких огромных финансовых средств стоила, например, реконструкция Государственной Третьяковской галереи, ее Депозитарий, ставшие примером научного хранения произведений искусства (инициатором, организатором и строителем которого стал покойный ныне Ю.К. Королёв) или охранно-пожарная система службы безопасности Гос.Эрмитажа. По техническому оснащению, условиям хранения ГТГ вышла сегодня на одно из первых мест в мире.

Предлагаемые рекомендации ориентированы в основном на существующий отечественный и зарубежный опыт, доступный для внедрения в различных музеях и памятниках архитектуры, с возможностью выбора простого и сложного вариантов, с использованием отечественного и зарубежного оборудования и приборов.

В книгу вошли самостоятельные и взаимосвязанные части единой экологической проблемы научного хранения музейных ценностей.

Это:

-микроклимат музейных помещений;

-способы создания светового режима в музеях и реставрационныхмастерских;

-агрессивные составляющие воздуха и защитные свойства витрин;

-обеспечение микологической безопасности музейных коллекций;

-насекомые - вредители музейных коллекций и борьба с ними.

В каждой из этих частей рассмотрен круг специальных вопросов хранения, часто неожиданных даже для музейных работников. Предшествующие данному изданию работы довоенного и послевоенного времени (до середины 60-х гг.), статьи, инструкции, отдельные сборники написаны главным образом на основе эмпирических наблюдений за музейным хранением, в которых лишь в малой степени затрагиваются и экспериментально обосновываются вопросы настоящего исследования, а некоторые проблемы вовсе никак не освещены. Видимо, в те периоды, по причине технической отсталости музейного строительства, ещё не пришло время для решения указанных проблем. И только с развитием технических наук, внедрением их во все сферы жизни общества, в том числе в культуру, с повышением во всем мире заботы о сохранении культурного наследия стало возможным это исследование.

Но для любого специального исследования нужны были база и кадры. Такой базой стала Всесоюзная Центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации музейных художественных ценностей Министерства Культуры Советского Союза (ВЦНИЛКР). Мне как реставратору, хранителю, искусствоведу, а с 1964 года её директору было очевидно, что именно Центральная лаборатория с широким кругом консервационных задач должна взять на себя разработку научных методов хранения музейных ценностей.

Такая возможность появилась с развитием лаборатории, увеличением её численности, приходом специалистов гуманитарных и естественных наук.

Начальные исследования проходили трудно. Не хватало профессиональных кадров. Таковыми они становились по прошествии ряда лет, освоив и поняв специфику музейной жизни. Для культуры, как всегда, недоставало бюджетных средств, материалов, оборудования, лабораторных помещений, хотя бы как-то соответствующих установленным санитарным нормам, не говоря уже о зарплате. Побеждали желание и стремление сделать полезное дело, энтузиазм.

В 1970 году нами была проведена Всесоюзная конференция по вопросам хранения художественных ценностей, в которой приняли участие 160 музеев страны, издан сборник докладов. Вскоре после конференции был создан отдел научных методов хранения из трёх секторов: биологии, климатологии с группой специалистов по свету, музейного и реставрационного оборудования. В 1980 г.. с преобразованием Всесоюзной лаборатории во Всесоюзный институт, на базе секторов были образованы три самостоятельные лаборатории с секторами, существующие и сегодня.

К исследовательским и экспериментальным работам нами привлекались ведущие институты и музеи, такие как ВНИМАЛ, МНИИТЭП, ВНИИ Тяжпромэлектропроект (Ленинградское отделение), НИКОИ, НИИСФ, КИСИ, Национальный институт памятников культуры Болгарии, НИПК. Гос.Эрмитаж. ГМИИ им. Пушкина, ГМИНВ, ГИМ, ГММК. музей А.П.Чехова в Ялте, Новгородский историко-художественный музей-заповедник и др. Некоторые из этих исследований становились совместными с авторами других организаций. Институт реставрации благодарен всем, кто сотрудничал с нами в этой работе, кто оказал и продолжает омывать научно-техническую и консультативную, часто безвозмездную, помощь. Разработчики учли и частично использовали опыт зарубежных музеев, институтов, фирм применительно к музеям и экспозициям различного типа.

В указанных разделах книги рассмотрен круг вопросов, связанных с экологическими проблемами жизни музеев и сохранения ими культурного наследия, даны рекомендации на основе экспериментальных данных и результатов внедрения в музеях и памятниках культуры страны. Укажем лишь на основные, узловые вопросы.

Рассмотрены различные типы зданий, занимаемые музеями: бывшие дворцы, особняки, средневековые палаты, здания общественного назначения, специально построенные для музеев здания, предложены рекомендации по способам и средствам стабилизации температурно-влажностного и светового режимов, рассмотрены и рекомендованы системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, проветривания музейных помещений.

Впервые была проведена работа по определению влагосодержания различных материалов произведений искусства и памятников культуры, изменения в них содержания влаги в зависимости от изменений климата и связанные с этим сложные процессы, происходящие в материалах. Исследовались древесина, холст, шпалера, кожа, кость, пергамент, бумага, керамика, стекло, камень, штукатурка, кирпич, металл. Определены срединные параметры внутреннего микроклимата для них, условия хранения и экспонирования, индивидуальные показатели и методы хранения для особо ценных экспонатов.

Значительная часть книга отведена вопросам освещения музейных коллекций (до недавнего времени большинство музеев не обращало особого внимания на этот важный фактор). Рассмотрены свойства света, различная светостойкость музейных экспонатов, влияние уровня и времени освещённости на их сохранность, рекомендованы средства освещения и светозащиты, дана характеристика искусственных источников света отечественных и зарубежных фирм, предложены специализированные световые приборы, защитные устройства и материалы для естественного света, а также проанализированы особенности освещения реставрационных мастерских и рабочих мест реставраторов, разработаны обязательные условия выполнения киносъёмок в музеях. При выработке рекомендаций авторы опирались на экспертные оценки художественной выразительности самых различных экспонатов от выбора и применения источников света.

В книге рассмотрены также вредные примеси, содержащиеся и воздухе, и их влияние на экспонаты музеев, рекомендованы конструкции витрин общего и специального назначения, для хранения и экспонирования особо ценных экспонатов в инертной газовой среде.

Важнейшей частью книги является проблема защиты коллекции музеев от биологических вредителей - микроскопических грибов и насекомых-вредителей, повреждающих произведения искусства. Эта проблема вот уже много лет является одной из главных в Международном Комитете Консервации ИКОМ. Наши биологи -постоянные его члены и участники; они завоевали признание отечественных и зарубежных специалистов. Их помощь музеям всегда эффективна и надёжна.

Раздел по "безопасности музеев", посвященный хищениям музейных ценностей, противопожарной защите, стихийным бедствиях), сигнализации, защите хранилищ, витрин, предметов открытого экспонирования, системам оповещения, обязанностям персонала по обеспечению безопасности музеев, в эту книгу не вошел, поскольку на эту тему институтом параллельно подготовлено отдельное издание.

Я допускаю, что сегодня с развитием науки и техники, в связи со всё новыми и новыми предложениями зарубежных и отечественных фирм, какие-то рекомендации, изложенные в книге, могут устареть, но это вовсе не значит, что ими нельзя пользоваться или опираться на них в своей работе (особенно малым музеям), поскольку разработаны они на основе многолетнего опыта и проверены практикой.

Авторы исследований за годы своей работы стали признанными профессионалами в области научного хранения культурного наследия. Они образовали в стенах института сплочённые группы сотрудников, ставших консультантами, экспертами, разработчиками рекомендаций для музеев самого различного профиля. В их числе микробиолога - Л.И.Воронина. Н.Л.Ребрикова; энтомологи - И.Н.Тоскина, Г.А.Зайцева; музейные хранители и климатологи - Р.А. Девина, И.В. Илларионова, Н.И. Скобликова, Т.М. Юхновсц; специалисты по светотехнике и источникам света -А.В.Бредняков, С.Ю.Зайчикова; физико-химик, специалист по музейному оборудованию и безопасности музеев - Л.И.Душкина и другие. В работах активное участие принимали специалисты других институтов и музеев: по свету профессор С.Г.Юров. по климату В.А. Бойко, инженер Цв. Кадийски из Болгарии, по безопасности музеев гл.инженер Гос.Эрмитажа Н.А. Принцев и многие другие.

Мы исключили из этих составляющих частей книги экспериментально-исследовательские материалы. Они сложны, часто непонятны неспециалистам, а потому и не нужны здесь. Главное - это практические рекомендации, доступные и понятные музейным работникам, в первую очередь - хранителям. Они даны на основе экспериментов и конкретного внедрения в повседневную жизнь музеев и памятников. Однако, те специалисты, которые заинтересуются экспериментальными исследованиями и выводами, всегда могут приехать в институт и ознакомиться с отчётами исполнителей научных тем, которые хранятся в библиотеке института, или обратиться во Всесоюзный (теперь Российский) научно-технический информационный центр, где они микрофильмированы и имеют кодовые номера.

Хотелось бы также отметить, что с начала 1990 годов, несмотря на все наши экономические трудности, особенно в области культуры, надежда на появление новых технических средств и обеспечение ими музеев для улучшения условий хранения становятся реальностью. Таких примеров уже много. В этом все большую роль начинают играть - конверсия, (предприятия ВПК, их институты), отечественные и зарубежные фирмы, осуществляющие разработки, производство и поставку необходимого оборудования по заказам Министерства культуры, музеев. Свидетельством этому является целый ряд больших и малых музеев, реставрационных центров; выставки современного музейного и реставрационного оборудования - приборов, материалов, инструментов отечественных и зарубежных фирм. Проблема технического обеспечения музеев, сохранности их культурного и исторического наследия взята под контроль Министерства культуры России, для чего разработана целевая федеральная программа, финансируемая из республиканского бюджета. Помимо этого остается надежда на спонсоров, государственные и общественные организации, на муниципалитеты городов, обеспокоенных судьбой бесценного наследия.

Мы будем благодарны музеям, органам охраны памятников истории и культуры за их замечания о книге, за пожелания об освещении вопросов научного хранения, может быть неожиданных для нас и неизвестных нашим специалистам.

Иван Горин

Первоисточник: 
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Практическое пособие. ГосНИИ Реставрации. М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.