ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Контексты в работе реставратора

Аватар пользователя Сергей Сергеевич
С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Однажды на Лелековских чтениях докладчица, из теоретиков, поучала нас, что «реставратор должен реконструировать замысел автора». Я слушал ее доклад и думал, сколько вреда может принести ее досужие выдумки, когда столько молодых реставраторов сидят в зале. Если бы каждый реставратор мог раскрыть контент находящегося у него в работе артефакта, то сообщество реставраторов состояло бы как минимум из докторов исторических и искусствоведческих наук. И то, совсем не факт, что его изыскания раскрыли бы истину. К примеру, пусть хоть один академик от истории искусства объясним мне почему Рембрандт избегал использовать краску зеленого цвета. Подчеркиваю – не свои догадки, а аргументы. Я слушал докладчицу и думал о том, что реставратору дай бог овладеть суммой контекстов артефакта. Именно тех контекстов, что наполняют артефакт смыслом. Помните фразу: «Свита делает короля»? Это как раз о взаимоотношении контекстов и контента.

Написать данную заметку меня подвигла одна необычная находка – цветная гравюра 17-го столетия. Кто знает тему гравюр безусловно удивится: «цветная гравюра»? Однако с датировкой ошибки нет и это действительно 17 век.

Я как правило не берусь за реставрацию графики. Но как человек, который время от времени позволяет себе купить произведения и именно в технике печатной графики (к сожалению это не эстетство, а банальное отсутствие средств на что-то более значительное) и в разные годы приобретал листы Федора Петровича Толстого, Анатолия Каплана, Виргиля Солиса, Жиля Демарто старшего, Клода Лоррена, Энео Вико и других. К сожалению, я упустил, опять таки по причине нехватки средств, коллекцию листов Ватто отпечатанную карминной краской. Реставраторы графики понимают, о чем я говорю.

И так, передо мной лист цветной гравюры работы Johannes Teyler. Про него известно достаточно много: он родился в 1648 году, а умер в 1709. Закончил Академию, путешествовал по Египту и Святой земле и так далее. Заинтересованных в большей информации я отсылаю к изданию Dutch Who's Who.  Что такого важного он изобразил в этой, подчеркнуто уникальной, диковинной на то время технике? Кстати, уже по одному этому, особенно в Голландии 17 века, такая гравюра отличалась немалой ценой. Современниками Teyler`а были В. в. де Вельде Младший (1633—1707), Людольфа Бакгейзена (1631—1708), Ян Вэникс (1640—1719) и другие. Все они были последними мастерами "Блестящей эпохи" голландского изобразительного искусства. Но вернемся к гравюре. Оказалось, что на ней изображена одна из скульптур работы Giovanni Battista Lenardi. Про Lenardi известно не много, а Википедия дает не даты жизни, а период его документально зарегистрированной работы: с 1660 по 1703 годы. Хотя сам лист не содержит даты, мы уже можем понять, что его происхождение относится к периоду 1670–1709 годов. К более точной датировке я вернусь позже. А пока, полагаю, удивлю многих читающих данную заметку сказав, что на гравюре изображена скульптура работы Giovanni Battista Lenardi выполненная из … сахара. Никогда прежде я не только не встречал ничего подобного, но даже не слышал о таком.

Сюжет данной скульптурной группы очевиден. На представленном фрагменте мы видим одновременно всех трех участников мифа: Эрота, над стрелами которого надсмехался Апполон, самого Апполона и Дафну, превратившуюся в лавровое дерево. Кстати именно после этой животрепещущей истории Аполлон увенчал себя лавровым венком, который в последствии стал служить наградой победителям Пифийских, а в современном мире и Олимпийских игр. Но вернемся к гравюре.

В 17 столетии сахар в Европе был большой редкостью и его употребляли только по каким-то знаковым событиям. Из него, с росписью или используя уже подкрашенный в массе, лепили скульптуры Trionfi, то есть «Триумфы», которые затем еще золотили. Их высота порой достигала метра высоты, что позволяет предположить, что внутри они были полые. Что же такое «знаковое» послужило поводом создать две, видимо, полихромные, скульптуры из драгоценного сахара? Оказалось, что скульптуры стояли на столе, организованного папе Римскому Innocent XI 14 января 1687 года. Таким образом, данная мною прежде датировка указанной гравюры сужается до периода 1687 – 1709 год.

Естественно задаться вопросом, а что из себя представляла личность Иннокентия XI? Папа Римский Инноке́нтий XI, в миру Бенедетто Одескальки, родился 16 мая 1611 и умер в 1689 году. Тут я позволю отвлечься от общего изложения темы и предположить, что наша гравюра имела назначение служить напоминанием о том дорогостоящем мероприятии и знаке высочайшего уважения к Его Преосвященству, то есть ее датировку можно локализовать до периода с 1687 по 1689 годы, после чего актуальность гравюры становилась ничтожной. Однако вернемся к персоне папы Иннокентия XI.

Не смотря на то, что Бенедетто Одескальки получил папский престол благодаря поддержке французских кардиналов, выполнявших указания Людовика XIV, Иннокентий XI противодействовал дистанцированию Франции от Рима вплоть до того, что отказался утвердить указ Людовика XIV о назначении 35 епископов. Ответы, как политического, так и религиозного содержания, были скорыми, в частности Людовик начал гонения на французских гугенотов. Но не молчала и французская общественность. Появились карикатуры и памфлеты в адрес папы Римского.

Vanitas with Skeleton_Death Is the Wages of Sin, ca. 1680, Michel Mosin

Надпись на данной гравюре гласит: «Смерть есть возмездие за грех». Но вот в чем парадокс нашего бренного мира: в отличии от Людовика XIV от папы Римского Иннокентия XI остались не кости. Не смотря на почти 330 лет со дня смерти, его тело в полной сохранности дошло до наших дней и сегодня помещено в стеклянный саркофаг отделанный серебром. Однако вернемся в персоне Иннокентия XI. Мои поиски исторических источников об этом человеке пополнили мой электронный архив копией книги 1688 года посвященной описанию всех украшений того праздничного стола в переплет которой вшит точно такой же лист гравюры, но отпечатанный в черном цвете. То есть мы можем с полной уверенностью сузить датировку создания гравюры до 1687-1688 годов. А вот печать данного цветного оттиска могла быть произведена в другие сроки. Впрочем, коль скоро техникой такой печати на тот момент владел кажется только Johannes Teyler, то и дальняя граница датировки печати цветной гравюры могла быть только дата - 1709 год.

Вот некоторые контексты, которые окружают небольшой лист бумаги с удивительной для 17 столетия цветной гравюрой. Мне думается, что реставратор, раскрывая перед собой контексты, обязательно окружающие каждый артефакт, сумел бы возвыситься над досужими теориями от реставрации до такой степени, что бы действительно иметь моральное право реставрировать то или иное произведение. И тогда его бы не смущали докторские степени членов реставрационных советов называющих настенную масляную живопись фреской, отрицающих тот факт, что в русском искусстве имел место стиль рококо или запросто меняющих прусскую лазурь, визитную карточку европейского изобразительного искусства 18 столетия, на ультрамарин и кобальт и так далее. Если вы будете владеть контекстами, то не зависимо от уровня вашего мануального мастерства вы будете как минимум честным реставратором. Успехов.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(4 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
72
points

Разумное любопытство и наблюдательность,склонность к самообразованию и тяга к обучению - наверное,должны быть у нормального реставратора.По-хорошему - это входит в круг его профессиональных обязанностей.

C уважением,Эдуард.

77
points

Я также употребляю слова "нормальный реставратор" и по этой причине уточню:
- не знаю такого документа, где были бы прописаны профессиональные обязанности реставратора, кроме ведомственных юридических, которым нет дела до контекстов,
- за словом "реставратор" подразумевается понятие "профессионал". А профессионалу следует углублять свои знания не "вширь", что и соответствует акту "самообразование", а "вглубь", что соответствует акту "исследование". В любом случае не думаю, что этому где-то учат,
- основное, чем на мой взгляд следует руководствоваться реставратору, это "брать под сомнение все", то есть всю имеющуюся на подходе к работе информацию. К примеру, на кувуклии храма Воскресения Ново-Иерусалимского монастыря был утвержден список и иконография 8-ми апостолов с орудиями их страстей. Не смотря на то, что хорошо известен и перечень этих апостолов и известна иконография устойчиво просуществовавшая с 16 по 18 века образов "со страстями", нынешние исследователи и реставраторы придумали свой список апостолов и свою, новейшую иконографию, которой украсили яко бы в стиле 18 столетия кувуклию, воссозданную яко бы в стиле 17 века. Я такой неприличный набор "всего", "побольше" и "все сразу" рассматриваю как результат непрофессионализма. Если это стиль 17 века, то там нет места синему цвету, если стиль 18 века, то нет места кобальту или ультрамарину. И так далее. Так что я говорю не о необязательном "любопытстве" да еще введенном в границы "разумного" (чтобы это такое значило?), а о профессиональном видении задачи "конечная цель реставрационного процесса". Это пусть историки и архитекторы не понимают, а художник-реставратор обязан твердо знать, что 18 век - это век "прусской лазори", а кобальт появился лишь в 19 веке. Это наша с Вами профессиональная грамотность, например, как "ЖИ и ШИ пиши через букву И". Глядя на произведения, реставратор должен видеть контексты. А если он их не видет, значит реставратор не готов к данной работе так как не может решить для себя основную задачу - "какова конечная цель данного реставрационного процесса" и он должен не "любопытствовать", а как следует над собой поработать чтобы они, контексты, в нем "заговорили". И только после этого приступать к работе.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

68
points

Чувствуется,что много наболевшего у Вас с "контекстами" и контентом от протоколов реставрационного совета.Когда-то читал,здесь же об айкомовских и европейских стандартах в работе консерваторов-реставраторов.Как Вы считаете,ближе они к понятию"нормальный реставратор"?

C уважением,Эдуард.

75
points

Ни в коем случае. Можно говорить о том, что зарубежная медицина (читай - реставрация) в целом лучше отечественной. Но тебя (я не про Вас) лечит конкретный доктор. Нормальных реставраторов всюду мало. В Штатах, в отношении реставрации, вообще сравнительно легко занять место адекватное своей компетентности. В России пока только музыканты сумели остановить принятие Думой администрирующих эту деятельность регуляторов.
Просто, например, в Англии или Штатах административно-социальные регуляторы в реставрации направлены на обслуживание темы, а у нас на обслуживания себя и себе приближенных. Сегодня, если бы у меня были 500.000 рублей, я был бы независимым художником-реставратором. Столько стоит (или уже стоила) индульгенция Министерства культуры на реставрационную деятельность. Живя в Штатах я как-то поинтересовался во сколько мне обойдется получение разрешения на реставрационную деятельность. 15 долларов (округленно) и затрата времени - 20 минут. Только не пытайтесь говорить, что в наши деньги включена оплата контролирующе-надзирающих органов. Я не только сам лично знаю, но и могу как "дважды два" могу доказать, что минкульт ничего не контролирует. Да и кто и как меня может контролировать, кроме налоговых органов, если я обслуживаю частные заказы. При чем тут Министерство культуры?
А по поводу контекстов Вы ошиблись. Когда мне А.Н.Овчинников с сожалением говорил, что сумел во всем повторить древние технологии при написании икон кроме повторения кистей так как нет ни каких данных относительно их формы и материала - мне было приятно. Этот человек искал контексты (наверняка сам он это называет иначе, что не меняет дела). Я сам мучился подобным вопросом и все же подобрал форму кисти, которая позволяла переходить от волосяного до очень широкого мазка. И когда я показал какая это должна быть кисть он в ответ мне достал из стола точно такую же. Но это были не доказательства истинности, а только гипотезы. Я вот о чем. Два совершенно разные человека независимо друг от друга, приходят к одному и тому же решению! Значит эта форма - контекст, который реально существуют и его можно познать. Или, к примеру, не многих реставраторов иконописи интересует вопрос как древние иконописцы писали глаза. А А.Н.Овчинникова это интересовало. Конгда он показал мне под микроскопом, я был просто растерян. Мой глаз ничего такого не видит. А знаете, что за этим стоит? А Вы почитайте в Б.Р.Виппера о том, на чем следует распознавать руку Рубенса от художников его мастерской. Контексты. Они как эфир пронизывают историю искусства. Не будь их, мы бы вообще мало, что понимали в древности. В.Н.Лазарев говорил, что Линник имеет уникальное качество атрибутировать голландцев Блестящей эпохи просто посмотрев на доску или холст. Она несомненно владела контекстами той эпохи.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

63
points

Сергей Сергеевич,так отсутствие собственных проф.стандартов(кодекс проф этики) и привело к появлению совершенно лишних посредников,администраторов,регуляторов.Хотя совсем без коммерческого сопровождения непросто обойтись.Но если уж Вы сравниваете реставрацию с медициной,то стандарт тем более необходим.Очень хороший врач в нашей клинике может ошибиться.В тех же штатах он вынужден работать по определенному,выработанному протоколу и стандарту.И он может быть не очень хорошим врачом,но стандарт своих действий при каждом конкретном случае обезопасит его от ошибки с больным.Поэтому статистика на их стороне.В случае с консервацией-реставрацией проф.стандарт должен вернуть индивидуальную ответственность заказчика и исполнителя.Исполнителя в первую очередь.И вопросы страховки,вознаграждения тоже.Мне трудно судить об особенностях написания глаз на иконах.Потому,что мне ближе особенности кожи или пергамена,тиснения на них,удивительные капталы или особенности замков,жуковин...И я еще и неаттестованный худ.-реставратор.Тоже странное название.

C уважением,Эдуард.

76
points

Под стандартом я не подразумеваю набор действий,ограниченный списком.Под стандартом подразумеваются действия необходимые для выполнения условий,оговоренных в - кодексе проф.этики; и затем по нисходящей,в уставе своей организации,общества,объединения;договоре подряда и т.д.

C уважением,Эдуард.

66
points

Уважаемый Эдуард. Ну я не знаю что мне делать с моей речью. Вроде бы говорю одно, а люди понимают другое. Дело в том. что под стандартами я разумел стандартные рецептуры. Не вдаваясь в детали, так как у нас с вами они очень разные, я скажу так: я давно стал работать на минимальных процентах растворов клеев.Но не делаю это в лоб, а смотрю на поведение материала. И все же пример: если в стакан вмещается ровно 200 мл воды, а некто льет в него больше, что будет с водой? Правильно, она выльется. Но одно дело вода. А куда деваться излишкам клея, если лакуна уже им наполнена? Вот что я имею ввиду, когда говорю, что исхожу из поведения материала. я слежу когда он "напьется" и прекращаю операцию. Я конечно опускаю параллельные вопросы так что Вы не сильно со мной боритесь. Ну к примеру я из краткого разбора опустил вопрос смачиваемости. Все химики-технологи в один голов твердят о вязкости клеев. А я говорю ребята, вы о чем? Между отслоившимся красочным слоем и основание расстояние как правило меньше 100 микрон. Здесь модель вязкости не работает. В тонкой, но широкой щели нет турбулентных движений жидкости (клеев), что проявляется вязкостью. И так далее. Вот именно эти, давно устаревшие принципы я и не соблюдаю. Наука давно ушла вперед. Сегодня совсем иное понимание принципов работы реставрационных материалов. Сегодня, комбинацией 2-х органических растворителей можно в широком диапазоне варьировать свойствами синтетических клеев. Это не я придумал. Я просто слежу за тем, что и как делается в реставрации. И разговоры о стандартных рецептурах для меня ограниченно приемлемы. Надо всегда исходить от объекта и не только его состояния, но и свойств его материалов.
Реставратор-врач - это метафора и не стоит подробно анализировать американскую медицину. Как можно анализировать метафору?
Ну а то, что Вы игнорируете аттестацию я считаю Вашей ошибкой. Объяснять долго.
А вот последняя реплика для меня очень сложна для понимания. Можете ли Вы мне сослаться на документ, в котором прописан "кодекс проф.этики"? Поделитесь, будьте добры. А при чем тут устав организации и далее "по нисходящей"? Вот Вы хвалитесь, что не аттестованы. А напрасно. А то, может быть, Вы бы расширили свои знания чтением трудов по методологии реставрации. ЕСЛИ УСТАВ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИНЦИПАМ МЕТОДОЛОГИИ - уходите из такой организации. Лично я, за последнее время, уже две послал нафиг. С дураками и не профессионалами не работаю!!!!!!!!

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

68
points

Сергей Сергеевич , и не думал бороться.Безотносительно к нашим разным деталям или метафорам.Насчет "кодексов и уставов" все просто.Кодекс проф этики стоит выше устава музея,устав музея стоит выше устава какой-нибудь "ООО" и так далее включая частный устный договор.И все противоречия , могущие возникнуть всегда,по определению,решаются в пользу вышестоящего закона,то бишь Кодекса проф. этики.Вот ссылка на еврокодекс. http://art-con.ru/node/350. Наличие подобного кодекса и у нас привело бы к угасанию той же аттестации,как противоречащей принципам консервации и реставрации.Аттестации в том виде,в котором она существовала и возродилась недавно.И нивелировало бы существование упомянутых Вами,административно-социальных регуляторов в реставрации.Что пошло бы всем нашим реставраторам только на значительную пользу.А насчет дураков и неумех Вы опять правы - работать с ними - себе в убыток.

C уважением,Эдуард.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.