ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

7.1. В состав научно-реставрационной документации входят: - реставрационное задание / пп. 1.8.-1.11; 7.13./. - программа научно-исследовательских и экспериментальных работ /пп. 7.2.-7.4./;

- отчет о научно-исследовательских работах /пл.7.11.-7.13./,

- историческая справка /п. 4.9./;

- схемы-картограммы, фотографии, реставрационные дневники и описания, фиксирующие состояние живописи до реставрации, в ходе ее и по окончании /эти материалы, кроме дневников, включаются в итоговый отчет/ - пп. 7.14.-7.19.;

- методика проведения реставрационных работ /пп.7.5.-7.9../;

- протоколы контрольной комиссии и акты приемной комиссии /пп. 7.20; 9.2., 9.5./;

- Отчет о консервационно-реставрационных работах /пп.7.20-7.24/.

7.2. Программа научно-исследовательских и экспериментальных работ оформляется в соответствии с приложением №3.

Примерный состав разделов Программы:

- историко-архивные изыскания;

- изучение икoнoгpaфии, атрибуция;

- исследование технического состояния; - выполнений схем-картограмм; - фотофиксация;

- проведение комплекса физико-оптических и химико-аналитических исследовании;

- изучение биологических вредителей;

- проведение пробных реставрацонно-консервационных операций;

- подготовка и оформление отчета о научно-исследовательских и экспериментальных работах.

7.3. Программа составляется научным руководителем работ на основании соответствующих положений "Задания"/пп. 1.8.-1.11; 7.13./, Утверждается руководителем организации-исполнителя, согласовывается с контрольной реставрационной комиссией и заказчиком и утверждается государственным органом охраны памятников.

7.4.На основании Программы государственный орган охраны памятников выдает разрешение на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ непосредственно на памятнике /приложение № 4/.

7.5. Основным документом, определяющим характер и технологию консервационно-реставрационных работ, является "Методика реставрации произведения монументальной живописи".

7.6. Для каждого конкретного произведения монументальной живописи разрабатывается своя методика проведения реставрации. В ходе реставрации методика может уточняться, дорабатываться, в нее могут вноситься необходимые изменения.

В случаях использования ранее разработанных методик, апробированных на аналогична объектах, необходимо обоснование возможности их применения на данном объекте.

7.7. Методика реставраций разрабатывается, рассматривается и утверждается в реставрационной организации, выполняющей работы на памятнике. В некоторых случаях проект методики может быть разработан в другом научно-реставрационном учреждении.

7.8. Проект методики /с материалами его обоснования/ согласовывается с контрольной реставрационной комиссией /пп.1.5.,8.6./.

По решению комиссии проект методики до утверждения может быть направлен на экспертизу специалистам реставрационных, научно-исследовательских и других организаций. Срок экспертизы не должен превышать двух месяцев.

7.9. После внесения необходимых дополнений и исправлений проект методики утверждается как "Методика реставрации произведения монументальной живописи /название произведения/".

"Методика реставрации" содержит выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры и способы проведения всех консервационных и реставрационных операций, а также требования по технике безопасности.

"Методика реставрации произведения монументальной живописи" утверждается государственным органом охраны памятников, выдавшим разрешение на реставрацию. После этого методика становится самостоятельным документом, в соответствии с которым проводятся реставрационные работы и соблюдение положений которого для исполнителей обязательно.

Изменения и дополнения к методике согласовываются с контрольной реставрационной комиссией.

7.10. Примерная структура Методики:

- титульный лист с указанием учреждения, фамилии руководителя работ и авторов методики, грифами "Утверждаю", "Согласовано"; - введение /задание на реставрацию, краткая выписка из исторической справки/;

- выводы по итогам научно-исследовательских и экспериментальных работ;

- характеристика рекомендуемых консервационных материалов /техническое наименование, ГОСТ или ТУ, мотивировка выбора/;

- методика реставрационных операций;

- требования по технике безопасности.

7.11. В "Отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах" обобщаются результаты НИ и экспериментальных работ. Отчёт оформляется в соответствии с общесоюзными стандартами /ГОСТ 7.3 7.32.-81. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования к правила оформления/. Отчет должен включать в указанной последовательности:

- титульный лист;

- список исполнителей в алфавитном порядке с указанием занимаемой должности, ученой степени, звания, реставрационной квалификации; далее указывается номер раздела отчета, составленного данным исполнителем или выполненная им часть НИР;

- реферат о проведенных НИР объемом не более 1 страницы;

- содержание /оглавление/;

- основная часть;

- приложения.

Основная часть Отчета включает следующие разделы:

1. Введение.

2. Краткая историческая справка о памятнике.

3. Технико-технологическая характеристика памятника.

4. Характеристика температурно-влажностного режима в памятнике.

5. Описание технического состояния памятника.

6. Общая характеристика физико-химических и биологических факторов, отрицательно воздействующих на сохранность стенописи.

7. Описание научно-экспериментальных /пробных/ работ по разработке методики реставрации /или внедрению сушествующей/.

8. Проект методики реставрации памятника.

9. Фотодокументация.

10. Графическая документация.

В приложениях могут быть даны дополнительные сведения о памятнике и проведенных на нем работах.

Примечание: Данная структура отчета по НИР предусматривает проведение научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ по полной программе. В случаях проведения лишь отдельных видов исследований их результаты оформляются в виде заключений. Заключение подписывается ответственными исполнителями и руководителем учреждения или подразделения, выполнившего исследования, и передается заказчику и исполнителю реставрационных работ. Заключение прилагается к общему отчету о реставрации.

7.12. Отчет о НИР рассматривается в установленном порядке и утверждается руководителем учреждения, ответственного за проведение данных работ, после чего представляется в государственный орган охраны памятников и передается заказчику /ГОСТ 15.101-80 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения научно-исследовательских работ. Основные положения" п.4/.

7.13. По результатам проведенных научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ и в соответствии с представленным отчетом заказчик, в случае необходимости, уточняет ранее сформулированные положения и требования соответствующих разделов "Задания на исследования и реставрацию". При необходимости в новой редакции "Задания" может предусматриваться проведение сопутствующих реставрационным работам научных исследований и экспериментальных работ. Отчет по этому виду НИР может оформляться самостоятельно или входить в итоговый отчет в качестве промежуточного раздела.

7.14. Рабочим и фиксирующим отчетным материалом при реставрации монументальной живописи является фотографии и схемы-картограммы.

7.15. Фотофиксация реставрируемого объекта обязательна. Она фиксирует общий вид композиции /или отдельного изображения/ и их деталей, показывающих степень сохранности живописи и характер разрушений /трещины, шелушения, распыления и т.д./.

Степень подробности и виды фотофиксации произведения до реставрации, в процессе её и по окончании работ определяются контрольной реставрационной комиссией.

7.16. Общие требования к фотографиям: - фотографии изготавливаются размером 18 х 24 см;

- фотосъемка объекта до реставрации, в процессе ее и после завершения работ должна производиться с одной точки;

- фотографии должны быть четкими, на них должны хорошо быть видны разрушения и другие дефекты; при сопоставлении фотографий, фиксирующих разные стадии работ, результаты реставрационных работ должны быть хорошо видны;

- производя фотосъемку, следует обратить внимание на композицию кадра;

- негативы и контрольное отпечатки передаются в архив реставрационной организации. Регистрационное №№ негативов проставляются под фотографиями, прилагаемыми к отчету.

7.17. Схемы-картограммы графически дополняют текст отчета и фиксируют основные состояния памятника: до реставрации и в процессе. Основным назначением схем-картограмм является фиксация местоположения живописи в памятнике архитектуры, степени её сохранности и послойного состава. Кроме того, на схемах-картограммах должны отмечаться виды разрешении памятника и зоны их распределения, места отбора проб, проведенных научно-экспериментальных и реставрационных работ. Особенно важно их значение для фиксации скрытых видов разрушений и реставрационных работ.

7.18. На схемах в избранном масштабе делается чертеж развертки стены /свода, плафона и т.д./ или их элементов. В виде схематической прориси наносится рисунок композиций и условными знаками в цвете или графически показываются различные виды повреждений, поздних допoлнeний и места проведённых реставрационных работ. Рисунок композиции делается схематично, но изображение должно воспроизводить характерные особенности оригинала с соблюдением избранного масштаба.

Примечание: Вместо развертки стены могут применяться чертежи разрезов памятника, а для куполов в сложных сводов - их проекции.

7.19. Схема-картограмма должна быть удобна для работы с ней. Следует по возможности избегать очень больших размеров. Рекомендуется, чтобы лист схемы в одном из измерений /по горизонтали или вертикали/ не превышал 62 см /ширина бумаги для копировальных машин/.

Выбор масштаба схемы зависит от общего размера стены памятника или группы композиций, помещаема: на одном листе, от размера изображений оригинала, от степени насыщенности схемы линиями рисунка и условными знаками. Наиболее предпочтительны масштабы 1:20 /в некоторых случаях 1:40 и 1:50/ для памятников с крупными изображениями и 1:10 при мелких изображениях.

Схемы, фиксирующие работы в памятнике и входящие в общий отчет, следует делать в едином масштабе.

Схемы сопровождаются пояснительными надписями и условными обозначениями и должны быть оформлены в соответствии с приложением № 5.

7.20. Итоговый отчет о реставрации произведения монументальной живописи /о полном комплексе работ или этапе/ содержит:

- титульный лист установленной формы;

- реферат объемом 0,5-1 страница, содержащий краткие сведения о проведенной работе, о времени и месте реставрации в памятнике, об объеме отчета, количестве томов, фотографий и схем, об основных видах работ, о промежуточных отчетах;

- содержание /оглавление/;

- список исполнителей: руководитель работ /бригадир/ и исполнители;

- перечень сокращений, символов, специальных терминов с их определением /в необходимых случаях/;

- основную часть, в которую входят: введение, историческая справка, краткое иконографическое описание сюжетов, описание состояния живописи до-реставрации /при необходимости - конструкций здания/ по результатам визуального обследования и по данным других видов исследований, описание зондажей, пробных расчисток и укреплений с выводами по этим пробам, описание выполненных в ходе реставрации работ, включая натурные, лабораторные, архивные исследования и виды фиксации этих работ с указанием исполнителей и результатов, методика, атрибуция живописи /если проводилась/;

- заключение, в котором даются выводы о проведенной реставрации, рекомендации;

- список использованной литературы;

- перечень фотографий и схем;

- приложения.

В состав приложений входят: задание на реставрацию, протоколы заседаний реставрационных советов и комиссий, заключения лаборатории о проведенных исследованиях, схемы-картограммы, фотографии, слайды, выкраски с зондажей /если выполнялись/.

7.21. Если какие-либо из перечисленных разделов содержатся в ранее подготовленном отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах, в итоговом отчете необходимо сделать соответствующие указания. Прилагать утвержденную методику к итоговому отчету обязательно.

7.22. Отчетным документом по реставрации фрагментов монументальной живописи, находящихся на музейном хранении или передаваемых на музейное хранение, является общий реставрационный паспорт.

7.23. Срок сдачи итоговой отчетной документации не позднее чем через три месяца после приема работ контрольной реставрационной комиссией.

Первоисточник: 
Инструкция по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи. МК СССР от 14.03.88 №118
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.