ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

6.1. Консервационные и реставрационные работы на произведении монументальной живописи должны производиться только после завершения предварительных исследование живописи и изучения истории памятника, выполнения фотофиксации и описания состояния живописи до реставрации, утверждения сметной и научно-реставрационной документации, а также только после завершения архитектурной реставрации и всех видов ремонтно-строительных работ и после очистки помещений, настилов лесов и подмостей от строительного мусора.

Проведение консервации и реставрации живописи в помещениях, где не завершены общестроительные работы, категорически запрещается.

До начала ремонтно-строительных работ или архитектурной реставрации, а также в процессе этих работ на произведениях монументальной живописи можно выполнять только противоаварийные и профилактические работы.

6.2. При комплексных ремонтно-реставрационных работах и памятнике и при участии в работах нескольких реставрационных, строительных, монтажных и других организаций генподрядчиком должны быть составлены единые ПОР /проект организации работ/ и календарный график, в которых предусматриваются очередность и правила ведения всех видов ремонтных и реставрационных работ, а также работ, связанных с эксплуатацией и приспособлением к использованию памятника архитектуры.

В ПОР должны быть предусмотрены:

- очередность и порядок ведения реставрационных работ;

- профилактические меры защиты живописи и предметов декоративно-прикладного искусства от возможных повреждений и загрязнений при производстве монтажных и реставрационных работ;

- устройство лесов, подмостей, подъемных приспособлений, подводка освещения на каждое рабочее место;

- устройство мест для складирования и хранения материалов, инвентаря и инструментов, хранения и сушки спецодежды;

- обеспечение объекта водой;

- устройство бытовок, туалетов, мест для сбора мусора и стока грязной воды;

- бесперебойное снабжение материалами, инструментами, инвентарем,

- меры по организации техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;

- в неотапливаемых помещениях - устройство временного отопления /при необходимости/.

К ПОР прилагается календарный график ведения работ.

6.3. Установка лесов и подмостей для реставрации монументальной живописи должна выполняться в основном по индивидуальным проектам с учетом специфики реставрации монументальной живописи.

Рекомендуется, чтобы яруса настилов лесов соответствовали ярусам живописи, а стойки лесов проходили между композициями, чтобы реставратор мог видеть реставрируемую композицию в целом. При невозможности выполнения этих рекомендаций следует располагать настилы и стойки так, чтобы они не закрывали наиболее значительных частей изображения.

У поры лесов следует устанавливать только на разгранках между композициями или на фоновых частях. Перед установкой упора следует проверить прочность красочного слоя и штукатурки. Между упором и штукатуркой делается мягкая прокладка.

Ширина настилов должна обеспечивать возможность проведения фотофиксации.

Запрещается вносить в помещение и использовать для установки лесов сырую, неошкуренную, зараженную биовредителями древесину.

6.4. При работе растворителями и другими токсичными материалами объект должен быть обеспечен вытяжкой и приточной вентиляцией, небьющейся посудой с притертыми пробками для хранения этих материалов. Все работники должны пройти инструктаж по пользованию токсичными материалами.

6.6. Для проведения реставрации настенной живописи в неотапливаемых помещениях в зимнее время возможно устройство временного отопления /при условии, если оно рекомендовано специалистами/. Отопление следует устанавливать по согласованному с органами охраны памятников проекту, в котором должны быть указания на допускаемые расчетные параметры температуры и влажности воздуха на период реставрации памятника и эксплуатации временного отопления.

При эксплуатации временной отопительной системы следует руководствоваться следующим:

- в зимнее время отопление должно постоянно обеспечивать рекомендованную проектом температуру как в рабочее, так и в нерабочее время, не допуская больших суточных колебаний;

- включение отопления на объекте должно производиться в осеннее время до начала промерзания стен и сводов;

- в помещении должны быть установлены термометры и гигрометры для постоянного наблюдения за температурой и влажностью;

- в случае отклонения установленных проектом норм температуры и влажности необходимо принимать меры к их урегулированию.

6.6. При необходимости проведения реставрации стенной живописи в залах или хранилищах музея при сохраняющейся экспозиции эти работы могут быть начаты только после согласования режима работ с главным хранителем музея.

Должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту всех экспонатов от возможных повреждении и загрязнении.

6.7. На произведении монументальной живописи непосредственным руководителем реставрационных работ является бригадир художников-реставраторов, который несет ответственность за методическую направленность работ.

В обязанности бригадира входит:

- организация труда бригады с рациональным использованием рабочего времени, материалов, оборудования и инвентаря, с соблюдением последовательности выполнения реставрационных процессов,

распределение работы между членами бригады в соответствии с квалификацией каждого реставратора;

- контроль за соблюдением каждым реставратором методики в технологии реставрации, проверка качества работ;

- организация проведения исследований, участие в исследованиях произведения;

- организация фотофиксации и других видов фиксации реставрационных процессов;

- участие в составлении сметной и научно-реставрационной документации.

6.8. К самостоятельному выполнению консервационных и реставрационных работ допускаются только реставраторы, аттестованные Комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР. Сложность поручаемых работ должна соответствовать специализации реставратора и присвоенной ему квалификационной категории.

Лица, не прошедшие аттестацию, могут участвовать в консервационных и реставрационных работах только при условии непосредственного руководства и контроля, осуществляемых аттестованным реставратором соответствующего профиля и квалификации, или при наличии свидетельства, разрешающего неаттестованному лицу самостоятельное выполнение таких работ, выданного после прохождения стажирования в ведущих реставрационных организациях /приложения №№ 1 и 3 к приказу Министерства Культуры СССР № 336 от 18.09.86."О мерах по совершенствованию работ комиссии по аттестации реставраторов"/.

6.9. При комплексных реставрациях или ремонтах архитектурных памятников категорически запрещается использовать помещения, в которых имеется монументальная живопись, под склады строительных материалов и конструкций, а также под временные мастерские.

6.10. В тех случаях, когда на одном объекте работает несколько бригад, для соблюдения единого метода и принципов реставрации руководству реставрационной мастерской рекомендуется назначить из числа бригадиров одного ответственного руководителя.

Первоисточник: 
Инструкция по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи. МК СССР от 14.03.88 №118
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.