ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

5.1. Основным принципом ведения консервационних и реставрационных работ является обоснованность каждого вмешательства в современное состояние памятника. Во всех случаях обязательна консервация, все прочие операции вторичны.

5.2. Целью консервационных работ является сохранение материальной структуры произведения монументальной живописи.

Консервация предусматривает укрепление всех составных элементов памятника: основания, грунта, красочного и защитного слоев без раскрытия подлинной живописи из-под поздних прописей и других наслоений, а также без тонирования, воссоздания и других реставрационных операций.

5.3. Технология и последовательность выполнения всех реставрационных операций, рецептура применяемых растворов и смесей, требования к материалам определяются "методикой реставрации" /пп. 7.5. - 7.10./.

Вначале выполняются все необходимые консервационные операции и только после того, как обеспечена прочность подлинной живописи, можно приступать к удалению с нее поздних наслоений.

Отступление от этого общего правила допустимо лишь в исключительных случаях, когда вышележащие плотные слои записи, покрасок или шпаклевок мешают проведений укрепления подлинного слоя.

5.4. При укреплении методом инъекции расслоившихся и отставших от кладки штукатурок с живописью необходимо соблюдать следующие правила:

- для инъекционных отверстий используются имеющиеся в штукатурке выпады или трещины; новые отверстия просверливаются на фоновых и других наименее ответственных местах изображений;

- при укреплении живописи, еще не раскрытой из-под плотных записей и покрасок, инъекционное отверстие не должно попадать на изображение подлинника; этим же правилом следует руководствоваться при установке кляммеров.

5.5. Применяемые реставрационные материалы должны: - укреплять красочный слой и частично деструктированную штукатурку без изменения их пористости и паропроницаемости, не создавая границу напряжений между укрепленными и неукрепленными слоями,

- обеспечивать оптимальную механическую прочность красочного слоя,

- клеевая пленка должна обладать запасом эластичности и характеризоваться стабильностью свойств во времени;

- растворяться в нетоксичных или малотоксичных растворителях;

- обладать стабильными свойствами в условиях эксплуатации памятника /выдерживать перепады температур от +40°С до - 40°С и относительной влажности от 50 до 90%, быть атмосферо- и светостойким, а также не адсорбировать и не удерживать загрязнения;

- не искажать декоративные свойства живописи /цвет и фактуру/ как в момент применения, так и в дальнейшем, а также не препятствовать повторным реставрациям.

5.6. В процессе реставрации самым ответственным является раскрытие авторской живописи из-под поздних записей, малярных покрасок и других наслоении. Метод раскрытия определяется на стадии предварительного исследования памятника при проведении пробных раскрытий.

При наличии нескольких разновременных слоев записи раскрытие ведется послойно с фиксацией и описанием каждого из слоев; при наличии штукатурных вставок с дополнениями утраченной живописи обеспечивается их сохранение, даже если они сильно отличаются от изначальной живописи стилистически и тональною Удаление таких вставок, как и одновременное удаление нескольких слоев запуск, допускается лишь по решению контрольной, реставрационной комиссии в тех случаях, если они не представляют ни исторической, ни художественной ценности.

5.7. Во всех случаях раскрытия живописи из-под записи оставляются контрольные участки с послойным раскрытием. Места для них должны определяться заранее с таким расчетом, чтобы они не мешали восприятию полностью раскрытой реставрированной живописи.

При последующих консервационно-реставрационных работах эти контрольные участки сохраняются.

5.8. Если методикой предусмотрены мероприятия по отслоению разновременных живописных слоев /п. 4.11/, то должны быть приняты меры, по обеспечению сохранности снятых фрагментов росписей.

5.9. Снятие стенной живописи и перенос ее на новое основание допустимы лишь как крайняя мера, когда нет других возможностей для ее спасения. При этом следует стремиться, чтобы перенесенная стенопись могла быть смонтирована на прежнем месте.

Необходимость снятия живописи со стены и монтирования её на другую основу определяется контрольно-реставрационной комиссией, которая дает разрешение на проведение этой операций.

Возможность снятия живописи со стены вместе со штукатуркой или только одного красочного слоя определяется реставраторами в зависимости от конкретных условий.

Выбор нового основания и способа монтировки делается с учетом условий, в которых снятые фрагменты в дальнейшем будут храниться или экспонироваться.

5.10. При осуществлении работ по приведению памятника к экспозиционному виду /п. 4.17./ необходимо особенно тщательное соблюдение рекомендаций по проведению тонировок и дополнений.

На сохранившихся слоях монументальной живописи древних памятников /до середины XVIII в. включительно/, на выдающихся по своим художественным качествам памятниках последующих столетий какие-либо дописи, воссоздания категорически запрещаются, за исключением легких тонировок на штукатурных чинках или на местах полной утраты авторского красочного слоя. Под тонированием в этом случае подразумевается лишь погашение тона участков грунта без живописного слоя посредством использования прозрачных монохромных или полихромных обратимых красочных составов минимальной цветовой насыщенности. Тонировки, по плотности и цвету почти приближенные к авторской живописи, изменение рисунка и колорита сохранившихся участков подлинника недопустимы ни при каких обстоятельствах и мотивировках.

5.11. При реставрации живописи в памятниках XVIII - XX вв., использующихся под административные, зрелищные, торговые и другие учреждения, в культовых зданиях, когда сохранившаяся живопись не отличается высоким художественным уровнем, могут быть допущены элементы воссоздания и тонировки, в цвете и тоне приближенные к авторским слоям.

Необходимость таких воссозданий может быть вызвана спецификой экспозиции интерьера.

Метод воссоздания избирается исходя из достоверных данных /архивных сведении, сохранившихся образцов, аналогий и пр./.

В декоративно-орнаментальных росписях XVIII-ХХ вв. допустимо восстановление фонов /вышпаровка/ и орнамента по сохранившемуся рапорту.

5.12. Принципы приведения памятника к экспозиционному виду /тонирование, схематическая реконструкция или воссоздание/ обсуждаются реставрационной комиссией.

На основании рекомендованного комиссией принципа восполнения реставраторы должны подготовить образец, которые принимается тем же составом комиссии.

5.13. Метод тонировки или воссозданий может быть выработан только по окончании консервации и реставрации всего произведения монументальной живописи или, а крайнем случае, всей живописи в пределах крупного архитектурного компартимента.

Какие-либо тонировки в процессе раскрытия живописи недопустимы.

5.14. Копирование монументальной живописи должно проводиться в соответствии с Правилами копирования произведении настенной живописи в памятниках истории и культуры /утверждено Министерством культуры СССР 28 октября 1981 года/.

Первоисточник: 
Инструкция по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи. МК СССР от 14.03.88 №118
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.