ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

4.1. Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью всего научно-реставрационного процесса (п.2.5.). Они начинаются на стадии предварительных исследований и продолжаются на протяжении всего научно-реставрационного процесса, включая его производственные стадии.

4.2. В зависимости от значения памятника, целей и объемов предполагаемых реставрационных работ, наличия документации по ранее выполненным исследованиям, а также от уровня их профессионального исполнения научно-исследовательские работы могут осуществляться в различном объёме и с разной степенью проработки отдельных вопросов: либо в виде комплексной научно—исследовательской работы, либо в виде не выделяемых в самостоятельную стадию отдельных исследований, необходимость в которых возникает в процессе реставрации живописи. Однако общая программа проводимых работ должна предусматривать проработку всех основных проблем, которые вызваны состоянием памятника.

Координацию научно-исследовательских работ осуществляет организация, ответственная за проведение научной реставрации памятника.

4.3. Комплексная научно-исследовательская работа на произведении документальной живописи проводится с целью сбора сведений об истории и техническом состоянии памятника, необходимых для научно обоснованного выбора метода реставрации и для отработки методики, а также для выбора оптимального режима существования памятника.

4.4. В состав комплекса научно-исследовательских работ входят: предварительные исследования; архивные и библиографические исследования; физические и физико-химические неразрушающие и лабораторные исследования; микологические и бактериологические исследования; экспериментально-реставрационные работы для разработки методики реставрации, включая предложения по приведению памятника к экспозиционному виду.

4.5. Научно-исследовательская работа на произведениях монументальной живописи выполняется аттестованными художниками-реставраторами из производственных, музейных или научно-исследовательских специализированных реставрационных учреждений и специалистами в области истории искусства, химической технологии, физико-химических методов исследования, биологии, климатологии и другими специалистами соответствующих научно-исследовательских учреждений.

4.6. До начала комплексных научно-исследовательских и экспериментальных работ приказом руководителя учреждения, ответственного за проведение исследований, назначается научный руководитель данных работ, который подготавливает программу будущих исследований и предлагает кандидатуры ответственных исполнителей по основным разделам комплексных научно-экспериментальных работ.

Программа работ, а также кандидатуры руководителей и ответственных исполнителей утверждаются выдавшим разрешение на производство работ государственным органом охраны памятников.

4.7. Научный руководитель комплексной научно-исследовательской работы должен иметь большой опыт научно-реставрационной деятельности по данному типу памятников и обладать широким профессиональным кругозором. Руководитель несет ответственность за научную полноту (обоснованность) и качество проводимых исследовательских и экспериментальных работ.

4.8. Архивные и библиографические исследования позволяют получить представление о времени создания и истории существования памятника (ремонт, поновления, реставрации и т.д.).

В состав архивных и библиографических исследований входят:

- сбор иконографического материала (фотографии, копии, иллюстрации в печатных изданиях и т.д.);

- изучение научных публикаций, летописных и других архивных материалов о памятнике;

- изучение реставрационных отчетов и паспортов прежних реставраций;

- подбор аналогов;

- аналитическая обработка собранного материала.

По материалам архивных и библиографических исследований составляется историческая справка.

4.9. Натурные исследования памятника являются важным этапом научно-исследовательского и консервационо-реставрационного процесса и позволяют выявить виды и причины повреждений живописи.

Предварительные натурные исследования памятника (п.2.5.) проводятся путем визуального обследования и пробных раскрытий.

4.10. В ходе визуального обследования произведения монументальной живописи намечаются места для проведения пробных укреплений и раскрытий живописи, зондажей в штукатурке и кладке, установки маяков на трещинах, отбора проб для лабораторных исследований; определяются места отставания и отслоения штукатурки.

При визуальном обследовании конструкций здания выявляются возможные причины повреждения живописи.

4.11. Зондажи и пробные раскрытия являются наиболее ответственным видом натурных исследований, так как они могут привести К невосполнимым утратам подлинной живописи, полностью уничтожить

промежуточные слои.

Начинать пробные послойные раскрытия-зондажи необходимо в наименее ответственных местах живописи (фон, разгранки и т.п.). До начала раскрытия авторской живописи и в процессе раскрытия проводится физико-оптическое и химико-аналитическое изучение объекта.

Пробные раскрытия живописи из-под наслоении, записей и покрасок дают сведения о сохранности подлинной живописи, о количестве и ценности слоев записей, о наличии других наслоений (шпаклевок, лаков, штукатурок). При проведении пробных раскрытий отрабатывается методика и технология раскрытия росписей в целом.

Проведение пробных раскрытий и зондажей осуществляется опытными аттестованными реставраторами.

Зондажи и пробные раскрытия подробно описываются в отчете и фиксируются на фотографиях и схемах-картограммах.

4.12. При наличии нескольких красочных слоев, представляющих историческую и художественную ценность, научные исследования должны предусматривать возможности сохранения этих слоев. В таком случае разрабатывается отдельная методика дальнейшей консервации каждого слоя.

4.13. В процессе реставрации применяются неразрушающие (оптико-аналитические) и лабораторные (химические и физико-химические) виды исследований.

Для проведения лабораторных химических и физико-химических исследований производится отбор микропроб красочного слоя и грунта. Пробы отбираются в наименее ответственных местах опытным художником-pecpaтором вместе с сотрудником лаборатории.

4.14. Микологическое и бактериологическое обследование настенной живописи проводится с целью определения степени зараженности её микроорганизмами и выявления их роли в процессах деструкции красочного слоя и основы настенной живописи и штукатурки.

В процессе обследования отбираются микроробы для выявления основных физиологических групп микроорганизмов и определения их численности.

Нa основании проведенного обследования делается заключение о необходимости использования биоцидов с учетом локальных условий, в которых находится стенопись, и даются рекомендации по выбору реставрационных материалов с учетом их биостойкости.

4.15. Экспериментально-реставрационные работы проводятся в целях подбора материалов и отработки методов консервационных и реставрационных работ и осуществляются на наименее ответственных и минимальных по размеру участках росписи.

Опробование новых экспериментальных материалов должно проводиться в доступных для наблюдения местах и тщательно документироваться.

Рецептуры и способ выполнения экспериментальной работы описываются в рабочем дневнике, место пробного участка отмечается на схеме-картограмме.

4.16. Для изучения микроклимата в памятнике архитектуры проводится исследование тепловлажностного режима и режима эксплуатации, обследуется состояние ограждающих конструкций.

Исследования проводятся по существующим методикам, скорректированных с учетом особенностей памятника.

По результатам исследования вырабатываются рекомендации способов выведения памятника из неблагоприятного состояния, поддержания в нем оптимального микроклимата и режима эксплуатации.

4.17. В состав научно-исследовательских работ входит разработка методических предложений по приведению памятника к экспозиционному виду (дополнение больших утрат грунта, монохромное или полихромное погашение белых пятен в местах утрат красочного слоя и т.п.) - пп. 5.10-5.13.

При разработке предложений по методике приведения памятника к экспозиционному виду необходимо исходить из того, что воссоздание художественного образа не может быть целью реставрационных работ /п. 2.4./.

Разработка этих предложений включается в задание на реставрацию и исследование памятника.

4.18. Результаты научно-исследовательских работ обобщаются в "Отчет о научно-исследовательских работах"/пп. 7.11.-7.13./ или выдаются в виде заключений об отдельных видах исследований.

Первоисточник: 
Инструкция по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи. МК СССР от 14.03.88 №118
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.