ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

РЕСТАВРАЦИЯ КЛЕЕВОЙ ЖИВОПИСИ НА ЛЕССОВОЙ ШТУКАТУРКЕ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК

Роспись клеевыми красками по лессовой штукатурке была распространена в раннем средневековье на территории Средней и Центральной Азии вплоть до Китая. Лесс - пылевидное желтоватое песчано-мергелистое отложение, состоящее из глины, мельчайших зерен песка углекислого кальция с различными примесями. На огромной территории лесс в древности являлся основным строительным материалом. Местное население и сейчас использует его для изготовления сырцовых кирпичей или крупных пахсовых (глинобитных) блоков, обмазки крыш, хозяйственных помещений, заборов, для этого лесс заливают водой и перемешивают в определенных пропорциях с рубленой соломой (саман).

Археологическими раскопками в Среднее Азии открыты многочисленные древние города и комплексы храмовых построек, стены которых сложены из сырцовых кирпичей или крупных пахсовых блоков, покрыты лессовой штукатуркой и расписаны. Стены оштукатуривались обычно несколькими слоями - первый, толщиной 25-30 мм, с примесью мелко рубленой соломы, второй - 4-5 мм - с незначительным количеством примесей; затем шла затирка тонким слоем без примеси соломы (0,5-1 мм) Встречаются и многослойные обмазки стен. Поверх тонкого слоя накладывали грунт (гипс с примесью кальцита) и по нему выполняли роспись минеральными красками на клеевом связующем растительного происхождения (камеди вишневого или урюкового дерева). Палитра росписей включала различные оттенки коричневых, красных, желтых красок - железных, реже встречаются киноварь и лимонно-желтый аурипигмент; синие - натуральный ультрамарин; черный - растительные и костные угли, сажа; зеленые — земли или мешанные, малахит (в Центральной Азии).

Клеевая живопись на лессовой штукатурке, открытая при раскопках чрезвычайно легко и быстро подвергается разрушению от атмосферных воздействий. Но и защита от них не обеспечила бы сохранность росписей, поскольку нет возможности устранить такую причину разрушения, как кристаллизацию на поверхности солей, содержавшихся в почве, растворенных в грунтовых водах. Поэтому росписи необходимо снять со стен. Однако красочный слой и лессовая штукатурка крайне непрочны, и чтобы вести все необходимые реставрационные работы, росписи необходимо предварительно закрепить.

Первоисточник: 
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК. ГЭ ЛНРМЖ, С-П., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.