ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Хранители Санкт-Петербурга

Аватар пользователя antiir
Лев над аркой

Духи Санкт-Петербурга
© Чистяков А.Н. 2015
Санкт-Петербург – сравнительно молодой город, но легендами и чудесами он наполнен, наверно, гораздо больше, чем множество других намного более старых городов.
Как водится, начну «от печки».
Уважаемый во всем мире израильский археолог доктор Галили выполнил реконструкцию древнего поселения Атлит-Яма, обнаруженного в ходе подводных раскопок примерно в 30 км к югу от Хайфы. Его возраст был оценен в 10000 лет. Во время раскопок около поселения были обнаружены культовые сооружения, украшенные черепами предков.  (http://www.youtube.com/watch...)  «В данном контексте такое обращение к предкам указывает на попытку получить от них духовную помощь в защите поселения, то есть представляет собой поручение предкам роли духов-защитников или в современном выражении Духов места.» (Чистяков А.Н. Дух места исторического поселения. СПб. 2015)
В Санкт-Петербурге в отличие от Москвы и, практически, все других городов мира аналогичные украшения на зданиях можно встретить в огромном количестве почти на каждом шагу. Они имеются и на дворцах и на самых заурядных жилых постройках. К сожалению, никто за ними специально не ухаживает.
Голова льва на здании Главпочтамта.
Голова льва над аркой жилого дома на улице Куйбышева.
Эти украшения всегда расположены в характерном месте – над входом, над аркой – въездом, над окнами. Такое расположение указывает, что им отводится роль защитников, хранителей безопасности здания. Аналогичная роль отводилась разным украшениям в старинных деревянных домах, которые размещались на коньке крыши или под ним, над входом и также над окнами. Это были петушки, стилизованные изображения солнца, разные другие сакральные фигуры и знаки.
Кариатиды на здании железнодорожных касс на канале Грибоедова.
Буквальным образом читается сакральная роль фигур, украшающих здание, если вспомнить о кариатидах – они его поддерживают. У них характерная поза, характерное расположение. Исключений из этого правила не существует.
Возникает вопрос, почему в молодом современном, промышленном, высокообразованном городе так хорошо прижились как бы суеверия прошлого?
Надо полагать, что свою роль в этом сыграла тесная связь Санкт-Петербурга с морем. Известно, что моряки всегда были очень суеверными людьми, и это было перенесено на берег.
С древних времен существует традиция украшать нос корабля скульптурой или рельефом. В Древнем Риме такое украшение называлось рострой, а в Греции – кариатидой.
Нос корабля с женской фигурой на Ростральной колонне в Санкт-Петербурге.
Фигура русалки, украшающая нос современной яхты.
Такая фигура была символом корабля. Бывало, что капитан заказывал для этого скульптурный портрет своей дочери. Поле разрушения корабля от старости фигуру сохраняли и она украшала дом капитана или владельцев. Часто фигуры попадали в морские музеи. Египтяне предпочитали изображения священных птиц, финикийцы – лошадей, греки и римляне – кабанов или драконов, чтобы запугать неприятеля. Голова дракона даже была обязательным украшением судна викингов. В 16-19 веке была мода на изображения львов и орлов.
Таким образом, довольно отчетливо просматривается назначение фигуры. Она изображала духа, который охранял судно от неприятностей, а для хороших людей демонстрировал мощь и благородство – весьма ценные качества делового партнера.
Примечательно, что в этой части судна пикантно сочетался высокий духовный мотив и проза жизни.  Сейчас носовые фигуры называют  галеонными по имени больших кораблей, на которых их чаще всего устанавливали. Но в морской терминологии они еще называются гальюнными фигурами, потому что в этой части судна устраивались отхожие  места – туалеты для матросов. Нос был самым удобным местом для туалета, так как ветер дул в корму парусного судна, обгонял его и уносил запах туалета в сторону. (http://vk.com/smspublic)
Гальюнная фигура на носу корабля Древний Рим
https://upload.wikimedia.org...
Получается, как ни крути, что на зданиях Санкт-Петербурга строители поселили изображения духов-хранителей. Может быть, и поэтому  в этом городе сохранилось так много памятников, несмотря ни на какие исторические катаклизмы.
К сожалению, пока не понял, как в текст вставить рисунки. Поэтому от них остались только подписи.
Полную публикацию можно посмотреть по ссылке: http://arenovate.livejournal...

© А.Н. Чистяков

Средняя оценка
(0 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
107
points

Уважаемый antiir
Полагаю, что Вам не хватает знаний древней магии. В научном плане. Начните, например, с "Золотой ветви" Фрезера и его обоснования гемеопатической магии.
Вообще надо много читать. Так Ваше определение изображения дракона "греками и римлянами" как способ "запугать неприятеля" не имеет оснований и воспроизводит только Ваше восприятие этих знаков. Но это только Ваше, личное. В действительности, если Вы проштудируете античных авторов, например, Апполодора, то очень скорой поймете, что у изображений тех же драконов было два контекста, при чем запугивание в этот перечень не входит. Вы его придумали.
Вообще, почитайте Торопова, Аверинцева. Они, кажется, напрямую не писали о магии, но писали о контексте. Присовокупьте сюда Хайдеггера. Там дальше разберетесь кого и зачем читать. Наука началась не с нас с Вами.
Да. О скачке во времени. Вы можете прикладывать сколько угодно иллюстраций. Примеры в науке никогда ничего не доказывали. Но вот, что Вы счастливо избежали за разговорами о птицах и кабанах - это обоснования каким образом весьма опосредствованное мышление "финикийцев" Вы применили к питерским зодчим 19 и даже 20 столетия? Так нельзя.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.