ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Эксперты: Продвижению отечественных материалов в реставрации мешает секретность производителей

Аватар пользователя Inform
116
points

Российские производители предпочитают не раскрывать рецептуру изготовления своих продуктов. Санкт-Петербургу необходим независимый технологический центр с современной испытательной базой.
http://stroypuls.ru/sgh/2015...

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
150
points

Все логично и убедительно, если забыть, что в упомянутое советское время в стране материалы для реставрации изготавливали в почтовых ящиках, например, в Дзержинске, где была мощная исследовательская, производственная и испытательная база, чего теперь нет сегодня в помине и в ближайшее десятилетие не будет. А в этих "ящиках" работали десятками лет воспитываемые кадры, которых теперь нет и в скором времени также не будет. И это только первое.
Для меня очевидно, что материалы, ну хотя бы те же натуральные пигменты для производства красок не для хобби или творчества, а для реставрации, будут закупаться за рубежом. Россия велика, но натуральных железоокисных пигментов такой насыщенности, которые добываются в присредеземномории, в Италии, Франции, Кипре, Турции у нас просто нет. Давно нет и качественного льняного масла, по крайней мере в необходимых для промышленных объемов производства количествах. И так далее. Во всем мире это принято закупать. Почему мы упорно хоти пойти каким-то своим путем? В конце концов это не стратегическое сырье и на них санкции не распространяются. Конечно можно полностью перейти на синтетические красители. В США уже есть компании, которые производят краски состоящие полностью из синтетических красителей. Заменяют даже охры, сиены, умбры, сажу. Но такие красители делаются на специальном оборудовании и по специальным технологиям. Вы что, планируете потратить деньги на приобретение патентов, оборудования, сырья, обучение специалистов? Это будут очень большие деньги. Думаю, вашего бюджета точно не хватит. А самим делать аналогичные разработки долго и также дорого. Опять таки вопрос сырья. Вы планируете построить второй Дзержинск? С аналогом Силиконовой долиной пока не закончили и уже за другой грандиозный проект беретесь?
Второе. Все это есть в крупных зарубежных компаниях, с громадным ресурсом технологического, финансового, производственного, кадрового и так далее характера. Также это есть в относительно небольших, но очень авторитетных в очень широких кругах художников и реставраторов всего мира производствах, которые производят краски, грунты, лаки и пр. ручного изготовления. У нас об это просто мало кто знает. Производят за рубежом материалы также специально для задач реставрации, например, живописи: обратимые краски и обратимые мастиковки. А у нас в это время технологи МНРХУ и ЦНРПМ высмеивают не только применение, но и разговоры об обратимости в реставрации и навязывают использование необратимых материалов и технологий, в чем они преуспели в Ново-Иерусалимском монастыре. Вы, авторы нынешнего проекта, может быть сначала определитесь: в чем различие «обратимости материалов» и «обратимости технологий», а затем добейтесь хотя бы одно решение, в котором не тихой сапой, а ясно в слух будет сказано: «можно повсюду работать необратимыми технологиями и необратимыми материалами» или «недопустимо работать необратимыми …» и так далее. А уже затем тратьте деньги. А то израсходуете государственные деньги и начнете производить продукцию для необратимых технологий реставрации, а потом спохватитесь, да поезд ушел. Кто же вам опять будет выделять миллиарды рублей на исправление вашей же ошибки. То есть хотя бы начните с методологических вопросов. А тратить деньги – не хитрое дело.
И третье. Мне не известны у нас в стране ни по публикациям, ни по практическим работам специалисты такого уровня знаний и таких практических результатов, какие есть в мега-крупных исследовательских центрах, как например, Хенкель, Гзиракс и так далее. У нас нет университетов, которые создавались и не один десяток лет готовят специалистов под тот же Гзиракс или Кодак. Я жил в Рочестере и имел возможность вблизи наблюдать, как на гранды головного офиса Гзиракс работали лаборатории университета Рочестера по заданным тематикам, а затем испытывали полученные результаты в исследовательских лабораториях и на испытательных производствах. Кстати и в университет и в экспериментальных производствах работает немало бывших московских специалистов (возможно не только московских, но я говорю только о тех, кого знаю лично). Однако прикладные специалисты – это, как говориться, «пол дела».
Сегодня в стране нет квалифицированного руководства реставрацией. Это отчетливо видно по тому, что основной курс отечественной реставрации состоит в подмене реставрации евроремонтом. Взять, к примеру, в деталях известный мне Новый Иерусалим. А ведь сегодня ремонтные работы и БалтСтроя и АртРеставрации в министерстве культуры именуют не иначе как «реставрационные работы». Я полагаю, что просто по незнанию существа предмета. Иначе мог ли руководитель департамента лицензирования сказать мне, что не имеет права вмешиваться в вопросы компетентности привлекаемых к реставрации кадров так как «это означало бы вмешиваться в экономическую деятельность» (дословная цитата). То есть он даже не понимает, что проставляет приоритеты таким образом, что сохранность подлинника для него менее важна, нежели «коммерческая деятельность предприятий». И вот под таких руководителей вы планируете создавать целую отрасль?
И наконец, в чьи руки попадут эти чудо материалы, что вы так желаете производить? А я вам скажу в какие. В том же Новом Иерусалиме ради того, чтобы лучше блестели изразцы с них смыли исторические надписи красками и позолотой выполненных в середине 18 столетия при реализации проекта Растрелли-Бланка. У меня в архиве хранятся материалы протокольно-документальной фотосъемки 3-х из восьми таких надписей, а в собственности одного из субподрядчиков на этом объекте имеется все восемь. То есть еще по моему архиву и архиву того субподрядчика можно что-то прочесть, что для своих потомков писали в елисаветинское время. Но я задаю вам, авторам этого мега-проекта, а нужны ли тому «реставратору», что уничтожал артефакт середины 18 столетия, ваши произведенные без «секретов» материалы если он привык работать половой тряпкой? Ответьте это для самих себя, прежде чем начнете тратить государственные деньги. Впрочем, я не удивлюсь, если им еще дадут медали и премии за такую работу. Медаль за вандализм - это будет действительно ново.
И вот сегодня я читаю, что вы планирует взять эти три "НЕТ" и построить из них светлое будущее отечественной в реставрации? То есть новый мега-проект создается под евроремонт? А не проще ли в таком случае съездить на Каширский двор и закрыть вопрос с «секретами» таким образом?

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

130
points

Уважаемый Сергей Сергеевич! Мне кажется, что вы заблуждаетесь насчет минерального сырья в нашей стране . Ваши слова:" ...производят за рубежом материалы также специально для задач реставрации, например, живописи: обратимые краски и обратимые мастиковки"вызывают только смех! Насчет "обратимости" западных "технологий" лучше уж и помолчать!

135
points

Уважаемый larsen
1. Я замерял спектральные характеристики отечественных пигментов и знаю о чем говорю. Если у Вас имеются свои спектральные характеристики - давайте сравним наши данные и опубликуем их на данном портале. Мы будем сравнивать пигменты по ширине полосы спектра отражения и по насыщенности.
2. А Вы работали обратимыми красками? Подчеркиваю не просто зарубежными красками, а обратимыми красками. Они все только зарубежные и в продаже в Москве отсутствуют. Они у Вас есть? Если да, то давайте совместно, под видеокамеру, произведем экспериментальное тонирование, а затем удаление тонировки и опубликуем результаты на этом же портале. Только еще раз повторю: я писал и сейчас говорю именно про специально выпускаемые для целей реставрации обратимые краски. А иные в отношении обратимости я испытывать не стану.
3. На счет Вашего указания мне "лучше помолчать" - я не ожидал такой грубости. Но оставлю Ваше оскорбление пока за скобками и скажу, что в своем тексте нигде не утверждал про, дальше цитата из вашей реплики, ""обратимости" западных "технологий"". Во всем мире грамотно работают немногие. Зато я утверждал, что только у нас в стране требование обратимости стало предметом отрицания и насмешек. Я слышал насмешки в свой адрес и от Давыдовой из ЦНРПМ, и от реставратора (забыл ее фамилию) по керамике, что ЦНРПМ пригласило из Исторического на Новый Иерусалим, и от Власенко из МНРХУ, а уж как на меня кричала Дрезельс сохранилось на записи заседания Совета от 7.05.12.
Так что, давайте, милостивый государь, сравним наши спектрофотометрические измерения и опробуем под видеокамеру обратимость обратимых красок, вызывающие у Вас отрицание и опубликуем совместный анализ по первому вопросу в соотношения между отечественными пигментами и, например, материалом компании Windsor&Newton, а по второму между патентованными "обратимыми для реставрации" зарубежными красками и любой, на Ваш выбор, отечественной?
Если буду прав я, Вы публично, на этом портале, не между строк, а отдельным сообщением извинитесь пере до мной. Но если будете правы Вы - я публично извинюсь перед Вами и исполню Ваше требование.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

143
points

Не дожидаясь ответа larsena, исключительно в адрес читателей, публикую, для примера, свои измерения (не спектров, так как их публикация занимает у меня в Ворде более 60 страниц) только одного параметра - насыщенности для пигментов, используемых в красках Van Gogh. Для информации замечу, что я обладаю данными на всех производителей, представленных в художественных магазинах Москвы, но нет никаких данных по базовым красителям, используемых для машинного колерования красок. Покупать в России очень дорого (64.000 рублей за упаковку одного цветового тона), а предоставить данные изготовителя российский менеджмент отказывается. Если потребуется, могу опубликовать свою переписку с представителями 4-х компаний.

Попрошу обратить внимание на то, что максимальную насыщенность имеют 14 пигментов, а в диапазоне наиболее насыщенных цветовых оттенков мы имеем практически половину пигментов. Единственную слабость, на мой взгляд, имеют зеленые пигменты так как у данного производителя используются зеленые пигменты из области, примыкающей к желтой части спектра, а "хорошшо зеленые" попадают в верхнюю часть среднего диапазона насыщенности.
Это я еще не рассматривал показатели по ширине спектра отражения.
При это я специально выбрал к демонстрации материалы Van Gogh так как предлагаемый дискус по Winsor&Newton будет куда как убедительнее.
Несколькими минутами позже я попытаюсь опубликовать материалы по одной (они настолько плачевны, что я не стану публиковать из название, но мои измерения я выслал в адрес руководства этой компании) известной российской компании.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

158
points

Опять для читателей дискуссии. Здесь публикуется пример измеренного мной спектра отражения одного из более чем 100 существующих пигментов. Надеюсь теперь читатель понимает, что опубликовать весь материал в формате интернет портала сложно. А кроме того я не готов просто так выкладывать в общее пользование материалы, на сбор которых у меня ушли месяцы работы.
На иллюстрации: левый крайний столбец - длины электромагнитных волн, далее столбец с параметрами отражения для каждой длины волны.Еще правее выведен плашечный цветовой тон.
В левом нижнем углу параметры цветового тона в аппаратно-независимой цветовой модели L.a.b.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

148
points


И, наконец, данные по отечественным пигментам от конкретного производителя. Я специально все иллюстрации вывожу в различных формах. Данная имеет вид таблицы, которую не сложно читать. Обратите внимание на то, что для данного отечественного производителя характерны следующие соотношения насыщенности: слабонасыщенных пигментов 5 (22%), пигментов средней насыщенности 11 (48%), пигментов высокой насыщенности 3 (13%), пигментов максимальной насыщенности 4 (17%). Это означает, что в смеси с другим пигментом, содержащим в той или иной степени комплементарную составляющую, насыщенность краски уменьшится (степень уменьшения зависит от величину комплементарной составляющей и от соотношения между массой первой и второй, третьей и т.д. красок) и в результате насыщенность цветового тона микса может оказаться ниже насыщенности оригинальной живописи, что не позволит реставратору достичь желаемого им результата в тонировке. Для начинающих поясню, что добавка белил никоим образом ситуацию не изменит.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

140
points

Санкт-Петербургу уже не нужен независимый технологический центр с современной испытательной базой, если они обратятся к Сергею Сергеевичу на хутор Гянес (Литва)....Дело за малым: осталось проплатить Сергею Сергеевичу его "технико-визуальные" наработки и объединить усилия специалистов (прошу прощения, если я в чем-то не прав)....

С уважением Владимир Сорокин

150
points

А ""технико-визуальные" наработки" - это что за набор слов?
А откуда Вы взяли "осталось проплатить Сергею Сергеевичу"? Я единственный раз обсуждал вопрос стоимости моих измерений и рядом Вас не было. По мнению персоны, с кем это обсуждалось, моя цена в 50 рублей, абсолютно приемлема. А Вы что себе нафантазировали?
Кстати, А отчего Вы не ничего не сказали ироничного в адрес моих исследований по проблеме обратимости. Два года назад я докладывал о них на Лелековских чтениях. Почитайте, доклад доступен. А потом посмейтесь и над этим.
Успехов
PS На счет меня и Литвы. Заниматься графикой, я предпочитаю в лесу, возле озера. А где этот лес и это озеро, в Рочестере в США (куда я теперь езжу редко) или в Литве (для чего я просто вечером сажусь в автобус и утром я у себя в лесу), для меня не принципиально. В моем Орехово-Зуеве не такие леса. Я думаю, что в своем возрасте я имею право выбрать место для творчества, откуда до большого лесного родникового озера из которого даже можно пить, моим шагом 3 минуты пути. А кругом белки, ежи, зайцы, кроты, олени (редко), аисты, журавли, утки, чайки... Знаете, как приятно просыпаться не по будильнику, а от стука дятла в сосну, что в рощице у меня под окном.
Сегодня повалил снег. Мороза нет, но работать в лесу уже нельзя. Значит на днях я вернусь в Москву. Если у Вас не складывается заниматься творчеством вдали от города, приглашаю к себе. Места хватит. Но это уже по весне. Только, пожалуйста, с добрыми мыслями и делами.
Вы скажете, "Но ты же сам сердитый". Конечно я сержусь, когда вижу какое направление придали реставрации. Четыре года бороться за Новый Иерусалим и сталкиваться с тем, что как правило большинством голосов (я даже назвал их в лицо "большевиками") принимались ошибочные решения. Правда что-то мне все же удалось. Но этого так мало. Трудно не сердиться. В моей молодости и зрелости, были Колтунова, Иванова, Кривонос и другие, и можно было отстаивать интересы памятника. А сейчас посмотрите, как сделали реставрацию надгробий героев войны 1812 года. Я от этой работы над 52-мя надгробиями, по которой был установлен генподрядчиком срок 30 календарных дней, отказался. Вы меня в меркантильности прикололи. А напрасно. Будь я меркантилен, я бы взялся за эти надгробия и сейчас широко жил бы на проценты от вклада в банк. Так стоили эти работы. Но я отвлекся. Посмотрите, что эти ребята сделали с надгробиями и попробуйте не рассердиться. Вы скажете: при чем тут Литва? Да если бы я сидел в Москве, я бы не смог удержаться и бился бы за то, чтобы этих ребят лишили лицензии. А им министерство культуры вновь дало надгробия, но теперь рубежа 19-20 столетия. Знаете, в моем возрасте лучше от этого отойти куда-нибудь подальше и заниматься чем-нибудь действительно полезным доля людей. Я в Литве делаю выставки прямо на улицах (я имею такое разрешение, но, кстати, ничего не продаю, поскольку иностранец). Понимаете, когда за день более 500 человек просто идя по делам останавливаются перед твоими работами, я понимаю, что мной любимая графика еще кого-то влюбляет. И нет в этой моей жизни "пустых хлопот".

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

161
point

Уважаемый Сергей Сергеевич! Я несколько удручен вашим истолкованием моего комментария к вашей заметке. Слово "помолчать" к вам никоим образом не относится. В ваших, совершенно справедливых суждениях об обратимости красок для реставрации нет ничего нового. Меня смущает другое - укрепив красочный слой на необратимый материал,который нам настоятельно рекомендуют приличные фирмы, плакать об обратимости реставрационного красочного слоя! Старая отечественная школа реставрации (и не только она) рекомендует делать лаковую прослойку между оригиналом (реставрационным грунтом) и тонировками для более удобного и безболезненного их удаления в дальнейшем. При необходимости, реставратор может самостоятельно сделать краски на лаковом связующем. Я говорю о станковой живописи . Ваши замечательные исследования не играют большой роли для подбора красок для восполнения утрат на произведении живописи. Старые мастера не писали совершенными красками!

204
points

Дорогой Larsen. Значит это у Вас так неловко сложились слова. Спасибо, что нашли возможность сказать мне об этом.
Относительно своих исследований. Надеюсь Вы не прикалываетесь, называя их "замечательными". В них много несовершенства. Сегодня я дважды списывался с Василием Дождалевым, большим специалистом (в моих глазах) в области измерения цвета и мы с вдвоем ним пока никак не можем разобраться с причинами ряда артефактов. Конечно мне лестно внимание искусствоведов Европы и Северной Америки, но я продолжаю переписывать программное обеспечение для получения более тонкой информации. Так что надеюсь когда-нибудь все же сделаю свою работу "замечательной", но не сейчас. Другое дело, что ей сегодня нет альтернативы. Есть подходы, оборудование и софт для колористических измерений в медицинских целях, для пищевой промышленности и изучения почв и текстильной отрасли. Художники в этом деле очень сильно продвинулись создавая софт своими руками. Их публикации по колористике меня просто ставят в тупик. Скажем есть сайт с материалами по колористике для акварели, так я Вам скажу, что на нем колористике учатся, вовсю цитируют и копируют подходы большинство известных мне специалистов. Вот только ни намека в нем на задачи реставрации. Правда чего я набрался у них, так это строить колористические схемы по треугольникам. Сегодня все производителей мультфильмов, комиксов, многие книжные иллюстраторы работают по данной схеме. Но в реставрации я ей не пользуюсь и никому не рекомендовал бы. Там другие цели. Зато, я Вам хотел сказать, система заточена идеально. Ей пользуются даже самые бесталанные художники. Смотреть на их творчество невозможно, а по колориту - идеально.
На счет подготовки лаком. Вы подразумеваете масляную живопись. А я не только. Я начинал как станковист, а после Олимпиады ушел в монументальную живопись. А еще позже, так сложилось, делал полихромные объекты из камня, дерева, кости, металла, папье-маше, необожженной глины. Кажется все. Вот, скажет, возьмем клеевую роспись тимуридской поры, над которой одновременно со мной в Самарканде работали реставраторы ВПНРК, ВНИИРа и кто-то (забыл с годами имя) из Питера. Безымянный Мавзолей 30-х годов 15 века в комплексе Щих-и Зинда. Грунт из "гиль-ганча", по толщине похожей скорее всего на папиросную бумаги (при ее ветхости и тонкости замерить толщину было невозможно). Купол. Грунт со временем потемнел и следы утраченных пастозных мазков видны светлыми силуэтами на светло бежевом фоне. Как тут без обратимости красок. Тогда, я эту тему проговаривал с Леней Муравьевым (может помните?), с Голиковым, с Лелековым. Голиков вообще работал для меня в Шах-и Зинда по договору и по результатам выдал "Научный отчет". Леонид Аркадьевич ездил смотреть в Самарканде на качество моих работ в Шах-и Зинда в связи с моей заявкой на 1-ю категорию. Но я об этом узнал позже, когда мне вместо первой дали высшую. То есть я не варился в собственном соку. Если бы Вы видели как я ходил за советами к Кузнецову. Как мальчишка, школяр. Так что обратимость реставрационного красочного слоя, вне контекста масляной живописи, не имеет однозначного решения. Поэтому я так радовался появлению обратимых красок. Кстати, когда я подал заявку доклад об обратимых технологиях на Лелековские чтения 14 года, у меня была дискуссия по этому поводу и с Филатовым, который при упоминании росписи по гипсу согласился с моей озабоченностью.
А в отношении Вашего тезиса "Старые мастера не писали совершенными красками" позволю себе не согласиться. Я сейчас подготовил к публикации список красок, которыми работал Рембрандт, но уже две недели тяну до возвращения в Москву на этой неделе (я сейчас в Литве). Не хватает важных цитат. Так вот в этой статье я буду говорить, что в ту пору Голландия была лидером в Европе по производству пигментов и голландский рынок был полон предложений пигментов самого разного качества. Возьму крайний пример (правда уже не про Рембрандта, так как он этой краской не работал). Самой дорогой минеральной краской был лазурит. А ведь в действительности во разбегу в качестве низким является ультрамариновый пепел, а верхним - чистый лазурит который использовали в иллюминации некоторых рукописей. Так что чистая краска была. Кстати у Де Майерна не редко описывается, что первая снятая краска имеет наилучшие качества, краситель второго отсева. похуже, а последующий - плохого качества. Выбирать там было из чего. А то, что размер частиц пигментов был иной - так это придавало той живописи дополнительный визуальные качества. Я помню как впервые Овчинников показал мне на одной иконе под МБС-ом просто горы, а не пигмент. Я был изумлен, но понял, что живописцы не только мирились, но использовали грубый помол в своих целях. Как-то так. А в чем еще старые пигменты, могли быть не хороши, кроме чистоты состава, насыщенности тона и тонкости помола? Если вернуться в Дионисию, то убежден, что в храме они писали красками, которые не были самыми чистыми, имели определенные колебания по тону и были плохо растерты. Но это все только, в моих глазах, усиливало выразительные средства монументальных образов. Априори убежден, что в иконописи он уже работал с более тонко тертой краской и так далее. Но это не утверждение.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Отправить комментарий

архитекту_а:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.