ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Восполнение утрат фанеровки производится, прежде всего, в эстетических целях, так как на общую прочность и дальнейшую сохранность мебели эти устраненные дефекты при оптимальных условиях хранения существенно не влияют.

Дефекты фанерованной поверхности, такие как глубокие трещины, вмятины, сколы, выбоины и другие, заделывают вставками из шпона, подобранного по цвету и текстуре в процессе работы.

При восполнении утрат фанеровки следует руководствоваться очевидным правилом: производить как можно меньше замен старой, авторской фанеровки. И не только потому, что надо максимально сохранить старые элементы, текстуру и цвет оригинала, но также и потому, что часто трудно найти подходящий кусок шпона, даже если мы и располагаем шпоном нужного сорта. Поэтому, когда кусок старого шпона стал очень тонким, его не заменяют, а дополняют по толщине, сохраняя прежний внешний вид. Ему делают «подкладку», приклеивая с обратной стороны тонкий лист фанеры, не обязательно аналогичной породы дерева. Но замена необходима, когда мы сталкиваемся с утратой фанеровки, если она сильно повреждена или если имеем дело с небрежной предшествующей реставрацией. Выбор древесины для восстанавливаемого куска шпона зависит от внешнего вида остальной фанеровки мебели, для этого необходимо подобрать материал для заделок, который берется из собранных заранее запасов старого шпона, что может исключить вынужденную тонировку.

Когда не удается безупречно подобрать шпон для восполнения утрат, приходиться ставить более светлую древесину, так как ее легче тонировать под цвет оригинала. Тонировки выполняются водными красителями после выравнивания поверхности или спиртовыми после нанесения первого слоя полировки.

Подклейка реставрационного куска шпона производится столярным клеем 30%-й концентрации, который в горячем состоянии наносится на зачищенные склеиваемые поверхности. В целях предотвращения смещения восполнения его удобно зафиксировать клейкой бумагой. Затем этот участок зажимается через ровную деревянную прокладку струбцинами до полного высыхания (24 часа). Клейкая бумага снимается с помощью влажного тампона, а поверхность заделки осторожно выравнивается с общей поверхностью мебели мелкой шкуркой на упругой (войлочной) подкладке.

При восполнении утрат сложного контура сначала делают шаблон на бумаге. Для этого на место вставки накладывают лист бумаги, на него лист копировальной бумаги и второй лист обычной бумаги. Ребром скальпеля проводят по краям выемки и получают на листе отпечаток контура утраты.

Вырезают его так, чтобы черная линия была внутри, и наклеивают на подобранный шпон. Вставку вырезают острым ножом (скальпелем), подгоняют по месту так, чтобы она вошла заподлицо с поверхностью. Нижнюю сторону вставки и подготовленное место делают шероховатыми для лучшего сцепления. Затем вставку наклеивают на основу бумагой кверху, после высыхания бумагу удаляют.

Форму вставок, применяемых для заделки локальных дефектов, подбирают так, чтобы вставки были незаметны. При резко выраженной текстуре древесины стыки вставок должны по возможности совпадать с направлением волокон. В этом случае вставки делают в виде вытянутых вдоль волокон треугольников или полосок, хотя теряется часть старой фанеры. Делать большие вставки целесообразно лишь в том случае, если имеется точно такой же шпон и мебель не имеет особой ценности. Когда восполняемое место находится на краю фанерованного листа или в непосредственной близости от него, то вставке придают форму более или менее вытянутого треугольника или ромба.

Если подклейка вставки производится без смывки старого лака, то целесообразно перед началом работ нанести на нее слой лака, либо использовать вставку со старым лаковым слоем. При подготовке фанеры на вставки перед нанесением нового лака целесообразно тонировать ее поверхность, но это в случае реставрационной необходимости.

Первоисточник: 
Музейная реставрация мебели. Мукин И.М.; СПб., 2003
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.