Заказать дубликаты элитного алкоголя на сайте Дубликаты элитного алкоголя
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Справочник для реставраторов. Синие пигменты

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Занимаясь тонированием утрат живописи, расписных эмалей, цветной глазури и так далее, реставратор использует различные краски, не задумываясь над вопросом: а соответствует ли надпись на тюбике его содержанию. Как не прискорбно, но в большом количестве случаев уже давно не соответствует. К примеру, берлинская лазурь уже давно не просто не изготавливают из бычьей крови, но и вообще ее оттенок складывают путем смешивания различных пигментов не имеющих ни какого отношения к самой берлинской лазури. Если для художников такое обстоятельство не мешает им быть профессиональными или самодеятельными, талантливыми или бездарными, то для реставраторов этот вопрос часто играет принципиальное значение. То, что должен знать любой художник-реставратор, это прежде всего, что сегодня производство красок, в том числе профессионального профиля, ориентированы на коммерческую составляющую и те цветовые оттенки, что воспроизводят сегодняшние краски следует называть не цветом, а цветовым стимулом. Поясню.

Краски, имена которых сегодня носят тюбики производства различных компаний, не просто не имеют ничего общего по химическому составу с оригинальной краской, давшее название своим клонам, пусть будет та же «берлинская лазурь», но и имеет различные спектры отражения, что легко видеть при смене цветовой температуры освещения. А цветовой стимул, это просто некоторая точка на Цветовом круге, которую не трудно получить, по крайней мере, 4-мя различными способами (я читал, что таких способов шесть, но ничего не знаю про два из них и в дальнейшем буду подразумевать только о трех, так как первый весьма не прост для воспроизведения и по этому пути шли единицы, например, А.Н. Овчинников - тереть пигменты из минералов самому). Важно другое. Данный цветовой стимул можно получить путем смешивания совершенно различных красителей. То есть понятно, что в итоге мы имеем дело с аналогом краски, скажем, 17 века, а ее имитацией. Именно поэтому важно знать и понимать что и почему ты, как реставратор, делаешь. Реставратор как и хирург, не может работать методом «проб и ошибок». Во основе всего должно быть знание.

В представляемом вашему вниманию справочном материале на используемые в современном производстве пигменты синего цвета, принят следующий порядок изложения материала:

• Код пигмента,

• Химическое название пигмента,

• Название краски по каталогу производителя,

• Наименование производителя.

Так исторически сложилось, что у нас в стране редко кто из художников или художников-реставраторов прибегает к самостоятельному изготовлению красок имея свои собственные рецепты, адаптированные к индивидуальному живописному языку и темпераменту мастера. Пожалуй удивительным исключением, в этом смысле, в моих встречах по дорогам жизни была художник Ирина Александровна Жданко, которая учила меня изготавливать темперную краску, совсем не похожую на все известные мне рецепты и реставратор Адольф Николаевич Овчинников. Однако за рубежом художники и реставраторы весьма часто сами изготавливают себе краску, выбирая не только необходимые цвета, но и в зависимости от задач, пигменты размером от долей микрона до десятков микрон, что, кстати, то же делали русские художники в древности, использовавшие одновременно тонко-тертые пигменты и пигменты грубого помола, которые под микроскопом выглядят как горы.

Впрочем, я не предлагаю читателям сразу браться за изготовление красок. Просто художники-реставраторы, если они надеются стать мастерами в своем деле, должны ясно знать с чем они работают и ясно понимать, как это работает.

И последнее. В моем списке значатся и те компании, которые представлены на отечественном рынке, например, Winsor & Newton, Rembrandt, Maimeri и так далее, а также те, что пока на рынке отсутствуют, но по разным причинам я их считаю важным внести в список упомянутых. Среди них есть достойные соперники присутствующим на нашем рынке компаниям не только в отношении качества, но и разнообразия цветовых оттенков – почти до 200.

Опубликованные данные можно просмотреть раз или несколько. Но я бы рекомендовал их скопировать с тем, чтобы по мере необходимости обращаться к ним как к справочному материалу. Не читаете же вы телефонные справочники? Это была бы «клиника».

PB15:1

alpha copper phthalocyanine (1935)

названиекомпания

• winsor blue RS – Winsor & Newton

• phthalo blue RS – Rowney Artists

• phthalo blue red – Rembrandt

• phthalo blue – Schmincke

• berlin blue – MaimeriBlu

PB15:6

epsilon copper phthalocyanine (1935)

• phthalo blue – Daniel Smith

• helio blue RS – Schmincke

PB15:3

beta copper phthalocyanine (1935)

• phthalocyanine blue – M. Graham

• phthalo blue – Daniel Smith

• blockx blue – Blockx

• phthalocyanine blue – Utrecht

• winsor blue GS – Winsor & Newton

• phthalo blue green – Rembrandt

• phthalo blue GS – Rowney Artists

• phthalo blue – Da Vinci

• primary blue – Lukas

• primary blue – cyan – MaimeriBlu

• manganese blue hue – Winsor & Newton

PB15:3+PG7

beta copper phthalocyanine + chlorinated copper phthalocyanine

• green blue – MaimeriBlu

• transparent turquoise – Rowney Artists

PB15:3+PG36

beta copper phthalocyanine + chlorobrominated copper phthalocyanine

• phthalo turquoise – Daniel Smith

PB16

metal free phthalocyanine (1936)

• turquoise green – MaimeriBlu

• phthalo turquoise – Winsor & Newton

• marine blue – Holbein

• caribbean blue – Old Holland

• turquoise green – Utrecht

• phthalo turquoise – Winsor & Newton

PB17

trisulphonated copper phthalocyanine (1935)

• peacock blue [discontinued in 2005] – Holbein

ПРУССКАЯ СИНЯЯ

Имеет несколько форм написания, например, Berliner Blau bleu prussien blue di Prussia, azzuro di Berlino. Химическое наименование: Indigotin (2,2'-Biindolinyliden-3,3'-dion. Данные о начале изготовления и применения разнятся, но уверенно датируется не позднее 1724 года. Первый синтетический и дешевый синий пигмент который активно стал применяться в отделке архитектуры. Не стоек на известковых штукатурках. Первоначально пигмент изготавливали из крови, поступающей в производство из скотобоен, в связи с чем бытует мнение, что это искаженное prush shun bloo где последнее слово прямо указывает на кровь.

PB27

hydrous ferric ferrocyanide; ferriammonium ferrocyanide (1704; 1730)

названиекомпания

• prussian blue – M. Graham

• prussian blue – Daniel Smith

• prussian blue – Da Vinci

• prussian blue – Winsor & Newton

• prussian blue – Holbein

• prussian blue – Schmincke

• paris blue – Lukas

• prussian blue – MaimeriBlu

• prussian blue – Rembrandt

• prussian blue – Rowney Artists

• antwerp blue – Art Spectrum

• prussian blue – Utrecht

• antwerp blue – Winsor & Newton

PB27+PY35

hydrous ferriammonium ferrocyanide + cadmium zinc sulfide

• prussian green – Daniel Smith

СИНИЙ КОБАЛЬТ

Имеет несколько форм написания, например, Cobalt blue, Thénards blue, Dresden blue, Kobaltblau, Bleu de cobalt, Blu cobalto. Химическое наименование: Cobalt(II) oxide-aluminum oxide. Синтетический и стабильный пигмент чистого синего цвета. Открыт в 1802 году Ж. Тенаром. Этот стойкий краситель заменил Прусскую лазурь в отделке архитектуры. Некоторые считают, что название "Кобальт" происходит от немецкого Kobolt - подземный гоблин (кобальт считается вредной компонентой для серебряных руд).

PB28

cobalt aluminium oxide (1802; c.1820)

cobalt aluminium spinell CoAl2O4CAS

названиекомпания

• cobalt blue – Winsor & Newton

• cobalt blue – Holbein

• cobalt blue deep – MaimeriBlu

• cobalt blue – Utrecht

• cobalt blue light – Schmincke

• cobalt blue – M. Graham

• cobalt blue – Daniel Smith

• cobalt blue – Rembrandt

• cobalt blue – Rowney Artists

• cobalt blue light – MaimeriBlu

• cobalt blue light – Da Vinci

• cobalt blue deep – Da Vinci

PB28+PB15

cobalt aluminium oxide + copper phthalocyanine

• cyanine blue – Blockx

УЛЬТРАМАРИН

Имеет несколько форм написания, например, Lazurite, French ultramarine, Ultramarin, Outremer (lapis), Blu oltremare. Химический состав: n(Na2O·Al2O3·mSiO2)·Na2Sx, sulfur-containing sodium aluminum silicate complex. Натуральный и синтетический краситель издревле считающийся наиболее красивым пигментом синего цвета. Светостоек, стабилен, малоукрывист. Активно используется не менее 6000 лет. До появления синтетического аналога в хорошем качестве стол по цене золота. Название "Ультрамарин" происходит от латинских слов «ультра» - за пределами приделами и «марин» - море.

PB29

sodium aluminum sulfosilicate (1828)

названиекомпания

• french ultramarine blue – Winsor & Newton

• french ultramarine blue – Rembrandt

• ultramarine deep – Rembrandt

• ultramarine deep – Holbein

• ultramarine deep – Blockx

• french ultramarine blue – Utrecht

• ultramarine blue – M. Graham

• ultramarine blue – Daniel Smith

• french ultramarine – Daniel Smith

• ultramarine GS – Winsor & Newton

• permanent blue – Rowney Artists

• french ultramarine blue – Rowney Artists

• ultramarine light – MaimeriBlu

• ultramarine deep – MaimeriBlu

• ultramarine blue – Utrecht

• ultramarine deep – Sennelier

• ultramarine finest – Schmincke

• ultramarine blue – Da Vinci

• ultramarine (green shade) – Da Vinci

PB33

barium manganate sulfate (1869; 1935)

• manganese blue [discontinued in 2001] – Holbein

• manganese blue [discontinued in 2006] – Blockx

• manganese blue – Lukas

• manganese blue – Old Holland

ЦЕРУЛЕУМ

Имеет несколько форм написания, например, Coeruleum, Cerulean blue, Coelinblau, Bleu céleste, Blu ceruleo, Genuine cerulean blue. Химическое наименование: Cobalt(II)-stannate. Известен в качестве пигмента с 1860-х. Стабильный и светостойкий пигмент цвет с ограниченной укрывистостью. Название происходит от латинского "caeruleus", темно-синий Caelum что в свою очередь, вероятно, происходит от caelulum, уменьшительное от Caelum, "Небо".

PB35

cobalt tin oxide (1780; 1860)

названиекомпания

• cerulean blue – Rembrandt

• cerulean blue – Utrecht

• cerulean blue – Holbein

• cerulean blue – Winsor & Newton

• cerulean blue RS – Winsor & Newton

• ceruleum – Rowney Artists

PB36

cobalt chromium oxide (1780; c.1870)

Co-Cr-Al-Oxid-Spinell

• cerulean blue – Daniel Smith

• cerulean blue GS – Daniel Smith

• cobalt turquoise – Winsor & Newton

• genuine cerulean blue – Da Vinci

• cobalt turquoise RS – Rowney Artists

• cerulean blue – M. Graham

• cerulean blue – MaimeriBlu

• cerulean blue chromium – Utrecht

• cobalt turquoise GS – Rowney Artists

• cobalt green deep – Rowney Artists

• cobalt turquoise – Daniel Smith

• cerulean blue deep – M. Graham

• cobalt turquoise – Da Vinci

• cobalt teal – M. Graham

PB60

indanthrone [aminoanthraquinone + potassium hydroxide] (1901; 1958)

• indanthrone blue – Daniel Smith

• indanthrene blue – Winsor & Newton

• indanthrene blue – Rembrandt

• old delft blue – Old Holland

• faience blue – MaimeriBlu

• royal blue – Holbein

• indanthrene blue – Rowney Artists

• delft blue – Schmincke

• dark blue indigo – Schmincke

• anthraquinone blue – M. Graham

PB72

cobalt zinc aluminate (1991) –

• cobalt blue deep – Rowney Artists

PB73

cobalt silicate (1991)

• cobalt blue deep – Winsor & Newton

PB74

cobalt zinc silicate

Cobalt-zinc-silikat-blue-phenacit (Co,Zn)2SiO4

• cobalt blue deep – Schmincke, Old Holland

• cobalt blue deep – Old Holland

NB N/A

powdered lapis lazuli

• genuine lapis lazuli – Daniel Smith

ИНДИГО

Слово происходит от греческого «из Индии». Имеет несколько форм написания, например, indigo и indaco. Химическое наименование: Indigotin (2,2'-Biindolinyliden-3,3'-dion). Впервые был выработан на Ближнем Востоке и насчитывает 4 тысячелетия применения. С 1870 года изготавливается в виде синтетического красителя. В чистом виде очень не стоек к воздействию солнечных лучей, но под лаком и в сложных композициях красок проявляет достаточную стойкость.

PB60+PBk6

indanthrone blue + lamp black

названиекомпания

• indigo – Daniel Smith

PB15+PV19+PBk6

copper phthalocyanine + beta quinacridone + lamp black

• indigo – Winsor & Newton

PB15+PBk7

phthalocyanine blue + lamp black

• indigo – Rowney Artists

PB27+PBk7

prussian blue + lamp black

• indigo – MaimeriBlu


* Согласно принятой кодировке PB - пигмент синий, PW - пигмент белый, PY - пигмент желтый и так далее.

* Указанные в тексте даты могут противоречить другим источникам, что в целом характерно для сегодняшней ситуации с историей пигментов и красок.



Художник-реставратор высшей квалификации, независимый эксперт,
С.С. Давыдов

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(4 голоса)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.