ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ В РЕСТАВРАЦИИ

Давыдов С.С.

Колористика в реставрации - не существующая дисциплина. Но в действительности вопросы измерения, контроля и управлением цветом пронизывают и консервацию, и реставрацию и воссоздание памятников материальной культуры. И если задуматься, то хроматическая составляющая визуальной информации о реставрируемом объекте составляет не меньше 50%. И сегодня, когда знания о природе цвета и цветном зрении подкреплены очень серьезным оборудованием, стандартами и математическим аппаратом, думается пора применять эти научные знания и опыт в практической реставрации. Именно с этой целью мною был разработан идеология, методология и аппаратно-программный комплекс по Измерению, Контролю и Управлению цветом в реставрации.

Все использованные мной стандарты в измерении и оценке результатов измерений, формулы конвертаций между цветовыми моделями и прочее основаны на рекомендациях International Commission on Illumination, CIE. Все измерения цвета выполняются в цветовой модели L.a.b., а анализ и визуализация осуществляются в цветовой модели LCh. В Северной Америке и Великобритании принята практика совмещать L.a.b. и цветовую модель Munsell, но я решил придерживаться постоянно развивающихся подходов и формул CIE которые только в оценке цветовых различий dE уже три раза изменяли формулы ради большей точности вычислений, чего нет у модели Munsell.

В Северной Америке и Великобритании принята практика использовать для визуализации цветовые круги (ColorWheels) основанные на цветовых моделях CAM2 и LUV. Однако я использую цветовую модель LCh, поскольку она является производной от модели L.a.b. и при переходе в LCh цветовая информация не теряется и не искажается. Кроме того, цветовая модель LCh привлекательна и тем, что она используется сегодня широким кругом программного обеспечения. Впрочем, для упрощения понимания реставраторами и художниками цветового параметра описывающего насыщенность, я несколько модифицировал данную цветовую модель, применив к значению «С» понижающий коэффициент 0,71429 в результате чего шкала насыщенности для пользователя стала напоминать шкалу в процентах и областью определения параметра «С» стал диапазон от 0 до 100. По этой причине я называю модифицированную модель aLCh от artLCh.

Впервые я применил спектрофотометр в 1982 году при изучении расписной архитектурной керамики эпохи тимуридов в Самарканде. Эта работа была опубликована и положена на конференции во ВНИИРе (Института реставрации) в Москве в 1982 или в 1983 году. В ходе данной работы ставились две задачи.

Первая задача. Изучить состояние темно-синей глазури, на которой цек глазури плохо различим. В ходе работы мною был изучен спектр отражения глазури темно-синего цвета с памятников архитектуры конца 14 – начала 15 веков. В соответствии с полученными спектрофотометрическими кривыми я подобрал подходящий монохроматический светофильтр и путем 2-х часовой экспозиции получил фотоснимок, в котором темно-синяя глазурь становится прозрачной и отчетливо виден рисунок цека.

22_выявление разрушенния глазури.jpg

Оба снимка приведены в черно-белом изображении, так как второе изображение может быть только монохроматическим. По результатам цветоделительной фотофиксации появились основания для укрепления синей глазури. Приведенный на фотографии образец является элементом декора соборной мечети Тимура в Самарканде и датирован 1403-1404 годом.

Вторая задача. Мавзолей сестры Тимура Ширин-бика-ага в комплексе Шах-и Зинда в Самарканде датирован 1385 годом и был декорирован  особо тонко и роскошно. Панель интерьера мавзолея состоит шестиугольных и шести-лепестковых керамических плиток темно-синего цвета. При взгляде на эти плитки под углом 10-15 градусов удается разглядеть следы утраченной росписи. При чем одной темой, но не повторяющимся рисунком были расписаны более 3500 глазурованных фигурных плиток. Картины райских садов с летящими в них душами умерших, показанных в виде журавлей, были стерты молящимися, которые стоя на коленях во время молитвы неоднократно сначала трут руки о стены святыни, а затем себе лицо. Возникла задача разработать методику позволяющую выявить утраченные рисунки, исполненные, по некоторым данным, иранскими мастерами, привезенными Тимуром в Самарканд. Здесь был также повторен прием с цветоделением, но с небольшими изменениями, в результате чего я получил следующий результат.

21_выявление скрытого рисунка.jpg

На фотографии слева показана редкая плитка с остатками росписи творенным золотом, а справа обычная плитка с восстановленным на ней изображением. Делать экспозиции, длящиеся по 2 часа, в помещении, постоянно посещаемом молящимися сложно, чем и объясняется некоторая нерезкость правого снимка. (все публикуемые в статье фотографии и иллюстрации исполнены автором, С.С. Давыдовым)

ХРАНЕНИЕ И ЭКСПОЗИЦИЯ

Многие художественные, декоративные и конструкционные материалы, к примеру, дерево, бумага, живопись с использованием масляного лака, имеют высокую чувствительность к световому воздействию или его отсутствию. Использование спектрофотометра позволяет хранителям в музеях вести по каждому предмету музея в хранилище и в экспозиции журнал наблюдений и вовремя зарегистрировать факт изменения цветовых оттенков уже на этапе, когда глаз еще их не различает. Практически все известные мне спектрофотометры выдают результаты измерения в формате L.a.b., что позволяет произвести измерения величины dE в обычном табличном редакторе. В простейшем виде такой расчет может быть выглядеть следующим образом:

01.jpg

Но разработанная методика применима не только к органическим материалам. Даже незначительная коррозия неорганических материалов, таких как металл или стекло, также хорошо регистрируется с помощью спектрофотометра. Однако опыт работы с различными материалами показал, что для работы с такими материалами, как археологическое стекло или археологическая глазурованная керамика подходят только дорогие спектрофотометры, которые поддерживают несколько углов освещения образца в ходе измерений. В противном случае корродированное стекло дает ошибку в измерениях. 

Для реставраторов использование инструментальных методов измерения и программных методов контроля и анализа параметров цвета в ходе хранения и экспозиции это единственный способ изучить неразрушающим способом медленные, но фактически идущие процессы старения и разрушения аутентичных материалов и начать понимать тонкости скрытого до этого времени процессов энтропии. Последнее должно послужить большому продвижению понимания реставраторами и технологами выбора методов и средств для обратимой консервации и реставрации.

По моему мнению, развитие превентивной реставрации вообще не возможно без применения технологии получения точных упреждающих измерений с использованием неразрушающих методов, которым возможен с помощью переносного спектрофотометра.

Эта часть работы была представлена на круглом столе в ГосНИИРе весной 2015 года.

КОНСЕРВАЦИЯ

1. При укреплении разрушенного красочного слоя (в случае с клеевым красочным слоем - это практически правило) или грунта, не редко происходит изменение цветового оттенка одного или обоих составляющих, особенно при использовании клеев на растворителях. Таким образом, объективно необходим контроль за изменением цветового тона путем измерения его до укрепления и после. В различных случаях время стабилизации клея в структуре укрепленного материала может колебаться от суток до нескольких месяцев. Использование аппаратно-программного комплекса позволяет не только зарегистрировать факт изменений, но и их динамику.

2. Известны случаи рецидива бактериологического поражения красочного слоя, в результате чего некоторые, например, свинцовые, краски изменяют свою тональность. Контроль за этим процессом точнее, дешевле и оперативнее вести не путем проведения микробиологического мониторинга, а путем проведения колориметрических измерений. Именно факт изменения цвета свинцовых красок может стать поводом для проведения микробиологического исследования.

3. Другой причиной визуального изменения цветовых оттенков может стать миграция водорастворимых солей. В результате даже ничтожного количества их выхода на поверхность искажает цветовую тональность, что легко регистрирует спектрофотометр и реставратору остается правильно интерпретировать событие и предпринять необходимые меры.

И так далее.

РЕСТАВРАЦИЯ

Здесь применение Колористики может оказаться важнейшей составляющей процесса.

Типичной чертой росписей и оскраски стен, дверей, иконостасов и пр. в русской культуре как минимум с 12 века по начало 50-х годов 20 века является хроматическая негомогенность.

96.jpg

На данной иллюстрации красными метками показаны разные оттенки голубой глазури на плитке середины 17 столетия из Нового Иерусалима. Они очевидны, но носят тонкий характер. Но различия в цветовых оттенках имеют еще большую разницу от одной архитектурной детали к другой, что наглядно показано на следующей иллюстрации. Обращаю внимание на то, что все артефакты были произведены в одно и то же время и одной группой мастеров.

11_негомогенность.jpg

Только с применением спектрофотометра удалось не только измерить естественные границы и характер негомогенности, соответствующий различным времен и художественным школам, что теперь является очень важной информацией при реставрации такого рода артефактов. Ниже приведена иллюстрация, полученная первой версией моей программы из которой хорошо виден характер негомогенности и доля различных по степени отклонений цветовых оттенков в передаче уникального для данного артефакта характера хроматической негомогенности.

02.jpg

На иллюстрации зеленый цвет соответствует не заметным глазом различиям, желтый – слабо заметным, оранжевый – отчетливо-заметным и красный – контрастным по отношению к базовому цветовому тону. Только зная уникальные численные показатели возможно в ходе реставрации точно соответствовать аутентичному характеры росписи или раскраски, например, в фонах древних икон.

Особую роль измерения и анализ результатов измерений аутентичных цветовых оттенков сыграли в ходе моей критики неправильном выборе тона покраски интерьера в ходе реставрации храма Вокресения в Новом Иерусалиме. Мною были изучены доступные на тот момент остатки синих красок в интерьерах архитектуры середины 18 века и проведен следующий анализ.

92_распределение насыщенности синих оттенков в интерьерах рококо.jpg

На данной иллюстрации хорошо видно, что образцы имеют верхнюю границу коридора допустимых колебаний цветового оттенка по насыщенности в пределах 40 процентов. Нижняя граница для расчищенных образцов краски составляет 24 процента. При объединении с загрязненными нижняя граница сдвигается, но слабо, длишь до 20 процентов. Верхняя граница остается прежней. То есть характерной особенностью покрасок стен в середине 18 столетия синей краской является низкая насыщенность, не более 40%. Экстремально загрязненные образцы я из анализа исключил.

92_распределение синих оттенков в интерьерах рококо.jpg

Как видно из иллюстрации для расчищенных от загрязнений образцов покраски характерна область колебания яркости от 63 до 80 процентов. При объединении измерений чистых и загрязненных допустимый коридор расширяется, но только в сторону уменьшения. Данный результат заканчивает характеристику требований к характеру воссоздаваемой покраски стен в интерьере. Она должна иметь спектральную характеристику, соответствующую берлинской лазури (установлено из исторических источников и данных химического анализа), но воспроизводится на стене покраска должна в «коридоре»: насыщенность от 20 до 40%, и яркость от 65 до 80%. Только в этом случае воссозданная покраска стен может считаться тождественной аутентичной, то есть считаться «реставрационной», но не «ремонтной».

Полная картина возникает при выводе на график распределения цветовых оттенков на профессиональном цветовом круге (color wheel). От совместного рассмотрения расчищенных и загрязненных объектов картина в основных параметрах сохранилась, но появилась группа, сдвинутая в зеленую часть спектра (рисунок справа). Этот факт может быть интерпретирован как результат смешивания синих расчищенных образцов с синими образцами покраски на которых остались загрязнения желтого оттенка, что в результате смешивания синего и желтого цвета дало измерения в зеленой части спектра.

95_распределение синих оттенков в интерьерах рококо в цветовом круге.jpg

К сожалению не многие реставраторы знают, что один и тот же цветовой оттенок, который требуется воспроизвести, например, при тонировке утрат, можно получить 6-ю различными методами и путем смешения самых различных красок.

Особенно большое количество ошибок реставраторы всего мира делают при тонировании участков живописи с высокой или низкой яркостью. Эти ошибки хорошо заметны при цветоделительной фотофиксации которая стала возможна благодаря применению спектрофотометрии.

Упомянутые ранее ошибки в тонировке сегодня можно выявить с помощью выбора специального по цвету освещения, что вместе с цифровой техникой значительно сокращает время экспозиции. Так, к примеру, выглядит неверно тонированная утрата красочного слоя при современном  контроле за качеством реставрации с помощью фотоделения.

На правой фотографии, полученной методом цветоделения отчетливо видны реставрационные тонировки крупной утраты красочного слоя и многочисленных осыпей исполненных не в тональности авторской живописи.

51_ошибки при тонировании.jpg

Причина такой ошибки понятна из следующих графиков:

53_причина ошибки при тонировании.jpg
52_причина ошибки при тонировании.jpg

Как видно из графиков, живопись середины 18 века отличается широким диапазоном яркости от 0 до 89 процентов, при чем на темные оттенки приходится больше половины цветовых оттенков. Важно, что совсем темные оттенки составляют от общей картины порядка 17 процентов, где глаза реставраторов-мужчин особенно часто делают ошибки. Общеизвестно, что даже при нормальном освещении 8% мужчин имеет ошибки в цветовом зрении. Владения информацией относительно палитры цветовых оттенков в темных участках живописи столь грубую ошибку можно было бы избежать.

Сами измерения не однозначный процесс. Они требуют о реставратора опыта и внимания. На следующей иллюстрации показаны примеры участком живописи, на которых нельзя проводить измерения, так как результаты будут искажать общую картину:

31_участки живописи не подлежащие измерению.jpg

Это прежде всего участки, на которых, со временем, прозрачность верхних слоев увеличилась до такой степени, что стали видны первоначальные решения (иллюстрации 3, 4, 8). То же касается небрежных авторских изменений (иллюстрации 1 и 7). И так далее

Не так грубо, но также контрастно могут измениться произведения искусства при смене обычного освещения. То, что замечательно смотрелось в реставрационной мастерской, будет выглядеть иначе в экспозиции и, как правило, не удовлетворительно на выставке. Спектрофотометры позволяют производить и освещенность в различных помещениях, при фотосъемке и приводить их к одному значению. Для преодоления метамеризма (metamerism) требуется измерять свет аппаратным способом и правильно интерпретировать его результаты.

Кроме освещения также требуется правильно измерять цвет и интерпретировать результаты измерения. Приведу пример из прошлого. Перед Олимпиадой-80, в музее Кусково несколько раз собирали Реставрационный совет, так как реставраторы который раз не могли попасть в тон оригинальной окраски одного помещения дворца графа Шереметьева. Меняли реставраторов, давали советы, но результат был отрицательным. Я тогда только что перешел из реставрации станковой живописи в монументальную и не мог понять почему мои старшие коллеги не могут справиться с этой задачей. Сегодня, зная колористику, эту задачу может решить реставратор любой квалификации путем 4-5 измерений (это 0,5 минуты) и анализом полученных данных специальной программой (еще 1 минута). Приведу современный, пример. На барабане подземной церкви Ново-Иерусалимского монастыря реставраторы воспроизвели орнаментальный бордюр с неестественным колоритом. Визуально он конфликтует с расположенными рядом изразцами, известковой штукатуркой и медной кровлей. Реставратор верно взяла цветовой тон, но неверно подобрала насыщенность и яркость краски.

Естественным и логичным было бы решать задачи используя пигменты со схожими спектральными характеристиками, что еще во времена СССР в стране делали несколько человек. Естественно в своей разработке Колористики для реставрации я не обошел этот вопрос и на сегодняшний день помимо данных по цветовому тону, насыщенности и яркости использованной художником краски даю и спектральные характеристики изучаемой мною живописи. Программа выводит параллельно таблицу величин отражения, характерный данной краске цветовой оттенок, значение его в цветовой модели L.a.b. и спектрофотометрическую кривую.

81_спектр отражения.jpg

Таким образом, программа предоставляет реставратору следующий набор возможностей:

1. Получить в табличной форме всю сумму измеренных и конвертированных данных, что позволяет перепроверять результаты, содержание которых вызывают сомнение.

40_данных в различных моделях которые считает программа.jpg

Каждое измеренное значение сопровождается выводом цветового тона, что требует от исследователя иметь хорошо настроенный по цветопередаче монитор.

2. Следующим инструментом является график распределения результатов измерений по шкале цветовых оттенков.

41_распределение палитры по цветовому тону.jpg

Его применение дает объективные данные относительно локализации использованных в живописи тех или иных цветовых тонов (смотри маркеры в верхней части графика). Принципиально важным обстоятельством является тот факт, что этот и следующие предлагаемые инструменты являются инструментами для измерения, а не визуализации. Они дают не качественное, а количественное описание полученных в ходе измерения результатов. От этих графиков можно легко перейти к таблицам и наоборот.

3. Чрезвычайно важным инструментом является график распределения насыщенности:

42_распределение палитры по насыщенности.jpg

С помощью него можно легко устанавливать границы, в которых обязан работать реставратор, а также вычислить базовый тон в случае хроматической негомогенности, что нельзя получить никаким другим образом. Но это еще не все. С помощью данного инструмента можно глубже исследовать вопрос с характером аутентичной насыщенности:

44_Анализ.jpg

4. То же дает график распределения яркости живописи, характерной для данного произведения, данного мастера или данного круга живописцев:

43_распределение палитры по яркости.jpg

На обоих последних графиках легко различимы несколько групп значений (смотри маркеры) которые легко могут быть интерпретированы с помощью основного инструмента – цветового круга:

46_цветовое колесо.jpg

Каждая точка на графике аннотирована, что позволяет при необходимости найти ее как в таблицах, так и в 3-х показанных выше графиках.

Остается только связать результаты измерения цветовой палитры аутентичной живописи с возможностями цветовых палитр современных производителей красок. По этой причине в настоящее время мною создана База данных по масляным и немного по акварельным краскам всех зарубежных производителей, представленных в России: Winzor&Newton, Maimery, Pebeo, Ferrario, Royal Talens. Данная База принципиально отличается от всех известных мне баз данных, размещенных в Интернете. Они воспроизводят данные, снятые с иллюстрированных каталогов в модели RGB. Все мои измерения сделаны только с настоящих красок упомянутых фирм. Они состоят из спектрофотометрических данных в диапазоне от 380 до 730 нанометров и измерений цветового тона в модели L.a.b. Таким образом, все измерения и рекомендации, полученные с помощью моего аппаратно-программного комплекса проверяемы и воспроизводимы в любое время и в любой точке Земного шара.

Ниже, в качестве примера, я демонстрирую палитру красок Van Gogh, полученной с помощью созданного мной программного обеспечения. На практике достаточно наложить распечатанную на прозрачной пленке палитру красок на график палитры аутентичной живописи, что бы сделать правильный выбор необходимых для работы красок. К сожалению, эта простая техника точного подбора красок для тонирования или воссоздания живописи пока почти не известна среди реставраторов в России.

04_палитра красок van Gogh.jpg

Замечу, что программа допускает две формы представления результата:

61_две формы представления.jpg

ВОССОЗДАНИЕ

К сожалению, в настоящее время при воссоздании особо крупных утрат живописи 18-19 столетий в храмах российские художники используют опыт, полученный ими в росписи частных домов и в ресторанах. По этой причине гамма их живописи всегда далека от аутентичной. В результате воссозданная живопись получается недостоверной и чуждой оригинальному интерьеру, что хорошо видно по крестовой части храма Воскресения Ново-Иерусалимского монастыря. Предлагаемая мною методика решает эту проблему следующим образом. До начала работы создается База данных по особенностям использования цвета художниками того же периода времени. Если имя художника не известно, то составляется База данных по художникам данного круга, времени и региона. В ходе анализа живописной гаммы исследованных произведений устанавливаются типичные решения («коридоры») в палитре написании неба, воды, растительности, одежды, тела и пр. Именно эти данные используются как регуляторы в вопросах допустимых колебаний всех 3-х параметров цвета воссоздаваемой живописи. Таким образом, Колористика устанавливает границы необходимого и достаточного, в результате чего вопрос воссоздания живописи становится управляемым, а результат предсказуемым.

Художник-реставратор высшей квалификации, С.С. Давыдов
Первоисточник: 
"СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ В РЕСТАВРАЦИИ" С.С. Давыдов. 2015
Информисточник: 

Давыдов С.С.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.