ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Каждый реставратор должен построить свой Мост…

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Продолжая изучать материалы, напрямую или косвенно связанные с созданием патриархом Никоном храма Воскресения, я обнаружил небольшой, но весьма любопытный документ 60-х годов 17 столетия: оценка иконописцем Симоном Ушаковым сроков и стоимости работ по написанию 2-х икон «образа Пречистыя Богородицы Рождества да образа Никиты Христова мученика». По сведению Ушакова сии «Государевы иконы вызмайлово» писали «городовые иконописцы Костромичи». По его оценке «четырем человеком в седмь дней написать мочно а меньши семи днеи не мочно Иконописец Симан Ушаков сказал и руку приложил».

Другая информация, содержащаяся в том же документе, касается заработка «городовых» иконописцев. Она содержала только стоимость пропитания и тем самым определяла стоимость заказанных икон. Первое, что обращает на себя внимание в данном документе – это ранжирование иконописцев в 17 столетии по 3-м «статьям». Ведущий в бригаде костромских иконописцев Сергунка Васильевъ имел «первую статью» с ним же производился расчет за проделанную работу. Его заработок в день определялся: «3 алтына и 2 денги». Петръ Аверкиевъ, определенный документом как иконописец «средней статье» получал в день по 2 алтына и 2 денги. И, наконец, два иконописца «меншей статьи» Дмитрий Емельяновъ и Фролъ Левонтьевъ получали в день по 2 алтына и 2 денги. Показательно, что иконописцы «меншей статьи» были заняты в работе 6 дней, а Сергунка Васильевъ и Петръ Аверкиевъ работали над иконами 7 дней. То есть финишинг оставался целиком за старшими по мастерству иконописцами.

Всего за написание 2-х упомянутых икон костромичам было уплачено 2 рубли, 4 ал[тына] и 4 деньги. То есть одна икона обошлась заказчику в 1 рубль, 2 алтына и 2 деньги. Лет за 10 до упоминаемых в документе событий, в 1654 году, в России начали выпускать медные монеты «алтынники». Здесь требуется пояснить, что денежная единица алтын начала хождение в Руси во время монголо-татарского нашествия. У монгол в то время была не десятеричная, а двенадцатиричная система по которой один рубль был равен 33 алтынам и 2 деньгпм. То есть 1 алтын был равен 3 копейкам. 1 деньга составляла 1/2 копейки, то есть 1 рубль состоял из 200 деньги. Выпуск 3-х копеечных монет был традиционной практиков в Российском и Советском государстве в период с 1654 по 1991 год, то есть 335 лет Россия пользовалась монетой алтын. Так вот, стоимость одной иконы в десятеричной системе составляет 1 рубль и 7 копеек.

Наверное найдутся читатели, которые зададут мне вопрос: «а чем это все может помочь в реставрации?». Отвечаю: ничем и, одновременно, всем. Без ощущения сопричастности, понимания внутренней логики контекста произведений реставратор никогда не обретет зрелость, совершенно необходимую для принятия взвешенных решений. Изучая время или конкретное произведение реставратор не подменяет собой искусствоведа. Надо ясно отдавать себе отчет, что задачи и методы реставратора и искусствоведа принципиально различны. Историк искусства всегда интерпретатор. Чего только стоят суждения искусствоведов относительно того, что картуши в храме Воскресения, как и композиции 8-ми апостолов с орудиями их гибели, как и синяя раскраска интерьеров – это однозначно стиль барокко. Для реставратора это все перечисленное конечно же указатели рококо. И реставратор обязан это распознавать и действовать не как интерпретатор, а как свидетель, очевидец. Знания, потребные реставратору – это другое, нежели знания историков искусства. Нам в работе нужна достоверность, понимание логики в мастерстве и смысла в творчестве древнего художника. Основная задача реставратора, готовящегося решать очередную задачу – это проложить Мост в прошлое. Реставратор обязан психологически быть близок к тому времени и тому кругу художников, которыми он в настоящее время занимается. Реставратор лишь только тогда подойдет к моральному праву считать себя реставратором не только по трудовой книжке, когда он станет понимать, что по «меншей статьи» мог бы быть взятым в бригаду, например, Сергунки Васильева. У реставратора не должно быть иллюзий, что у него перед древним художником имеется хоть какое преимущество в образовании, технике рисунка или чем другом. Хороший реставратор не может рисовать лучше, чем Симана Ушакова. Если он считает иначе – он не реставратор. Дело в том, что в нашем ремесле мастерство знаменщика надо мерить не по сегодняшней 5-ти бальной системе, а по критериям времени и круга художественной школы, которому принадлежит реставрируемое произведение искусства. Чтобы рисовать, писать или компоновать как Ушаков, надо долго учиться как учился Ушаков. Много работать, чтобы раз в десятилетие переходить из одной Палаты в другую, пока. наконец, не попасть в Оружейную. Конечно в отечественной реставрации имеются такие уникальные реставраторы, как например, Адольф Николаевич Овчинников. Уровень его знаточества и мастерства в отношении эстетики и технологии прошлого столь высок, что Адольф Николаевич, я думаю, вполне мог бы возглавить ту, древнюю Оружейную палату. Но такие исключения только подчеркивают правило. Стройте Мост в прошлое. Это обязательное требование для всякого начинающего реставратора, который ставит перед собой серьезные задачи.

И меньше читайте труды историков искусства. Больше читайте источники. Сегодня как никогда прежде их публикуют особенно много. Мне повезло. В моем детстве и отрочестве был «Домашний быт русских царей и цариц» Забелина. У вас сегодня выбор несравненно больший. Если не довелось читать Забелина – немедленно начните с него. Это как «Букварь» для любого реставратора, занимающегося русским искусством 16-18 столетия. Его должен прочесть каждый. Впрочем, Забелин до сих пор остается для меня книгой, которая у меня всегда на столе и которую я с удовольствие читаю в любое свободное время. Кстати, вы там обнаружите немало сведений относительно личности «Симанки Федорова» (Ушакова), чей обнаруженный документ послужил основой нашего разговора. Успехов, друзья.

Художник-реставратор высшей категории С.С.Давыдов

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(2 голоса)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.