ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Сенсация и большая удача: в Звенигороде нашли неизвестные фрески Андрея Рублёва

Аватар пользователя Inform
135
points

У жителей Звенигорода — одного из самых древних городов Подмосковья — появился еще один повод для гордости. Во время работ в знаменитом Успенском соборе на Городке — так называется местный Кремль — реставраторы сделали открытие, претендующее на сенсацию. 1723

Успенский собор на Городке построен на рубеже XIV-XV веков. Фрагменты первоначальной живописи XV века находили тут и раньше: в барабане купола, в алтаре, на восточных столбах-пилонах и на северной стене храма. Их авторство приписывают Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.
Остальные сохранившиеся росписи были сделаны уже в 30-х годах XIX века. Реставраторы аккуратно их демонтировали, затем убрали штукатурку и метровый слой кирпича, который закрывал подпружные арки. Именно на этих арках нашли фрески XV века.
Александра Гребенщикова, художника реставратор 2-й категории: «Большие фрагменты, новые, неизвестные, предположительно, Андрея Рублёва. Пока что видны изображения святых и серафимы. Все требует детального изучения».
Всего таких арок тут четыре. И на каждой — фрагменты так называемой первоначальной живописи. Это уникальная роспись XV века. Сейчас реставраторы укрепляют штукатурное основание фресок — это длительный и трудоемкий процесс. Собственно, к восстановлению живописи планируют приступить лишь в новом году.
Пробы штукатурки и красочного слоя отдадут химикам для анализа: они определят их возраст и состав. И вместе с искусствоведами вынесут вердикт: Рублёв или нет. Хотя сомнений в этом почти нет, передает корреспондент НТВ Александр Калинин.
Успенский собор на городке в Звенигороде тесно связан с именем Андрея Рублёва. Именно здесь осенью 1918 года в сарае с дровами нашли три иконы, которые, предположительно, написал великий мастер. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее. Обнаружение новых работ Рублёва для художественного мира — это историческое событие, ведь творчество знаменитого живописца — это одна из вершин русской и мировой культуры. И найти доселе неизвестные его работы спустя много веков — это большая удача.

Подробнее на НТВ.Ru: www.ntv.ru

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
138
points

Сколь часто в последнее время стали находить росписи Рублева...
Реставратор 2-ой категории делает выводы...
Мне посчастливилось видеть, как работала над иконами, которые на первых порах также приписывали Рублеву, не помню уже в каком женском монастыре в Киеве, году так в 1981-82, О.В.Лелекова. Красивы были иконы несказанно. Но вердикт реставратора: конец 19 - начало 20 века. Без вариантов. Паволока , кое где видневшаяся в местах утраты левкаса, имела плетение машинного производства, характерное именно для этого периода.
Сколько таких открытий лопнуло на моих глазах. Например, то же где-то в 80-х, А.К.Елкина из-за анилиновых красителей передатировала палатку 16 века в начало 20-го. Несколько лет назад меня попросили проаннотировать "китайские бронзовые вазы 16 века из императорского дворца". Я редко берусь за металл. Но даже моих ограниченных знаний хватило, чтобы "перевезти" эти вазы из Китая в Японию и из 16 века в начало 20-го. Соответственно стоимость их упала с миллиона до 8000 долларов. Кстати скандал был большущий.
Конечно журналистам надо "погорячее". Типа затеять разговор об "уникальной российской методики осетрового клея с медом", что буквально сегодня слышал по телевизору. Да. Очень позабавило, как реставраторы неизвестной мне категории наносили клей флейцами на громадную картину А.Герасимова. Естественно клей с флейца сходил уже достаточно охлажденным, чтобы вместе с медом ни в какие трещины красочного слоя не попасть. Я понимаю. Им сказали - "мажь", так что ж не мазать? Флейцем то можно быстро все полотно замазать. Но апофеозом было проглаживание "раскаленными утюгами" (версия журналиста) живописи, внимание, через полностью сложенную газету. Я думал у нас только монументальная реставрация закончилась (см. хотя бы пример с атрибуцией Рублева реставратором 2-ой категории). Оказывается и в музейной системный кризис.
PS Конечно, если бы события происходили в глубокой тайге, то может быть это было бы понятно. Но в столице?! Я смотрю Министерство культуры совсем перешло в свободный от культуры полет.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

130
points

Вы очень верите журналистам:?

151
point

Вообще то мой последний абзац, как мне казалось, был наполнен иронией по отношению к журналисту. Ну как я могу относиться к разговорам о открытии Рублева? Дай то Бог, чтобы это оказалось правдой. Но только журналист может говорить о гипотезе как о факте. А до того, чтобы чьи-то фантазии стали фактом ой как далеко. История искусства просто изобилует подобными примерами. Чего только стоит история с "нижнетагильской мадонной"? Да и в моей практике только один раз было по-настоящему серьезное произведение. А все больше фальшаки с экспертизами ГТГ и ГИМ. Дело порой доходило до курьеза. Однажды из Киева привезли большое полотно, которое, цитирую: "дедушка сам снял со стены кабинета Гитлера в мае 1945 года". Я конечно догадывался, что будет лажа, но когда они развернули бумагу я, сволочь такая, не сдержался и засмеялся: у моей тещи над диваном висела точно такая же хромолитография.
Проблема атрибуции - очень не простая задача. Точнее, как правило, не очень сложно доказать, что то или иное произведение не является подлинным. А вот подлинность доказать, если по-настоящему, не блефуя, либо очень трудно, либо невозможно. Музейные матроны, сидя в музейных кабинетах и раздавая сомнительные экспертизы, ничем не рискуют. Но вот если ошибусь я, независимый эксперт, и ошибка составит 40.000 (стоимость кабинетной скульптуры середины 19 века которую я, вопреки экспертизе Исторического музея, определил как к современную китайскую реплику, продающуюся в США по цене 836 долларов), то пострадает не только моя репутация, но и мое экономическое положение. Надеюсь подробней говорить не надо.
Так и Рублевым. Ну какой спрос с журналиста или рабочего (я имею ввиду реставратора)? Да ни какого. А потом в монографии, например, будет опубликована репродукция, потом защищена диссертация, потом... После чего фантазия станет "научным фактом".
Если бы Вы знали, сколько в именитых музеях висят не правильно определенные произведения живописи. Если будет оказия, сравните, например, работы, атрибутированные в ГРМ как работы Хруцкого, а ГТГ как Тыранова. Но они были хотя бы художниками одного круга и отнюдь не мастерами первой величины. Что творится с Ремрандтами - можно книгу написать. У Юсуповых, помнится, было 8 Ребрандтов из которых подлинным потом считали только 2. Вообще голландцы 17 века в музеях это помесь оригиналов, авторских реплик, современных оригиналу подражаний и многочисленных копий 18 века. То есть везде старинные материалы, истинные живописные технологии и прочная рука в деталях. А как ей не быть прочной, когда только Антуан Ватто в своей молодости накропал вероятно не один десяток копий Герарда Доу и руку набил на голландце очень хорошо. Вот и висят по музеям работы гениального художника Ватто под именем крупного мастера Доу.
Впрочем... Мне вдруг подумалось: а не прикололись ли тамошние реставраторы над журналистом и не наговорили ли они всей этой чепухи ради смеха?

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Отправить комментарий

лицензировани_:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.