ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Новое по теме цветных ангобов ново-иерусалимской керамики

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Прежде я уже писал о необычном характере использования ангоба в архитектурной керамике ново-иерусалимского монастыря. Кроме неограниченного натурного обследования фасадных и интерьерных изразцов храма Воскресения, с любезного разрешения руководителя археологической экспедиции Л.А.Беляева я имел возможность такой же свободой знакомиться с археологическими находками, найденными как внутри двора монастыря, так и на прилегающих к монастырю территориях. Строго говоря меня интересовали две темы: архитектурная керамика и остатки «каменной летописи», как известно дошедшей до нашего времени не в полном составе. По этой причине я пользовался рекомендацией Кузьмы Пруткова и игнорировал наверное то же очень интересные материалы. Впрочем я отметил среди печных изразцов 2 фрагмента, возможно не местного производства, с необычным тогда для меня сюжетом – фигуры людей, стоящие на подобии ступенчатой пирамиды. Правда уже год спустя в моем архиве была фотография гравюры 17 столетия с метафорой различных возрастов человека, возможно послужившей иконографической основой для упомянутых рисунков. Вообще, как отмечала историк искусства И.Л.Бусева-Давыдова, много и результативно работавшая по храму Воскресения, в Новом Иерусалиме очень активно использовались европейские гравюры как иконографический источники тематических и орнаментальных композиций украсивших храм Воскресения.

Помимо этих 2-х фрагментов, мое внимание самым живым образом привлекла необычная керамическая посуда, отделка которой была основана на смешивании по неизвестному мне алгоритму 2-х цветных и сравнительно толстых (порядка 1-1,5 мм) слоев тонкоготертого ангоба. Только что сказанная формула делала эту ангобированную посуду не похожей на ангобирование, принятое на архитектурной керамике и по этой причине я до сих пор о ней нигде ничего не говорил, хотя факт использования цветного ангоба и в слое более толстом, чем поливной оставался для меня притягательной силой к данным находкам археологов. Относительно близкой к упомянутой посуде наверное можно было бы назвать один круг изразцов, также никогда мною ранее не упоминаемый в публикациях – это напольные изразцы, рисунок которых выкладывался из поперечно разрезанной композиции, полученной путем скатывания 2-х цветных глин «рулетом», в связи с чем рисунок, получавшийся на прямоугольных изразцах, напоминал поперечный разрез дерева. Я до сих пор не могу определиться с датировкой подобных изделий и тем более не имею данных относительно места ее применения (в храме, я кажется не путаю, было около 30 приделов). По этой причине эти изразцы не стали объектом воссоздания и я никогда не освещал их в своих работах. Однако, исходя из своего опыта воссоздания художественных керамических полов, могу уверенно сказать, что в использовании эти изразцы были очень непродолжительное время. А поскольку их низкая стойкость к износу стала очевидной для держателя того придела, в древности к их восстановлению больше никогда не возвращались (наши пращуры умели делать выводы из ошибок предыдущих поколений, как это, например, мы знаем по примеру полного перекрашивания интерьера храма в середине 19 столетии в связи с изменением тона прусской лазури, которой он был выкрашен в середине 18 века). И хотя в напольных изразцах использовалась глина, а не ангоб и более того, напольные изразцы имели поливу, в то время как посуда была просто подвергнута высокотемпературному обжигу, общий характер рисунков поддерживал мой интерес к обоим группам находок. И вот сейчас, неожиданное письмо из Великобритании, в некоторой степени пробило брешь в стене непонимания вокруг 2-х цветной ангобированной посуды, чем я спешу с Вами поделиться.

Я очень люблю музей Виктории и Альберта и мне думалось я неплохо знаю его экспозицию. Но видимо особая тяга некоторым специальным темам, например, к ранним изделиям компании Wegwood (поверьте, это сказка), оказала мне коварную услугу. Оказалось, что я совсем не знаком с коллекцией английской керамики с «мраморным рисунком». Она, как я неожиданно для себя установил, является точным или весьма близким аналогом ново-иерусалимской посуды. Как удалось выяснить, опыт декорирования посуды подобным образом имеет древнекитайское происхождение. Аналогичного характера, но полихромно, подобные рисунки широко известны по «мраморной бумаге», популярной в Европе и особенно в Великобритании с 18 столетия. В Иране и Турции, как мне рассказывали, до сих пор проводят конкурсы с высоким денежным призом на лучшие композиции «мраморной бумаги». В моей коллекции нет ни одного примера таких бумаг восточного происхождения, но есть английские обложки и шмуцтитулы викторианской поры (илл.1).

То есть определенная эстетика работы с такого рода цветовой пластикой имела место не только в керамике, но и в бумаге и даже среди определенной группы абровых тканей. Сразу скажу, что наиболее сложный способ получения такого рода рисунков отмечен именно для тканей, а наиболее простой для бумаги. А вот некоторые особенности формирования «мраморного рисунка» в посуде оставалось для меня не понятными ровно до появления уже упомянутого письма. Я думаю выложенные ниже иллюстрации могут быть интересны для реставраторов, археологов и искусствоведов, а также сделают понятной технологию изготовления подобного рода посуды для всех любителей керамики.

Шаг 1. На раскатанный «блин» керамической массы, уложенной на некое основание, широко, с излишком, разливается густой цветной ангоб первого цвета (илл.2).

Шаг 2. Сразу же после нанесения сплошного слоя ангоба, не давая просохнуть, на лицевую поверхность, в зависимости от задачи, по тому или иному алгоритму наносится цветной ангоб второго, контрастного цвета. На фотографии показано нанесение сетки параллельных линий, но это могут быть и буквально 2-3 параллельные линии, в дальнейшем «расчесанные» гребешком, и сеть крупных капель форма которых также изменяется путем точных и взвешенных движений (о чем я знаю из изготовления «мраморной бумаги» которую в в моем детстве кажется делали все мальчишки нашего двора) и так далее (илл.3).

Шаг 3. Путем неизвестных мне манипуляций, скорее всего наклонов, поворотов различной степени и резкости, на поверхности «блина» создается всегда неповторимый и всегда оригинальный рисунок. Вопрос только в его интересности, талантливости. Полагаю здесь надо иметь или школу, или опыт или не дюжую интуицию. Среди ново-иерусалимской посуды я не видел не интересных рисунков, но от своего английского корреспондента получил порядка 30 иллюстраций на большинстве которых рисунок не представляет интереса. Что-то подобное было со мной и известным московским ювелиром В.Гуровым, когда мы безуспешно пытались повторить в след за одним блестящим немецким дизайнером кольцо, сформированное из мятой тонкой золотой проволоки. Мы так и не сумели найти алгоритм, по которому он укладывал и сминал проволоку и потому наши изделия были раздражающе не интересны. Так и хотелось спросить самого себя: «И что ты Давыдов хотел этим сказать?» (илл.4).

Шаг 4. На последнем этапе блин со сформированным и подсушенным рисунком, укладывается лицом вниз на заранее приготовленный шаблон посуды. Я не знаю как это делали в 18 веке в Англии, но на тыльной стороне ново-иерусалимской посуды я не помню следов отминания керамической массы руками. И хотя я не концентрировал свое внимание на способе формирования тыльной стороны, но по памяти могу сказать, что скорее всего укладка на шаблон (а в ново-иерусалимской посуде с такой отделкой встречались достаточно глубокие чаши) производилась не путем отминания массы, как это мы видим по тыльной стороне лицевых плит изразцов, а путем постепенного прижатия уже провисшего под своим весом «блина» с одновременным поворачиванием будущего изделия на гончарном круге деревянной «ложкой» или «лопаткой», в зависимости от формы шаблона (илл.5).

Внимание! Мне также прислали и рецептуру ангоба, пригодного для такого рода декоративной отделки. Я не стал ее переводить, а публикую точно в том виде, как мне ее прислали, в связи с тем, что я сам эту рецептуру не испытывал и гарантировать результат не берусь. Тех, кто попытается повторить древнюю технологии изготовления посуды от себя лично хочу предупредить: даже если в рецепте ничего не пропущено и числа соответствуют действительности, скорее всего надо будет набраться терпения, так как по своему опыту знаю, что редко, когда «в лоб», с первого раза удается повторить чужой опыт. Ну хотя бы потому, что в рецепте не указана консистенция ангобов позволяющая управлять формированием рисунка. Буду надеяться на ваш опыт и интуицию.

Raw Material
Cone 04-3
Cone 4-6
Cone 6-10
Kaolin
20
15
15
Calcined Kaolin
10
20
35
Talc
25
10
5
Calcium Borale (or Frit 3110)
15
10
0
Nepheline Syenite
0
10
15
Silica
15
20
15
Borax
5
5
5
Zircopax
10
10
10
Total
100%
100%
100%

И последнее замечание. Изготовление керамической посуды из скатанных «рулетом» 2-х и даже 3-х цветной глины, то есть таким же образом, каким в Новом Иерусалиме одно время был изготовлен и выложен пол, широко известны не только в английской истории искусства, но прежде всего, китайского. Более того, подобного рода изделия изготавливаются и сегодня и их можно легко найти среди интернет-продаж.

Художник-реставратор высшей квалификации, Давыдов С.С.

P.S. Когда закончится полевой сезон, я надеюсь получить от Л.А.Беляева репродукцию одной или двух ново-иерусалимских чаш с тем, чтобы довести их до сведения наших читателей.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(2 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
164
points

Такой рисунок можно получит только в жидком состоянии.
Наверное, после этот блин клали в посудину и доводили до жидкого состояния. Прокручивали в разные стороны или т.п. и удаляли воду.
Проблема с откачкой воды. Наверняка снизу была натянутая ткань или металлическая сетка, а может и то и другое на каркасе.

137
points

Уважаемый "Лебедев"
Я имел возможность изучать подобную посуду с 2011 года и изучил структуру изделия самым подробным образом. Виноват, но мне подумалось, что из моего текста все само собой следует. Сейчас постараюсь исправить.
Вы правы на счет "в жидком состоянии", но не правы относительно "блин клали в посудину и доводили до жидкого состояния".
Сам блин как раз и не должен быть "жидким". "Блин" - это конструктивная часть будущей посуды. Ангоб - его декоративная. Из ангоба нельзя сделать посуду. И на этом все.
Таким образом, изделие фактически состоит из двух функционально различных слоев: основания (того, что я назвал "блином"), являющегося обычной керамической массой и декоративного слоя, состоящего обычно из 2-х контрастных цветных ангобов.
1. Когда "блин" уложен на деревянную платформу ( я полагаю для удобства последующих манипуляций у него снизу должна быть ручка), на него наливают доведенный до сметано образного состояния ангоб первого цвета (что я собственно и написал). Затем, по-видимому, после непродолжительного горизонтального покручивания платформы с "блином", политым ангобом (я знаю подобную процедуру по личному опыту, но в другой области: в 60-х годах я помогал отцу изготавливать цветные светофильтры для цветной фотопечати, для чего я переделал старый патефон в "центрифугу", на вращающейся платформе которой отец выравнивал окрашенный желатиновый слой разлитый на чистую стеклянную пластину) до относительного выравнивания слоя ангоба.
2. После этого наносился ангоб второго цвета которым создавался тот или иной эффект путем наклонов, резких поворотов (именно резких вначале или в конце поворота), а также путем разгона ангоба второго слоя палочкой или гребешком.
3. После этого начинался процесс сушки, в связи с очевидностью которого я о нем просто не упомянул. Так что никакой сетки или каркаса не нужно.
Последующие операции (перевертывание заготовки и наложение заготовки на шаблон) производятся именно с помощью платформы, не прикасаясь к лицевому слою и, до поры, к тыльному.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.