ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Работа над ошибками

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

На общем фоне падения уровня реставрации удивление вызывает тот факт, что вместе с прочим как архитекторы-реставраторы так и художники-реставраторы вдруг перестали разбираться в живописи. Не способность реставратора «попасть в тон» - это просто профессиональная непригодность. Чтобы сэкономить свое и ваше время, я предлагаю небольшой экскурс к барабану подземной церкви Ново-Иерусалимского монастыря, где в пределах нескольких метров друг от друга можно найти удивительные примеры непрофессионализма и архитектора-реставратора и реставратора живописи.

Войдем во двор монастыря и не углубляясь более чем на 5 метров осмотрим барабан представшей пред нами церкви. Первое, что мы увидим на белом тулове барабана – это непонятные геометрические фигуры нарисованные непонятно с какой целью и не понятно какого цветового тона краской. От себя дам необходимые разъяснения. В местах этих геометрических иероглифов некогда были остатки румп изразцов и архитектор, возомнив себя реставратором, решил рассказать историю румп посетителям монастыря почему то на языке иероглифов. Почему-то архитектора не посетила мысль, что посетителям надо демонстрировать подлинные остатки румп, а не авангардную графику да еще в кислотных цветах. То, что с методологией реставрации монументальной декорации архитекторы ЦНРПМ не дружат – это хорошо видно из всего выполненного ими на данном комплексе. Конечно о проблемах методологии можно спорить. Но вот о чем спорить нельзя, так это о фантастических цветовых решениях, предлагаемых архитекторами как на фасадах, так и в интерьерах. Как я обещал, я ограничусь обсуждением цвета на нескольких квадратных метрах барабана подземной церкви, так как этого вполне достаточно, чтобы понять уровень профессионализма в цвете проектировщиков и исполнителей. Вероятно от архитектора-реставратора, выносящего на поверхность штукатурного слоя барабана рисунки остатков румп, логично было бы ждать воспроизведение их в цветах обожженной керамики. Но архитектор почему-то решил проявить свое «творческое начало» (впрочем вся реставрация монументальной декорации храма Воскресения – это сплошное творческое самовыражение архитекторов-дизайнеров, но не архитекторов-реставраторов) я нарисовал свои геометрические символы в цветах (об оттенках уже говорить не приходится) и насыщенности не отмечавшихся в России никогда и ни на одном памятнике архитектуры. Объясню в терминах и цифрах, принятых на всей территории Европы, кроме улицы Школьная.

Существует утвержденная система измерения различия в цветовых оттенках входе которой по также утвержденной формуле вычисляется разница между цветовым оттенком оригинала и некого результата модифицирующей деятельности, в данном случае – реставрации. Величину разницы, называемую в международной практике «дельта Е», принято разбивать на несколько диапазонов: а) различий не видно глазом, б) различия малозаметны, в) различия уверенно читаются и г) различия контрастны. Похоже для случая с геометрическими фигурами на барабане подземной церкви понадобится ввести пятую градацию: «Да ладно!...». Дело в том, что архитектор выбрала цвет ни по одному из трех цветовых координат (эта система измерения, также как и формулы вычисления размеров ошибки, общепринята во всем мире) не соответствует цвету обожженной керамики. Если автор этого перла захочет оспорить справедливость своего творчества, я готов произвести соответствующие измерения, рассчитать «дельта Е» и опубликовать результаты.

На этой же поверхности, но чуть выше, расположено творчество художника-реставратора ЗАО БалтСтрой, получившая реставрационное образование в Строгановке. Я имею ввиду пояс орнаментальной росписи, который находится в заметном конфликте со всем своим окружением. В отреставрированном виде роспись спорит и с поясом изразцов, и цветом корродированной меди, и с штукатурным слое и, что мне показалось совсем неправдоподобным, с цветом небес. Честно говоря, я такое не попадание вижу впервые. В свое время я указывал реставратору на эту проблему. Но как большинство дилетантов, она восприняла мои слова как акт субъективности. А жаль. Разберемся в чем же здесь дело.

В отличии от живописного творчества архитектора, художник-реставратор видимо что-то в своем вузе сумела получить: она попала в тон. Я не буду обсуждать насколько ей это хорошо удалось, но в целом бело обстоит несоизмеримо лучше, чем с геометрическими символами на том же барабане. Но это ровно 1/4 из того, что должен был сделать реставратор. Дело в том, что всякий цветовой оттенок описывается тремя цветовыми параметрами (в науке принято говорить - координатами): цветовым тоном, насыщенностью и яркостью. В мировой практике используются 6 различных способов составить смесь красок, с помощью которой можно получить потребный результат. Честно говоря я сам знаю только 4, а о двух только читал. Я это к тому, что во всех четырех мне известных первым шагом является выбор базового цветового оттенка, с чем наш реставратор в общем благополучно справился. А о втором шаге она видимо даже не слышала. Он общий для всех упомянутых мной методов подбора цвета, но реализован в различных системах по-разному. Беда орнаментального пояса в том, что второй шаг – резкое понижение насыщенности базового тона, не было сделано ни одним из известных способов. Подчеркну – резкого.

Во времена моей молодости бытовал термин «добавить грязцы». И имелось ввиду не подмешивание сажи газовой (эта операция добавления ахроматической составляющей лишь четвертая), а именно составление хроматической комбинации, при которой цветовой тон стремится в серую часть спектра (еще раз для тех, кому в вузе плохо преподавали практическую колористику – без использования черной и белой краски). Я воздержусь восполнять пробелы образования недавних. Однако, уже сталкиваясь с глубокими пробелами в образовании художников-реставраторов нового поколения по части владения цветом, уделю немного времени анализу цветовой палитры одного классического живописного произведения данные по которому я закончил измерения только что, в июле 2015 года. Могу заверить читателя, что аналогичные результаты дают все гении колористики, как например, Тициан в Европе или Суриков в России. Даже авангардисты (но профессионалы) начала 20 века, Пикассо, Клее и другие замечательным образом укладываются в систему, которую я намереваюсь вам сейчас представить на примере масляной живописи 18 столетия, картине Антуана Ватто (илл. 1).

В силу определенной декоративной особенности живописной манеры Ватто, измерения цвета я вел отдельно по лицу и рукам, одежде, плащу, растительности и небесам. Как вы видите, саамы можно сказать яркой и даже весёлой темой в упомянутом наборе, является 3-х цветная одежда музыканта. Поэтому я со спокойной душой представляю на ваш суд следующие результаты измерения и анализа цвета. На илл. 2 я публикую данные по живописной палитре Ватто где каждый квадратик – это координата цветового оттенка в цветовом круге у которого по окружности расположены цвета начиная с красного, а по радиусу расположены координаты насыщенности где самые насыщенные располагаются в сторону периферии круга.

Как видно, казалось бы контрастная палитра костюма (белый, красный и синий цвета) на графике оказывается компактной и вытянута от синей части круга в сторону красной. Чтобы у читателя не возникло подозрения, что я сделал немного измерений и пропустил какие-то важные элементы палитры, я публикую палитру укрупнено (илл. 3) и досужий читатель сможет посчитать, что только по одежде мною было выполнено более двухсот измерений.

Наверное многие уже заметили, что все измерения насыщенности расположены ближе к центру цветового круга. И это главное. Численный анализ распределения параметра насыщенности красочных слоев произведений высоких мастеров живописи, не важно идет ли речь о гении рококо или гении кубизма, это исключение из работы открытых цветов (илл. 4). В полним виде визуализация распределение насыщенности в живописном полотне Ватто показано в илл. 5. Здесь хорошо видно, что в целом картина распределения описывается распределением Фурье с пиком в насыщенности 10%


В заключение хочу сказать, что споры «что такое реставрация: наука или искусство» беспочвенны. Реставрация, как монета, имеет две стороны называемые: Наука и Искусство. Да вот дело то в том, что нынче в реставрации Наука в загоне, да и Искусство не в чести. Пора исправлять положение.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(7 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
161
point

Прекрасная работа, Сергей Сергеевич! Высказав своё восхищение, хотелось бы искренне пожелать, чтобы Вашу колористическую разработку увидели возможно большее количество реставраторов (да и живописцам не помешало бы). Благодарю за фундаментальное исследование и блестящее понимание излагаемого материала.

С уважением Владимир Сорокин

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.