ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Работа над ошибками

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

На общем фоне падения уровня реставрации удивление вызывает тот факт, что вместе с прочим как архитекторы-реставраторы так и художники-реставраторы вдруг перестали разбираться в живописи. Не способность реставратора «попасть в тон» - это просто профессиональная непригодность. Чтобы сэкономить свое и ваше время, я предлагаю небольшой экскурс к барабану подземной церкви Ново-Иерусалимского монастыря, где в пределах нескольких метров друг от друга можно найти удивительные примеры непрофессионализма и архитектора-реставратора и реставратора живописи.

Войдем во двор монастыря и не углубляясь более чем на 5 метров осмотрим барабан представшей пред нами церкви. Первое, что мы увидим на белом тулове барабана – это непонятные геометрические фигуры нарисованные непонятно с какой целью и не понятно какого цветового тона краской. От себя дам необходимые разъяснения. В местах этих геометрических иероглифов некогда были остатки румп изразцов и архитектор, возомнив себя реставратором, решил рассказать историю румп посетителям монастыря почему то на языке иероглифов. Почему-то архитектора не посетила мысль, что посетителям надо демонстрировать подлинные остатки румп, а не авангардную графику да еще в кислотных цветах. То, что с методологией реставрации монументальной декорации архитекторы ЦНРПМ не дружат – это хорошо видно из всего выполненного ими на данном комплексе. Конечно о проблемах методологии можно спорить. Но вот о чем спорить нельзя, так это о фантастических цветовых решениях, предлагаемых архитекторами как на фасадах, так и в интерьерах. Как я обещал, я ограничусь обсуждением цвета на нескольких квадратных метрах барабана подземной церкви, так как этого вполне достаточно, чтобы понять уровень профессионализма в цвете проектировщиков и исполнителей. Вероятно от архитектора-реставратора, выносящего на поверхность штукатурного слоя барабана рисунки остатков румп, логично было бы ждать воспроизведение их в цветах обожженной керамики. Но архитектор почему-то решил проявить свое «творческое начало» (впрочем вся реставрация монументальной декорации храма Воскресения – это сплошное творческое самовыражение архитекторов-дизайнеров, но не архитекторов-реставраторов) я нарисовал свои геометрические символы в цветах (об оттенках уже говорить не приходится) и насыщенности не отмечавшихся в России никогда и ни на одном памятнике архитектуры. Объясню в терминах и цифрах, принятых на всей территории Европы, кроме улицы Школьная.

Существует утвержденная система измерения различия в цветовых оттенках входе которой по также утвержденной формуле вычисляется разница между цветовым оттенком оригинала и некого результата модифицирующей деятельности, в данном случае – реставрации. Величину разницы, называемую в международной практике «дельта Е», принято разбивать на несколько диапазонов: а) различий не видно глазом, б) различия малозаметны, в) различия уверенно читаются и г) различия контрастны. Похоже для случая с геометрическими фигурами на барабане подземной церкви понадобится ввести пятую градацию: «Да ладно!...». Дело в том, что архитектор выбрала цвет ни по одному из трех цветовых координат (эта система измерения, также как и формулы вычисления размеров ошибки, общепринята во всем мире) не соответствует цвету обожженной керамики. Если автор этого перла захочет оспорить справедливость своего творчества, я готов произвести соответствующие измерения, рассчитать «дельта Е» и опубликовать результаты.

На этой же поверхности, но чуть выше, расположено творчество художника-реставратора ЗАО БалтСтрой, получившая реставрационное образование в Строгановке. Я имею ввиду пояс орнаментальной росписи, который находится в заметном конфликте со всем своим окружением. В отреставрированном виде роспись спорит и с поясом изразцов, и цветом корродированной меди, и с штукатурным слое и, что мне показалось совсем неправдоподобным, с цветом небес. Честно говоря, я такое не попадание вижу впервые. В свое время я указывал реставратору на эту проблему. Но как большинство дилетантов, она восприняла мои слова как акт субъективности. А жаль. Разберемся в чем же здесь дело.

В отличии от живописного творчества архитектора, художник-реставратор видимо что-то в своем вузе сумела получить: она попала в тон. Я не буду обсуждать насколько ей это хорошо удалось, но в целом бело обстоит несоизмеримо лучше, чем с геометрическими символами на том же барабане. Но это ровно 1/4 из того, что должен был сделать реставратор. Дело в том, что всякий цветовой оттенок описывается тремя цветовыми параметрами (в науке принято говорить - координатами): цветовым тоном, насыщенностью и яркостью. В мировой практике используются 6 различных способов составить смесь красок, с помощью которой можно получить потребный результат. Честно говоря я сам знаю только 4, а о двух только читал. Я это к тому, что во всех четырех мне известных первым шагом является выбор базового цветового оттенка, с чем наш реставратор в общем благополучно справился. А о втором шаге она видимо даже не слышала. Он общий для всех упомянутых мной методов подбора цвета, но реализован в различных системах по-разному. Беда орнаментального пояса в том, что второй шаг – резкое понижение насыщенности базового тона, не было сделано ни одним из известных способов. Подчеркну – резкого.

Во времена моей молодости бытовал термин «добавить грязцы». И имелось ввиду не подмешивание сажи газовой (эта операция добавления ахроматической составляющей лишь четвертая), а именно составление хроматической комбинации, при которой цветовой тон стремится в серую часть спектра (еще раз для тех, кому в вузе плохо преподавали практическую колористику – без использования черной и белой краски). Я воздержусь восполнять пробелы образования недавних. Однако, уже сталкиваясь с глубокими пробелами в образовании художников-реставраторов нового поколения по части владения цветом, уделю немного времени анализу цветовой палитры одного классического живописного произведения данные по которому я закончил измерения только что, в июле 2015 года. Могу заверить читателя, что аналогичные результаты дают все гении колористики, как например, Тициан в Европе или Суриков в России. Даже авангардисты (но профессионалы) начала 20 века, Пикассо, Клее и другие замечательным образом укладываются в систему, которую я намереваюсь вам сейчас представить на примере масляной живописи 18 столетия, картине Антуана Ватто (илл. 1).

В силу определенной декоративной особенности живописной манеры Ватто, измерения цвета я вел отдельно по лицу и рукам, одежде, плащу, растительности и небесам. Как вы видите, саамы можно сказать яркой и даже весёлой темой в упомянутом наборе, является 3-х цветная одежда музыканта. Поэтому я со спокойной душой представляю на ваш суд следующие результаты измерения и анализа цвета. На илл. 2 я публикую данные по живописной палитре Ватто где каждый квадратик – это координата цветового оттенка в цветовом круге у которого по окружности расположены цвета начиная с красного, а по радиусу расположены координаты насыщенности где самые насыщенные располагаются в сторону периферии круга.

Как видно, казалось бы контрастная палитра костюма (белый, красный и синий цвета) на графике оказывается компактной и вытянута от синей части круга в сторону красной. Чтобы у читателя не возникло подозрения, что я сделал немного измерений и пропустил какие-то важные элементы палитры, я публикую палитру укрупнено (илл. 3) и досужий читатель сможет посчитать, что только по одежде мною было выполнено более двухсот измерений.

Наверное многие уже заметили, что все измерения насыщенности расположены ближе к центру цветового круга. И это главное. Численный анализ распределения параметра насыщенности красочных слоев произведений высоких мастеров живописи, не важно идет ли речь о гении рококо или гении кубизма, это исключение из работы открытых цветов (илл. 4). В полним виде визуализация распределение насыщенности в живописном полотне Ватто показано в илл. 5. Здесь хорошо видно, что в целом картина распределения описывается распределением Фурье с пиком в насыщенности 10%


В заключение хочу сказать, что споры «что такое реставрация: наука или искусство» беспочвенны. Реставрация, как монета, имеет две стороны называемые: Наука и Искусство. Да вот дело то в том, что нынче в реставрации Наука в загоне, да и Искусство не в чести. Пора исправлять положение.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
78
points

Прекрасная работа, Сергей Сергеевич! Высказав своё восхищение, хотелось бы искренне пожелать, чтобы Вашу колористическую разработку увидели возможно большее количество реставраторов (да и живописцам не помешало бы). Благодарю за фундаментальное исследование и блестящее понимание излагаемого материала.

С уважением Владимир Сорокин

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.