ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

В народе говорят: «Без клетей и кузнец без рук» или «Без топора не плотник, а без иглы не портной». Что-то подобное можно сказать о реставраторах художественной мебели.

При реставрационных работах реставратору требуется не только обычные столярные инструменты, но и слесарные, сверлильные, токарные, вспомогательные инструменты и приспособления.

Реставратору, прежде всего, необходимо иметь мастерскую с хорошо оборудованным рабочим местом, желательно с комфортным температурно-влажностным режимом как в жилом помещении. Мастерская должна иметь удобное место для установки настоящего столярного верстака. Если к процессу реставрации подходить строго и ответственно, то реставрационная музейная мастерская должна иметь несколько изолированных помещений: помещение для проведения демонтажа и обмеров, для удаления старых отделочных покрытий, для столярных, отделочных и обойных работ.

Все комнаты мастерской должны иметь хорошее естественное и искусственное освещение, принудительную вентиляцию, водоснабжение. Температурно-влажностные условия мастерской должны соответствовать условиям музейных залов или фондов мебели. На рабочих местах должны быть шкафы и стеллажи для хранения материалов, инструментов, отдельных деталей и частей реставрируемых предметов, а также для хранения малых количеств растворителей, лаков, красок и прочего. В мастерской должно быть место для приготовления клея, для заточки и правки инструментов. Рабочее место для отделочных работ должно быть снабжено столиками, чтобы обрабатываемую деталь можно было поместить в горизонтальном положении на нужной высоте. В комнатах для лакирования и полирования деталей особое внимание должно уделяться чистоте рабочих мест.

Комната для обойных работ должна иметь два изолированных рабочих места: первое - для демонтажа мягких элементов, их очистки, сортировки и тому подобных действий; второе - для выполнения обойных работ.

1. Столярные инструменты

Измерительные и разметочные инструменты

К ним относятся: метр столярный, рулетка, угольники металлические и деревянные, различные по назначению кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, рейсмус, угломер.

Строгательные инструменты

С помощью строгательных инструментов при реставрационных работах получают изготовляемую деталь для мебели с необходимыми размерами и чистой обработки. Устройство инструментов почти одинаковое: они состоят из деревянной или металлической колодки (корпуса), лезвия и клина (у металлических винт) для закрепления лезвия в колодке на нужную высоту (глубину строгания) от подошвы инструмента. К ним относятся ручные - деревянный или металлический рубанок, фуганок, двойной рубанок, отборник, фальцгебель, зензубель, шпунтубель, калевка, галтель, горбатик (с вогнутым и выпуклым дном); электрический рубанок, фуганок.

Сверлильные и режущие инструменты

В реставрационной работе приходится часто производить сверление и обработку отверстий в древесине, для чего используются сверла, зенковки, буравчики, перки, дрели ручные, коловороты, сверлилки, электродрели. Для выполнения столярных работ реставратору по мебели необходим пильный (режущий) инструмент, к нему относятся ручные лучковые пилы, поперечные ножовки (широкие), узкие ножовки, лобзики, обушковые пилки, наградки, пилки для раскроя шпона, резаки, ножи, косяки. Реставратору-резчику для восполнения утрат резьбы по дереву могут понадобиться: ножи с разными углами заточки, косяки прямые и прорезные, скальпели; стамески — плоские, прямые, полукруглые, желобовидные, подрезные; клюкарзы разной ширины от 1 до 8 мм, стамески - уголки шириной 6-2 мм, 7-6 мм; резцы по дереву - ложечные короткие, длинные, двухсторонние; сверла по дереву - полые и длинные, сверла-буравчики.

Столярные стамески и долота

Эти инструменты наиболее часто используются реставратором на предварительном этапе реставрации мебели. Для выборки проушин, гнезд, пазов, зачистки поверхностей нужно иметь набор столярных долот, плоских и полукруглых, стамесок с шириной резца от 3 до 20 мм с углами заточки от 20 до 35 градусов.

Вспомогательные инструменты и приспособления

В процессе реставрации для выполнения столярных и слесарных работ в арсенале реставратора должны быть так называемые вспомогательные инструменты и приспособления. Это - гаечные ключи, гвоздодер, киянка, клещи, крепежные изделия, молотки, напильники, отвертки, пассатижи, плоскогубцы, рашпили, металлическая линейка, транспортир, драчевый напильник, плотницкий топор, слесарные ножницы, разводной ключ, кернер, отвертки под «шлиц» и крестообразные, стеклорез, кисти разные, электропаяльник, электродрель, электрошуруповерт, электрическую шлифовальную машину.

Для закрепления отрабатываемых и прижатия склеиваемых мебельных деталей необходимы веревочные приспособления, сжимы, струбцины разных размеров (для коротких и длинных деталей), стусло для распиловки на 45 градусов и 60 градусов, клинья, хомуты. При выполнении слесарных работ для фиксирования деталей в рабочем положении служат тиски, струбцины, зажимы; для рубки и резки металла - слесарные молотки и ножницы по металлу; для сверления - сверлильные инструменты; для нарезания резьбы - воротки, клупы, метчики, плашки; для обработки деталей - абразивный инструмент, напильники и рашпили. Для заточки и правки столярного инструмента служат ручные точила, электроточила, оселки, мелкая наждачная бумага.

Приведенный перечень столярных, строгательных, сверлильных и слесарных и разного рода вспомогательных инструментов входит в бытовые наборы, которые известны почти каждому человеку, занимающемуся художественными работами по дереву, и, по мнению автора, не нуждаются в описании.

2. Изготовление инструментов в условиях мастерской

Реставратор часто сам изготовляет необходимые инструменты, выбирая для них материалы и способы обработки.

Каждый реставратор на основании длительного опыта вырабатывает ту форму ручных инструментов, которая удобна в работе. Удачный инструмент, подобранный по своей руке, каждый реставратор ценит и бережет.

В настоящее время в специальных магазинах имеется очень много хороших инструментов, как отечественных, так и зарубежных. Нужно только выбрать из них лучший. Однако не всегда необходимые инструменты можно найти в магазине. Целый ряд инструментов, нужных реставратору, в продаже отсутствует. Иногда бывает, что покупной инструмент не удовлетворяет реставратора: быстро тупится, имеет хрупкое лезвие, неудобную форму.

Можно заказать некоторые инструменты в специальных мастерских, по лучше изготовить их самому. Квалифицированный мастер-реставратор, имея некоторые навыки в слесарном деле и небольшой набор слесарных инструментов, независим в своей работе, потому что имеет инструмент, сделанный своими руками, отвечающий его требованиям.

Конечно, каждому ясно, что не следует самому мастерить топоры, рубанки, плоские стамески и другие столярные инструменты, имеющиеся в многочисленных инструментальных магазинах. Однако нужные полукруглые стамески, клюкарзы в продаже встречаются редко.

В процессе реставрационной работы наиболее часто используемым инструментом являются ножи со стойкими лезвиями, которые бы не гнулись, не крошились и не тупились. Эти требования являются главными при выборе материала для изготовления ножей и всевозможной формы циклей.

Все режущие инструменты изготовляются из углеродистой инструментальной и легированной быстрорежущей стали. Когда в руках реставратора окажется кусок стали, отработанная фреза или купленный инструмент, из которых нужно сделать специальный инструмент, то в условиях мастерской можно осуществить приблизительный анализ стали - по искре на шлифовальном круге. Для этого электроточило ставят в затемненное место, и пробуют образец на вращающемся круге. По факелу искр с разлетающимися звездочками можно судить о химическом составе образца. Углеродистая сталь дает белый пучок искр с отдельными звездочками. Чем больше углерода, тем больше звездочек, а факел искр короче и пушистей. При определенном навыке но искрам можно судить о качестве стали с точностью вполне достаточной для выбора материала.

Лучшие режущие инструменты делаются из быстрорежущей стали Р18 и Р9, где буква Р означает быстрорежущую, а цифра указывает на содержание вольфрама, который в соединении с углеродом образует очень твердый карбид вольфрама. Из этих сталей изготовляют инструменты, режущая кромка которых, не теряя твердости, может нагреваться до красного свечения. Для резца по дереву красностойкость не нужна, но достаточно стойкое лезвие необходимо. В условиях реставрационной мастерской закаленную быстрорежущую и инструментальную сталь обрабатывают на шлифовальном точиле. Очень часто в своей работе реставратору-резчику приходится пользоваться ножом-косяком, поэтому ему уделяется особое внимание.

Хорошим материалом для изготовления косяка может служить обломок изношенного машинного ножовочного полотна из быстрорежущей стали. Лезвие делают под углом 40-45 градусов. Заточка может быть правая пли левая, а иногда - двухсторонняя. У косяка из ножовочного полотна трудно сделать отверстия для крепления ручки. Поэтому место ручки смазывают клеем БФ-2, обертывают ее тонким куском резины и поверх плотно обматывают изоляционной лентой до толщины, удобной руке резчика.

Для обработки мелких деталей утрат резьбы нужен малый нож, который в руках резчика должен быть подвижным, занимать любое нужное положение во время работы, поэтому ручка ножа должна быть небольшой, плоской или овальной. Материалом для ручки может быть дерево или пластмасса. Многие резчики широко пользуются медицинскими ножами-скальпелями.

Опытный реставратор может изготовить и другие непростые инструменты: ложечный резец-нож с изогнутым лезвием, полукруглые стамески, стамески-уголки и другие.

Реставратор должен иметь под рукой набор шильев диаметром от 1 до 4 мм. Они нужны для прокалывания древесины или сверления в ней отверстий и гнезд под шурупы, установки (врезки) фурнитуры и для других работ. Шило для сверления должно иметь трехгранное заострение. Изготовить его можно из пружинной проволоки нужного диаметра, выправить слесарным молотком на наковальне и заострить на шлифовальном круге. При этом нельзя допускать засинения острия.

Ручка для шила должна укладываться в ладони. Длина ее 10-12 см. Стебель шила не должен вращаться в ручке и углубляться в нее во время работы. Поэтому хвостовик шила надо расклепать и насадить в ручку из твердой древесины.

К числу важных и нужных инструментов реставратору деревянной и фанерованной мебели следует отнести цикли. С помощью острой кромки цикли срезают тончайший слой старого лакового слоя, зачищают поверхность деревянного (фанерованного) мебельного изделия тонкой стружкой (толщиной 0,04-0,08 мм).

Простейшая цикля изготавливается из стальной пластины толщиной 0,3-1,0 мм, длиной 100-150 мм и шириной 50-70 мм. Пластину затачивают под прямым углом к боковым поверхностям. Иногда приходится циклевать узкие и вогнутые места, тогда затачивают цикли нужной формы из обломков пил, ножовок, дисков и фрез.

Работоспособность режущего инструмента зависит от качества его заточки. Для заточки необходимо иметь точило с электрическим приводом и набор точильных (шлифовальных) кругов. Шлифовальные круги приобретают в инструментальных магазинах и выбирают исходя из следующих требований: форма круга - в зависимости от вида затачиваемого инструмента, диаметр отверстия - по валу точила, наружный диаметр - по допустимой окружной скорости, зернистость.

Шлифовальный круг насаживают на вал точила между двумя шайбами с прокладками из плотного картона и надежно зажимают гайкой. Заметное биение круга на валу не допускается. Точило должно иметь легко передвигаемую площадку для упора затачиваемого инструмента и надежный защитный кожух. При заточке инструмента следует пользоваться защитными очками.

Применяют заточку и переточку инструмента. Первая заключается в тонком снятии металла по всей площади фаски заострения. Переточка сопровождается снятием более толстого слоя металла и применяется для исправления лезвия в случае придания нового угла заострения или формы лезвия.

Заточку инструментов выполняют с соблюдением следующих основных требований. Прежде всего необходимо выдерживать заданные углы заострения и форму лезвия. Режущая фаска должна быть ровной, острота - без заворотов и заусенцев. Засинение инструмента крайне нежелательно.

Пилы для поперечного резания, ножовки и лучковые, затачиваются личным трехгранным напильником с помощью простого приспособления. В настольные тиски зажимают деревянный брусок длиной 300-350 мм с площадкой, скошенной под углом 45 градусов. На эту площадку укладывают полотно пилы или ножовки и зажимают деревянной планкой с помощью шурупов. Вытачивают сначала зубья одной стороны, передвигая полотно с участка на участок. Затем полотно переворачивают и затачивают зубья с другой стороны. При заточке напильник должен двигаться по прямой и снимать равномерный слой металла по всей его высоте с некоторым углублением пазухи.

Стамески, рубаночные железки и другой инструмент с прямым или выпуклым лезвием затачивают на боковой или верхней полости шлифовального круга и осторожно подводят к нему.

Инструмент с криволинейным лезвием следует точить так же, но прижимать к кругу с поворотом вокруг оси инструмента - путем обкатки по плоскости круга, не допуская засинения.

После заточки на фаске инструмента остаются риски, которые выходят на режущую кромку и ухудшают ее стойкость и режущие свойства. Для повышения чистоты заточки лезвия, снятия заусенцев инструмент правят.

Для правки применяют микрокорундовые оселки и шкурки. Инструмент накладывают фаской на смоченный водой оселок и продольно круговыми движениями правят. На шкурках инструмент правят так же, но всухую на ровной доске. Чтобы было удобно снимать завороты и заусенцы в желобах полукруглых стамесок, клюкарз, кусочками шкурки обертывают круглую деревянную палочку, превращая ее в подобие круглого оселка.

В процессе работы правку лезвия инструмента приходится периодически повторять по мере его затупления.

Первоисточник: 
Музейная реставрация мебели. Мукин И.М.; СПб., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.