ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Колористика в реставрации

Аватар пользователя Сергей Сергеевич
пример обработки колорометрических измерений

В конце июня, на Круглом столе ГосНИИРа по мездровому клею мною был сделан доклад: «Измерение, Контроль и Управление цветом в реставрации». Казалось бы, что данная тема напрямую не имеет отношения к теме собрания, однако реплика представителя ВХНРЦ об изменении в ходе реставрации цвета грунта (втором доклад)  и реакция на мой доклад технологов ГосНИИРа показало, что моего тема доклада в действительности была актуальна и в таком узком по тематике собрании, как это.

Теперь кратко о диапазоне проблем, покрываемых дисциплиной «Колористика в реставрации»:

ХРАНЕНИЕ

Ряд художественных, декоративных и конструкционных материалов, к примеру, дерево, имеет высокую чувствительность к световому воздействию. Так какой-нибудь инкрустированный экзотичными породами дерева ламберный столик, чья поверхность циклически оказывается частично закрыта тенью, со временем становится неравномерно окрашенным. Если по данному предмету музейного хранения ведется журнал наблюдений, то зарегистрировать данный факт не составляет ни какого труда на этапе, когда изменения регистрирует прибор, но глаз их еще не различает.

Вообще светоуязвимыми являются многие органические материалы, в том числе масляные лаки старинных картин, в связи с чем картины существенно темнеют, особенно находясь в хранении без доступа необходимого для всякой живописи освещения. Сравнение параметров цвета в ходе хранения (да и в ходе экспозиции, в случае дефицита освещения) позволит специалистам объективно судить о вялых, но фактически идущих процессах.

И конечно, пациентом данного неразрушающего метода контроля должны стать объекты хранения и, особенно, экспозиции из бумаги. И так далее.

КОНСЕРВАЦИЯ

1 При укреплении разрушенного красочного слоя (в случае с клеевым красочным слоем - это практически правило) или грунта, не редко происходит изменение цветового оттенка одного или обоих составляющих, особенно при использовании клеев на растворителях. Таким образом объективно необходим контроль за изменением цветового тона путем измерения его до укрепления и после (в различных случаях экспозиция стабилизации клея в структуре укрепленного материала может колебаться от суток до нескольких месяцев).

2 Известны случаи рецидива бактериологического поражения красочного слоя в результате чего некоторые, например, свинцовые, краски изменяют свою тональность. Контроль за этим процессом дешевле и оперативнее вести не путем проведения микробиологического мониторинга, а путем проведения колориметрических измерений, которые, конечном, не заменяют микробиологического контроля.

И так далее.

РЕСТАВРАЦИЯ

Здесь применение колористики, если понимаешь суть метода, может оказаться просто важнейшей составляющей процесса. Извините, но мне придется капнуть вглубь. К сожалению не многие реставраторы знают, что один и тот же цветовой оттенок, который требуется воспроизвести, например, при тонировке утрат, можно получить смешением самых различных красок. Естественным результатом такого многообразия является изменение тональности тонировки при смене освещения. Иными словами говоря то, что замечательно смотрелось в реставрационной мастерской, будет выглядеть по крайней мере иначе в экспозиции и, как правило, уже совсем не удовлетворительно на выставке. И здесь не только требуется измерять цвет, но и правильно интерпретировать его результаты, а это уже - наука.

Приведу пример из прошлого. Перед Олимпиадой, в Кусково несколько раз собирали Реставрационный совет так как реставраторы который раз не могли попасть в тон оригинальной окраски одного помещения. Меняли реставраторов, давали множество советов, но результат был отрицательным. Я тогда был еще «зеленым» и только что перешел из реставрации станковой живописи в монументальную и никак не мог понять, каким образом мои старшие коллеги не могвт справиться с данной задачей. Сегодня для меня эта история имеет очень простое решение. Так вот, зная колористику, тогда решить ту задачу можно было в течении нескольких минут.

Приведу второй, уже современный, пример. При входе во двор Ново-Иерусалимского монастыря, всякий реставратор будет удивлен неестественным колоритом орнаментального пояса на барабане подземной церкви. Он рвет общую картину входя в конфликт и с рядом расположенными изразцами и всем антуражем. Причина - не знание реставратором законов колористики. Реставратор верно взяла тон, но даже не подумала, что это только треть дела. Две трети остались не решенными, в результате чего мы, после реставрации, имеем данную проблему. Кстати это типичная ошибка тандема ЦНРПМ-БалтСтрой. Еще хуже дело обстоит уже не с росписью, а с обычной покраской стен в интерьере. Они там ошиблись во всем чем можно было ошибиться: в тоне, насыщенности, яркости использованной краски. Впрочем, это, возможно, результат специфичного преподавания колористики в МАРХИ.

ВОССОЗДАНИЕ

При воссоздании особо крупных утрат живописи 18-19 столетий в храмах художники открыто эксплуатируют наработанную ими на росписи в особняках и ресторанах гамму живописи. В результате даже в случае иконографического и графического (при наличии соответствующих источников) совпадения с утраченным оригиналом, воссозданная живопись получается недостоверной и чуждой оригинальному интерьеру. Колористика устанавливает границы приемлемого при воссоздании, в результате чего вопрос воссоздания живописи становится управляемым, а результат предсказуемым.

С нынешнего года я выношу свои наработки пока в качестве оказания услуг (платных) и консультаций (бесплатных). Позже отдельные лекции по колористике для реставраторов будут опубликованы на YouTube, а еще позже, планируется издание книги. Время издания профессионального цветового круга, способствующего подбору красок, не понятно в виду сложности точного полиграфического воспроизведения семи с лишним сотен оттенков, содержащихся в нем. С использованием такого инструмента реставратор любого уровня мог бы без проблем составлять комбинации краски, исключающие ошибки в подборе тона. Если я решу все же открыть свой сайт, то лекции, многие тексты и справочные таблицы будут расположены в нем для свободного доступа.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(3 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
74
points

Было бы очень интересно познакомиться с Вашими рекомендациями. Особо эта тема была бы интересна в аспекте современных лакокрасочных материалов для различных типов поверхностей и т.п.
Как и где всё это можно было бы почитать?
Колористка - колористкой, но в реставрационном аспекте - это вообще особенный разговор, вероятно?
С уважением. Артем Петрович Конов - специалист по сохранению архитектурного наследия.

Артем Конов

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.