ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Реставрация монументальной живописи, обнаруженной при археологических раскопках - сравнительно новый раздел реставрационных работ. Археологические раскопки, широко развернувшиеся после окончания Великой Отечественной войны на территории республик Советского Союза, привели к открытию многочисленных памятников, на стенах зданий которых уцелели росписи. На современном этапе развития реставрационного дела сохранить такие росписи можно только сняв их с полуразрушенных стен, смонтировав на новое основание и поместив в музейные условия. Метод, позволяющий успешно решать эту задачу был разработан в конце 40-х - начале 50-х гг. ведущим реставратором Государственного Эрмитажа П.И. Костровым.

Метод складывался из двух этапов работ - полевого и лабораторного, взаимосвязанных определенной последовательностью, два этапа реставрационных процессов определили ряд методических требований, прежде всего, к выбору закрепляющего материала. Помимо основных требований, предъявляемых к этого рода материалам (прочность, долговечность, светостойкость, инертность), на первый план выдвинулись еще три: 1) способность закрепителя (растворов) обеспечить в полевых условиях глубинное закрепление пористых штукатурок, 2) обратимость, т. е. возможность повторного или неоднократного растворения закрепителя, поскольку начатая в поле обработка должна быть продолжена в лаборатории, иногда через значительный промежуток времени, 3) возможность применения данного закрепителя в различных условиях (температурно-влажностные показатели, обстоятельства находки и др.), а также при различных материалах и технике живописи.

При разработке метода учитывались существующие в нашей стране и за рубежом способы снятия живописи со стен зданий, однако специфика материалов открываемой живописи и условия археологических раскопок требовали иных решений и, прежде всего, в подборе закрепителя. В качестве основного закрепляющего материала был выбран синтетический полимер - полибутилметакрилат.

Метод был создан для обработки клеевой живописи на лессовой основе, затем использован для расписной лессовой скульптуры, а позже, с некоторыми изменениями, был распространен на фресковую и энкаустическую роспись и некоторые типы водо-размываемой живописи на различных основах.

Этим методом, основанном на применении полибутилметакрилата, лабораторией реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа, были сняты со стен и обработаны большие комплексы настенных росписей и лессовой скульптуры из открытых археологами памятников в раннесредневековых городах и поселениях Средней Азии (VII—VIII вв.) - городище древнего Пенджикента, Аджина-тепе (Таджикистан), Варахши (Узбекистан), Красная речка (Киргизия) и др., а также комплексы фресковых росписей при раскопках в Смоленске (XII в.) и Пскове (XIV в.), энкаустическая живопись из раскопок Нимфея (III в. до н. э.).

На протяжение пятидесятилетней практики метод развивался и совершенствовался; были выявлены новые возможности основного закрепляющего материала, введены новые приемы обработки.

Закрепление живописи, лежащей на пористой, непрочной основе представляет известные трудности, так как, во-первых, закрепитель приходится вводить в значительном количестве через красочный слой, а во-вторых, пористая основа требует значительно большего количества закрепляющего состава, чем красочный слой.

Клеевая живопись на лессовой штукатурке и фресково-темперная на известковом основании различны по материалу и технике, однако, они обладают некоторыми качествами, позволяющими объединить подход к решению вопросов их закрепления.

Для обоих типов живописи, в большей степени для клеевой, характерен неровный, пористый микрорельеф, в сильной степени рассеивающий отраженный свет, что создает впечатление матовой поверхности. Утрата связующего, наблюдающаяся у росписей, открытых при археологических раскопках, еще усиливает это явление и способствует снижению цветовой насыщенности. При введении закрепителя, (пористая основа требует значительного его количества), происходит изменение характера красочного слоя: поры его заполняются связующим, живопись приближается по типу к масляной или лаковой, и как следствие изменения характера отражения и преломления световых лучей, изменяются цветовые качества - появляется большая насыщенность, сопровождаемая потемнением. В какой-то степени это состояние характерно для росписей и в момент их открытия, когда штукатурка и красочный слой влажные, поры насыщены водой и поверхность дает менее рассеянное отражение лучей и большую насыщенность цвета. После испарения влаги поры открываются, выявляется микрорельеф, усиливается рассеивание лучей, уменьшается глубина проникновения их в толщину слоя и отсюда - высветление и уменьшение насыщенности цвета. Аналогичное явление будет происходить, если уменьшить количество связующего в красочном слое. Степень его уменьшения определяется минимальным количеством закрепителя, который должен удержать красочный слой на пористой основе.

Вместе с тем следует учитывать, что красочный слой росписей, открываемых при археологических раскопках, утратил не только связующее, но и часть пигмента, иногда сохранив лишь его незначительные остатки. Вследствие этого зачастую изображения оказываются настолько стертыми, что читаются с большим трудом, для росписей такой сохранности возможность регулирования количества полимера имеет большое значение, поскольку этим можно выявить остатки цвета и в некоторой степени компенсировать утрату пигмента.

Первоисточник: 
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК. ГЭ ЛНРМЖ, С-П., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.