ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Реставраторы и деятели культуры обратились с открытым письмом к В. В. Путину с просьбой остановить приватизацию МНРХУ

Аватар пользователя Inform
103
points

Президенту Российской Федерации В. В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
За последнее десятилетие ситуация в деле охраны и реставрации памятников резко ухудшилась. Это связано не только с недостаточным финансированием, но и с установившейся порочной системой организации тендеров на проведение реставрационных работ, когда в результате конкурса к реставрации уникальных объектов культуры допускаются непрофильные организации, не обладающие необходимым опытом работ и кадрами аттестованных специалистов. Особо острое положение сложилось в области охраны и реставрации недвижимых памятников монументальной живописи. Некачественная реставрация и любой неверный шаг в работе на этих хрупких объектах ставит сохранность живописи под угрозу.
Число выдающихся ансамблей росписей (церковных и светских) постоянно сокращается. На протяжении истории нашей страны на ее территории были созданы, без преувеличения, тысячи шедевров монументальной живописи. К настоящему времени их насчитывается не более двух сотен. Причем состояние многих можно назвать аварийным и даже остро аварийным. Их сохранение, несомненно, должно являться приоритетной задачей для государства. Однако решить ее только путем выделения бюджетных ассигнований невозможно. Одним из непременных условий является наличие кадров высокопрофессиональных реставраторов, их обучение и повышение квалификации, прямая передача опыта и преемственность традиций.
В течение многих лет такие кадры собирались и воспитывались в МНРХУ (ФГУП "Межобластное научно-реставрационное художественное управление"). Именно в этой организации сегодня сосредоточены наиболее опытные, имеющие высшую квалификацию реставраторы всех видов монументальной живописи (а помимо этого - иконописи, масляной живописи, дерева, металла и т. д.). На протяжении нескольких десятилетий МНРХУ осуществляет реставрационные работы на самых древних, ценных и сложных объектах монументальной живописи во многих регионах России, в том числе в Новгороде, Пскове, Старой Ладоге, Тобольске, Осетии, в Казани и Свияжске. Именно ему было доверено работать с палеолитическими росписями Каповой пещеры в Башкирии, с фресками Андрея Рублева в Звенигороде и Владимире. Многие годы реставраторы МНРХУ восстанавливают росписи главных соборов государства в Московском Кремле.
Уже несколько лет группа специалистов МНРХУ, руководимая В. Д. Сарабьяновым, (безвременно ушедшим в апреле этого года), занимается раскрытием и консервацией древних росписей в Ливане, Египте, что является свидетельством того, с каким уважением в мире относятся к реставрационной школе России. В Белоруссии благодаря их труду был открыт и введен в историю искусства Древней Руси уникальный ансамбль росписей XII века в Спасской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке. За реставрацию Владычной палаты в Великом Новгороде бригада В. Д. Сарабьянова выдвинута на Государственную премию.
Однако в настоящее время в рамках программы приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, исполнителем которой выступает Минэкономразвития, начат процесс приватизации и преобразования ФГУП "МНРХУ" в акционерное общество. Параллельно происходит слияние с ОАО "Реставрационные компании", в результате чего сократилось количество договоров, далеко не все сотрудники обеспечены работой, утрачиваются профессиональные связи, растет количество бюрократии и тормозятся процессы принятия решений. Переподчинение нарушает всю систему функционирования предприятия и ведет к поглощению МНРХУ организацией, не обладающей достаточным авторитетом в профессиональном сообществе, чьи коммерческие принципы значительно отличаются от научных подходов и задач сохранения культурного наследия, приоритетных для МНРХУ. Подобные процессы уже привели к исчезновению таких реставрационных центров, как НИИ "Спецпроектреставрация" в Санкт-Петербурге и "Центрреставрация". Опыт акционирования этих организаций показал, что в рамках частного предприятия научно обоснованная реставрация оказывается неконкурентоспособной, так как является дорогостоящей и требует значительных временных затрат. В этой ситуации знания и опыт реставраторов становятся невостребованными, а уникальные коллективы профессионалов распадаются вместе с угасанием предприятий.
Утрата МНРХУ является реальной угрозой для сохранения древнейшего художественного наследия нашей страны. По своему значению для отечественной культуры ФГУП "МНРХУ" может рассматриваться как стратегически важное предприятие. Мы просим:
- исключить ФГУП "МНРХУ" из прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы;
- отменить распоряжение ТУ Росимущества в городе Москве N187 от 26.02.2015;
- сохранить автономность МНРХУ при непосредственном подчинении Министерству культуры;
- предоставить Межобластному научно-реставрационному художественному управлению государственный федеральный статус.
С уважением,
заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, руководитель секции "Памятники монументального искусства" НМС при МК РФ Л. И. Лифшиц;
заслуженный деятель искусств РФ, профессор, доктор искусствоведения, руководитель секции "Памятники архитектуры" НМС при МК РФ А. Л. Баталов;
доктор исторических наук, главный редактор журнала "Российская археология", руководитель секции НМС "Археологические памятники" Л. А. Беляев;
лауреат Государственной премии РФ, председатель ЦС ВООПИК, член совета по культуре и искусству при президенте РФ Г. И. Маланичева;
директор Музея им. А. Рублева, профессор, доктор искусствоведения Г. В. Попов;
доктор искусствоведения, профессор, заведующая сектором византийского искусства ГИИ, лауреат премии имени М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность, почетный член Христианского археологического общества Греции О. С. Попова;
член-корреспондент РАН, профессор, доктор искусствоведения Вл. В. Седов;
почетный член РАХ, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии президента РФ, профессор В. Ю. Абдрашитов;
академик Российской академии художеств, почетный строитель РФ, Москвы и Московской области, народный архитектор РФ, лауреат Государственной премии РФ в области архитектуры, премии правительства РФ, двух премий правительства Москвы, академик Международной академии архитектуры в Москве, президент Российской академии архитектуры и строительных наук А. В. Кузьмин;
координатор общественного движения "Архнадзор", член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству К. П. Михайлов;
Член Президиума РАХ, Народный художник РФ, лауреат Государственной премии Российской Федерации П.Ф.Никонов
лауреат Государственной премии, член-корреспондент РАХ, скульптор Д. М. Шаховской;
лауреат Государственной премии, член-корреспондент РАХ, керамист М. В. Шаховская-Фаворская;
заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей категории, профессор В. П. Бурый;
почетный член РАХ, народный артист России П. С. Лунгин;
член президиума Российской академии художеств, народный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ, проректор МГАХИ им В. И. Сурикова по творческой и выставочной работе, профессор Е. Н. Максимов;
доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора древнерусского искусства ГИИ, заслуженный работник культуры, главный хранитель Софийского собора Великого Новгорода Т. Ю. Царевская;
член президиума РАХ, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, директор Научного центра восточнохристианской культуры А. М. Лидов.
05.06.2015
http://newsru.com/ardocs/08j...

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
117
points

Интересно, конечно, подействует ли? Надо в ЮНЕСКО обращаться или к мировой общественности...

Подпись ещё не родилась.

Отправить комментарий

иск_сствоведение:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.