ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Краткое введение в Колористику для реставраторов

Аватар пользователя Сергей Сергеевич

Художник-реставратор сталкивается с проблемами сравнения, измерения и подбора цвета практически на каждом этапе своей работы.

При консервации он должен отслеживать, не изменился ли цветовой оттенок краски или грунта в результате применения того или иного полимера или его процентного состава. К примеру, если посмотреть на нынешнее визуальное состояние расписных изразцов храма Воскресения, опытный и не ангажированный реставратор сразу скажет, что при укреплении переборщили с полимером. Независимого читателя сразу хочу предупредить относительно возможных опровержений сказанному мною в Комментариях к этой заметке: ни Генпроектировщик ни Генподрядчик в отличии от меня не производили перед началом работ никаких спектрофотометрических измерений на изразцах в их состоянии «до реставрации».

При реставрации утрат художник-реставратор должен следить за тем, чтобы применяемая им палитра красок была тождественна палитре аутентичной живописи даже, если он, к примеру, употребляет для тонировок акварель, чем я лично занимаюсь уже не один десяток лет. Однако пока все работают «на глазок», что заведомо не правильно. Тому есть несколько причин и самая банальная – почти каждый десятый мужчина в большей или меньшей степени - дальтоник.

При воссоздании утраченных живописных композиций также стоит задача в адекватном подборе цветовой палитры, но уже на более углубленном уровне. Так, например, для тонировок локальных мест осыпей красочного слоя я могу не пытаться подделываться под палитру художника «в светах» или «в тенях», когда мастер не порой использовал две разные синие краски, обычно ультрамарин и берлинскую лазурь. На площади от долей до нескольких квадратных сантиметров мне достаточно имитировать необходимый тон тем же ультрамарином с помощью составления смеси из двух, максимум трех красок. При воссоздании живописи такой подход не даст нужного нам результата и нам придется всерьез заняться реконструкцией палитры старого мастера или группы мастеров. Тому, что это объективно необходимо, лучшим примером является раскраска интерьеров храма Воскресения Ново-Иерусалимского монастыря.

Согласно историческим сведениям и данных химического анализа остатков покраски стен храма, с середины 18 века они были действительно окрашены в синий цвет, но… Самый начинающий из начинающих художников-реставраторов знает, что различные по природе синие краски имеют весьма различные цветовые тона (подчеркиваю – не оттенки, а тона). Что говорят по этому поводу исторические источники и лабораторные исследования? А то, что в 18 веке это была берлинская лазурь, в 19 веке ее сменили смальта и ультрамарин. Теперь поезжайте в Новый Иерусалим и посмотрите, каким синим тоном выкрашены стены внутри храма? Как вы теперь убедились после реставрации храм предстанет перед глазами верующих и других посетителей раскрашенным на манер 19 века. При этом заметьте, в 18 веке интерьер был не только выкрашен берлинской лазурью, но и в легком полутоне, как это было принято в интерьерах рококо. То есть на стены с лепниной в рокальном стиле положена краска в стиле бидермайер. Да, не забудьте, что посреди ротонды стоит кувуклия, воссозданная в стиле барокко, то есть 17 столетия. Ну и как вам интерьер, в котором одновременно присутствуют стили 17, 18 и 19 веков. Это только аутентика. А совместно со следами реставрационного вмешательства 20 и 21 веков мы получили суррогатный интерьер из элементов 5-ти веков. Такой безвкусицы себе не позволяли даже в эпоху бидермайера. Лично для себя я сравниваю работу проектировщиков с произведением композитора, в котором скрипичные играют в одной тональности, духовые в другой, а хор поет в третьей.

На самом деле в интерьере храма Воскресения с цветом много других проблем, и именно они вместе взятые подвигли меня взяться за написание книги «Колористика для реставраторов». Согласитесь – художник-реставратор должен иметь инструмент решения проблем связанных с цветом, а у него не то, что должного инструмента нет, а сам дисциплина – «колористика в реставрации» отсутствует.

Предлагаемый вашему вниманию материал ставит целью анонсировать начало традиционного и видео публикаций отдельных глав книги «Колористика для реставраторов». В качестве примера, насколько предлагаемый инструментарий работает в самых различных областях практики – выбрана широко известная в Интернете задача с цветом платья.

И так. Однажды я получаю по электронной почте письмо от младшей дочери с вложением файла с изображением платья. Ну, строго говоря, когда ты не один десяток лет занимаешься реставрацией живописи, мозаики, архитектурной керамики и кое-чего другого - это не задача. На фоне простоты задачи я понимал, что здесь следует ждать некого подвоха, но все же сразу отправил ответ про «оттенок родственный крафту» (точнее обосновано реконструировать цвет в контражуре я не стал) и белый. Но в ответ я получил сообщение, что, якобы, на снимке изображено платье в черном и синем цвете. Для того, чтобы поставить точку в данном вопросе достаточно обратиться в любой цветовой модели, основанной на измерении цвета, насыщенности и яркости. Их много, но для простоты я выберу модель, представленную в ФотоШопе, а именно HSB. Для решения задачи с платьем нам потребуется снимать данные только одной координаты - «Н» (по-английски Hue - цвет). В чем этот метод, насколько он прост и точен вы сейчас убедитесь.

Шаг 1. Открываем файл с платьем в ФотоШопе.

Шаг 2. Выбираем инструмент «Пипетка».

Шаг 3. Начинаем снимать показания цвета в окне «Палитра цветов». Вот и вся работа.

Кстати Вам, как художникам-реставраторам, следует навсегда забыть о существовании широко известных всем цветовых моделей RGB и CMYK. И так, мы собрали некое количество значений параметра «Н». Что мы делаем дальше? Все очень просто. Наш параметр цвета «Н» в качестве единицы измерения имеет угловой градус. То есть он однозначно определяется местом на цветовом круге. Теперь если мы попытаемся нанести измеренные нами величины цвета на обод цветового круга, то окажется, что все они лежат в красно-желтом диапазоне спектра. То есть основной цвет, присутствующей в полоске, лежит в области красного – оранжевого – желтого цвета. Таким образом видение черного цвета – только иллюзия.

Резюмирую. Если у вас имеются данные по цвету в модели HSB, снимаемые в ФотоШопе в окне «Палитра цветов», с помощью обода цветового круга, вы точно знаете какой у вас цвет является основным. А вот для того, чтобы выяснить координаты цветового оттенка, например, остатков древней краски, или определиться с набором красок, необходимых вам для точного воспроизводства палитры старого мастера, вам надо будет почитать или, а в некоторой части – посмотреть, книгу «Колористика для реставраторов».

И еще несколько слов по поводу редкой цветовой иллюзии, которой является фотография с платьем. Сразу скажу, что не смотря на мое увлечение разного рода визуальными иллюзиями, такую мощную цветовую иллюзию я вижу впервые. Однако из-за занятости я не стал заниматься разбором природы такого эффекта. Возможно, эту задачу можно отнести к кругу «качественных» задач. Когда-то в далеких 60-х я много решал задач такого рода, но как потом выяснилось, некоторые мои решения, кстати, принятые на Всесоюзной олимпиаде по физике как верные, в действительности оказались ошибочными. Например, задача с переваливающейся из стороны в сторону уткой. Спустя лет 20 я обнаружил, что эта задача оказалась совсем не ординарной и требовала привлечения принципиально других знаний, нежели размещения центра тяжести. Так вот я не удивлюсь, если решение задачи с изменением цвета платья окажется столь же не тривиальным. Если кто-либо задумает ее решить, осмелюсь посоветовать начать с того, что сделать распечатку данного файла и посмотреть: будет ли меняться цвет платья в отраженном свете (экран монитора выступает как «проектор»). Если цвет изменяться не будет, то задачи тривиальна и вами уже практически решена. Если кто-то не понял в чем тут дело, то почитайте про приемы, с помощью которого Куинжи на своих выставках приводил публику в неистовство.

Успехов вам.

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

Средняя оценка
(3 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
145
points

Уважаемый Сергей Сергеевич! Любые исследования с помощью графического редактора несомненно интересны и полезны. Но не надо забывать, что мы имеем дело с цифровой записью цвета, сделанной при определенных условиях освещения. Эти исследования основаны на «плоских» цветах записи. В реальности, человек воспринимает цветовую палитру художника в пространстве (об этом можно долго и интересно говорить). Даже если взять ультрамарин современного производства и сопоставить с этим же пигментом другого времени, можно увидеть достаточно большую разницу, которую компьютер может и не заметить. Название пигмента – не эталон цвета! При воссоздании покраски стен в интерьере важно добиться визуальной идентичности, возможно и на других пигментах.

103
points

Согласен с Larsen (жаль не по русски...). Все это не просто и не так "ЗАЦИФРОВАНО", как кажется. Цвет, оттенок или тон в цифровом отражении различен при различных начальных параметрах освещения, фактуры материала и т.п. А в конечном итоге, вкусовые (цветовые!) пристрастия конкретного автора (специалиста, инспектора и т.д. и т.п.) очень влияют на окончательный выбор... Не так ли это? Наши визуальные восприятия очень различны...
Все не так просто; постоянно в этом убеждаюсь при "реставрационной" окраске помещений или фасадов.
С ув. АК

Артем Конов

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.