ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Свет | Влажность | Температура | Загрязнители воздуха | Насекомые | Хранение тканей в фондах | Хранение тканей на экспозиции | Открытая экспозиция | Закрытая вертикальная экспозиция | Закрытая горизонтальная экспозиция | Закрытая наклонная экспозиция


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СВЕТ

Все музейные текстильные изделия должны быть защищены от лучей прямого солнечного света. Солнце является источником и световых и тепловых лучей, действующих разрушающе как на самые волокна ткани, так и на их расцветку (красители).

Не менее опасны для волокна и источники сильного искусственного света, как-то многоваттные электролампы, дуговые фонари, лампы ультрафиолетового света и т. п.

ВЛАЖНОСТЬ

Особое внимание должно быть обращено на влажность воздуха. Для контроля за влажностью воздуха в помещениях должны быть установлены гигрометры и гигрографы; первыми пользуются для периодических наблюдений, вторые — автоматически регистрируют колебания влажности в течение суток или недели.

На основании систематических записей выводится график изменений влажности воздуха и разрабатываются мероприятия для создания соответствующего режима.

Приборы, установленные в помещениях, должны периодически проверяться по точным приборам, например,— аспирационному психрометру Асмана.

Относительная влажность воздуха в помещениях с текстильными изделиями должна быть не ниже 60 % и не выше 75 %. При большей сухости волокно пересыхает и становится ломким, при повышенной влажности создаются условия благоприятные для развития микроорганизмов (плесени). В обоих случаях возникает опасность быстрого разрушения ткани. В местах, не имеющих вентиляции, например в шкафах и ящиках, в которых хранятся ткани, легко могут возникать очаги застойной сырости, поэтому эти хранилища должны иметь вентиляционные отверстия с защитою от проникновения через них пыли.

Открывание форточки разрешается в зависимости от сухости или влажности помещения и метереологических условий. В случае необходимости полезно одновременно с открыванием окон или форточек открывать дверцы шкафов, крышки ящиков и перебрать хранящиеся в них ткани.

Во избежание пересыхания и резких изменений гигроскопической влажности волокна, нельзя хранить ткани в непосредственной близости от источников тепла (печи, батареи центрального отопления и т. д.).

ТЕМПЕРАТУРА

Нормальной температурой в музейных помещениях считается 18°С. Колебания температуры могут оказывать вредное влияние на ткани постольку, поскольку это в значительной степени сказывается на относительной влажности воздуха.

Открывать форточки для повышения или понижения влажности (метод весьма действенный) можно только строго учитывая показания термометров и гигрометров как внутри помещений, так и снаружи. Если в морозный день открыть форточку, то в помещении относительная влажность снизится (станет более сухо). В жаркий летний день, результат будет обратный — в помещении станет более сыро — процент относительной влажности повысится, хотя на первый взгляд казалось бы должно быть иначе. Это объясняется тем, что относительная влажность теплого воздуха больше чем в холодном.

ЗАГРЯЗНИТЕЛИ ВОЗДУХА

Наружный городской воздух в сильной степени загрязнен продуктами сгорания каменного угля, жидкого топлива и т. п.

Наиболее часто он содержит: сероводород, сернистый газ, аммиак, окислы азота. Все они действуют разрушающе на волокно, чернят металлические нити и т. д. не менее вредна и копоть, трудно удалимая из ткани.

Во время грозы воздух содержит озон и окислы азота, почему в это время не разрешается открывать окна.

Пыль заносится в музейные помещения посетителями, проникает через окна, двери и особенно через отопительно-вентиляционные каналы, почему хранить ткани в непосредственной близости от выходов отопительно-вентиляционной системы нельзя.

Действие пыли на ткани сказывается и механически, и химически, так как пыль содержит органические и минеральные вещества, в виде иногда очень твердых пылинок.

Кроме того, пыль чрезвычайно гигроскопична, почему на запыленной поверхности может создаваться кислотная или щелочная среда, что разрушающе действует на волокна. Твердые же песчинки способствуют разрушению волокна.

Музейные ткани можно чистить пылесосом, но с двух сторон и только широким наконечником, снабженным щетинной щеткой. Особую осторожность, работая пылесосом, надо соблюдать при чистке слабых ворсовых тканей, обеспыливая их через наложенный на них тюль или марлю.

НАСЕКОМЫЕ

Наиболее распространенными вредителями шерстяных тканей являются личинки моли. В году бывают два периода лёта моли: в феврале-марте и в августе-сентябре. Перед этими периодами необходимо тщательно перебирать ткани и проветривать их.

В качестве профилактического средства можно применять нафталин, но он чернит металлические вышивки.

Из мягкой мебели, зараженной молью, необходимо вынуть волос и заменить его или свежим волосом, протравленным водным раствором медного купороса, или каким-либо другим материалом, например, морской травой. Доступным и эффективным средством для борьбы с молью является гексохлоран и пиретрум — последний для человека безвреден.

ХРАНЕНИЕ ТКАНЕЙ В ФОНДАХ

Помещение должно быть по возможности изолированным от источников загрязнения воздуха и хорошо вентилироваться. Помещение необходимо постоянно очищать пылесосом и влажными тряпками.

Окна должны быть снабжены ставнями или занавесками, непроницаемыми для прямого солнечного света. Одновременно можно открывать и дверцы шкафов и форточки.

Должно быть организовано так, чтобы кубатура хранилища была использована максимально, но в то же время ткани должны быть легко находимы для контрольного обозрения и предохранены от разрушения.

1. Ткани в виде полотнищ хранятся на отдельных выдвижных полках в два-три ряда с прокладками из листов непроклеенной нейтральной бумаги, т. е. проверенной на отсутствие в ней свободной кислоты и хлора.

Шкафы должны быть изготовлены из сухого здорового дерева, иметь глухие дверцы для защиты от действия света и проникновения пыли.

Размеры шкафа должны допускать раскладку тканей по возможности без складок, но при этом нельзя упускать из вида и вопрос об удобстве периодических осмотров их.

Во избежание образования застойной сырости, шкафы оборудуются вентиляционными отверстиями, защищенными от проникновения через них пыли.

2. Ткани, размеры которых не позволяют хранить их в развернутом виде, должны храниться накатанными на валы, подвешиваемые в специально оборудованных гнездами шкафах, или в чехлах, защищающих от пыли и света.

Валы изготовляются из сухой, здоровой древесины (фанера).

3. Мелкие фрагменты тканей хранятся в отдельных коробках соответственной величины, расставленных на полках в один ряд, для удобства доставания и контроля.

Более крупные фрагменты хранятся в папках-конвертах.

4. Хранение шелковых тканей с живописью требует особого внимания, потому что шелк от времени теряет свою прочность (сечется). Если будет обнаружено сечение шелка или осыпание живописи, следует незамедлительно передавать такие ткани в отдел реставрации и консервации, для закрепления их.

Небольшие фрагменты тканей с живописью следует хранить в отдельных коробках или папках-конвертах, а большие — навернутыми на деревянные или картонные валики.

Валики с навернутыми на них тканями (живописью наружу), хранятся в шкафах, снабженных гнездами для вкладывания валиков. В гнездах валик лежит концами оси — стержня.

5. Ковры и шпалеры больших размеров хранятся навернутыми на валы с прокладкой нейтральной бумаги.

6. Знамена хранят навернутыми на древки, с прокладкой нейтральной бумаги, в тонких брезентовых чехлах. Древки устанавливаются в вертикальном положении в стойки с гнездами. Знаменные полотнища без древок хранятся так же как ткани с живописью.

7. Одежда с тяжелым золотом, серебряным и шелковым шитьем хранится в отдельных коробках.

Металлическое шитье прокладывается или обертывается папиросной бумагой.

8. Обычные одежды следует надевать на оплечье и помещать в чехлы из хлопчатобумажной ткани. Металлические украшения обертываются в мягкую папиросную бумагу.

В случае отсутствия чехлов одежда обертывается бумагой.

Одежды должны висеть свободно. Ни в коем случае нельзя держать в одном шкафу со здоровой одеждой одежды, зараженные плесенью, личинками моли и т. п.

9. Вязаные изделия кладут в коробки в развернутом виде во избежание деформации (вытягивания) их.

10. Головные уборы нужно хранить в отдельных коробках или на полках в шкафах с учетом описанных выше профилактических мер.

11. Веера из тканей и изделия из бисера всех видов помещают в специальные коробки в развернутом виде, во избежание сечения материала на сгибах.

12. Ткани на мебели, экипажах, каминных экранах и т. п. хранятся с принятием мер для защиты их от пыли и света.

13. Ни в коем случае нельзя этикетки приклеивать к тканям.

14. Этикетки, инвентарные номера и т. п. должны быть написаны или вышиты цветной ниткой на небольших кусках белой ткани и подшиты с левой стороны в одном из углов экспоната.

15. Знамена наиболее рационально хранить на древках. Для этого полотнище легко навертывают ровно и без складок на древко и не туго завязывают хлопчатобумажной лентой или мягким шнуром в трех местах: вверху, в середине и внизу. Если у знамени или кавалерийского штандарта имеются кисти, то их шнуры или тесьму вытягивают ровно вдоль полотнища и крепят теми же шнурками. Для предохранения полотнищ от пыли их обертывают бумагой (желательно нейтральной), надевают специально чехлы.

Лучшими являются чехлы, сшитые из тонкого холста или плотной хлопчатобумажной ткани серого, синего или защитного цвета.

Чехлы должны быть свободными, нескольких размеров шириной от 12 см до 30 см (в сложенном виде) с глухим конусообразным верхом и одним боковым швом. В нижней части чехла, предусматриваются завязки для стягивания надетого на древко чехла.

В таких чехлах ткань полотнища будет «дышать» и не сопреет. Ни в коем случае не следует пользоваться непромокаемыми чехлами из прорезиненной ткани или пропитанной смолистыми веществами (клеенка).

Для знамен с длинными навершиями в виде копий, как например у турецких знамен, удобнее употреблять чехлы в виде цилиндра с завязками у верхнего и нижнего концов.

Знаменохранилища оборудуются знаменными стойками с полугнездами, расположенными в четыре ряда в шахматном порядке.

Конструкция знаменной стойки.


Чертеж знаменной стойки на сто знамен. Собр. Гос. Эрмитажа.

У каждого полугнезда просверливается дыра, в которой крепят кусок шпагата длиной 65 см, согнутый пополам (2 завязки по 30 см). Этим шпагатом в полугнезда прочно крепится древко любого диаметра. Для этого берут рейку шириной 130 мм, просверливают 25 гнезд диаметром 50 мм на расстоянии 15 см от центров. Затем рейку распиливают пополам и получают две рейки шириной 65 мм с 25 полугнездами в каждой.

Каркасы красят, а рейки покрывают лаком. Промежутки между крайними и средними рейками используются для хранения в горизонтальном положении таких кавалерийских штандартов или ротных значков, которые не следует хранить со свернутыми полотнищами, первые из-за слишком толстой вышивки, вторые — из-за полотнищ, сплошь покрытых масляной краской, которая пересохла и трескается или слипается.

В каждой стойке можно поместить по 4 штандарта с каждого торцового края стойки — всего 8.

Штандарты лежат навершиями на торцовых перекладинах АА1 и ГГ1, а древки — на средних ББ1, ВВ1 (см. чертеж). От пыли развернутые полотнища закрываются оберточной бумагой.

В отношении помещения следует учесть то, что способ вертикального хранения требует высокого помещения, которое должно быть не ниже 4,5 м, исходя из возможной высоты древок. Поэтому, если потолок помещения ниже, то знамена хранят в горизонтальном положении, как штандарты.

ХРАНЕНИЕ ТКАНЕЙ НА ЭКСПОЗИЦИИ

1. Экспозиция тканей по своей технике может быть:

а) открытой,

б) закрытой, каждая из которых бывает: вертикальной, горизонтальной и наклонной.

ОТКРЫТАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

При открытой вертикальной экспозиции ткани наиболее доступны для обозрения, но недостатком ее является: отсутствие защиты от пыли и рук посетителей.

Если этот способ все же применяется, то следует принять следующие меры: вешать ткань под глухим карнизом для защиты ее от оседающей пыли; к карнизу подвесить плотные раздвижные занавески, которыми ткань прикрывается постоянно или в часы закрытия музея.

Открытая вертикальная экспозиция применяется обычно для декоративных тканей большого размера, как то: ковры, гобелены, портьеры.

Вдоль верхнего края ткани пришивается или приклеивается достаточной ширины полоса из прочного материала, которая прибивается к планке, снабженной крючками для подвески ткани на стене.

Ткань не должна касаться стены; между ней и стеной необходимо оставлять воздушную прослойку во избежание образования застойной сырости.

Для того, чтобы тяжелая ткань не провисала, к ней с левой стороны в вертикальном направлении пришиваются или наклеиваются полоски тесьмы из прочного не тянущегося материала, которые крепятся к верхней планке с расчетом равномерного распределения веса ткани.

На большие ослабевшие ткани следует нашивать или наклеивать еще и диагональные полосы тесьмы для получения конструкции, которая способствует равномерному переносу тяжести всего полотнища на верхнюю планку.

Совсем слабые ткани предварительно должны быть наклеены на тюль.

Если при подвеске нижний край морщит, то для растяжки к нему подшивают или наклеивают полосу прочной ткани, которая прибивается к планке, как у верхнего края. Нижняя планка висит свободно на нижнем краю ткани и своим весом сглаживает морщинки, планка не должна быть слишком тяжелой.

На шпалеры могут быть нашиты с левой стороны полосы прочного материала, которые крепятся без излишнего натягивания к деревянной раме. Такое крепление к раме имеет целью разгладить складки шпалеры. Между шпалерой и стеной должен быть воздушный промежуток.

Необходимо периодически осматривать состояние стены за экспонированными тканями.

В случае обнаружения признаков сырости на стене, ткани нужно немедленно снять для просушки, выяснить причину появления сырости и принять соответствующие меры.

Знамена экспонируются обычно открыто, причем древки должны быть в горизонтальном положении, а полотнища висеть ровно, по возможности без складок и на высоте, недоступной для рук посетителя.

Открытая горизонтальная экспозиция применяется для показа таких тканей, как скатерти (положенные на стол), сидения стульев, диванов, ковры в комплексных экспозициях и т. п.

В этом случае ткани доступны для обозрения, но совершенно не защищены от пыли, что и является отрицательной стороной этого способа. Мерой защиты являются чехлы, одеваемые в часы закрытия музея, или покрытие стеклом без нажатия на ткань.

Мебельные ткани должны быть покрыты вне часов осмотра музея чехлами. Наиболее ценная мебель должна быть снабжена шнурками нейтрального цвета, привязанными, например, к ручкам кресел и т. д.

ЗАКРЫТАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Закрытая вертикальная экспозиция является наиболее распространенным и удобным способом показа тканей и удовлетворяет требованиям консервации и профилактики.

Ковры, шпалеры и другие ткани большого формата крепятся обычным способом к стенке витрины, в которой ткань экспонируется. Стекло витрины ни в коем случае не должно прилегать к ткани.

Фрагменты археологических тканей, как правило, перед окантовкой должны быть очищены, продезинфицированы и закреплены. Если фрагменты не наклеены на тюль, а только закреплены, их следует нашить на тюль или марлю и вклеить в паспарту или рамку такой толщины, чтобы ткань не выступала из него и не касалась стекла. Тюль или марля окрашивается в нейтральный цвет.

Для возможности обозрения левой стороны ткани в тюле или марле вырезывается окно.

Окантовка может быть двух типов:

а) стекло с обеих сторон (в этом случае ткань можно рассматривать с двух сторон);

б) стекла с лицевой стороны.

Такая окантовка применяется в случае, если левая сторона фрагмента не представляет интереса. В окантовке должны быть вентиляционные отверстия (проколы в рамке внизу и вверху).

Ткани с живописью экспонируются аналогично коврам и шпалерам.

Одежды выставляются в вертикальных витринах на манекенах или на оплечьях.

Веера экспонируются или в отдельных вертикальных витринах или в общих, обязательно в развернутом виде и на специальных подставках.

ЗАКРЫТАЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Она применяется реже, нежели вертикальная, для экспозиций ковров, шпалер, одежд и т. п., вертикальная экспозиция которых нежелательна по искусствоведческим мотивам или из-за ветхости тканей. Для этой цели изготовляются горизонтальные витрины достаточной величины и глубины.

Стекло не должно касаться тканей. Витрина снабжается вентиляционными отверстиями и занавесками.

ЗАКРЫТАЯ НАКЛОННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Такая экспозиция применяется в тех случаях, когда рисунок ткани может быть рассмотрен только при определенном угле падения света на него.

Таким способом следует экспонировать большинство археологических тканей с тканым рисунком, так как при вертикальной экспозиции такой рисунок почти незаметен.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.