ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

МОНТАЖ И ХРАНЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, МЕБЕЛИ, ДОМАШНЕЙ УТВАРИ И ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИЗ ДЕРЕВА

Сальников А.В.

Монтаж и хранение музейных предметов из дерева на постоянной экспозиции требуют соблюдения обязательных условий и, в первую очередь - рекомендуемых параметров температуры и относительной влажности окружающей среды. Кроме того, для обеспечения сохранности экспонатов учитываются такие параметры, как роза ветров, климат в зоне расположения здания, его этажность, расположение окон экспозиционных залов и т.д. От этого зависят особенности установки систем фильтрации поступающего в залы воздуха, возможных устройств увлажнения и осушения воздуха, вентиляции и отопления залов. При этом необходимо следить, чтобы экспонаты находились на расстоянии не ближе 1,5 м от перечисленных приборов, оборудованных регуляторами температуры, защитными экранами, жалюзи, изменяющими направление светового, воздушного или теплового потока. Отсутствие такой защиты может привести к короблению древесины, ее усадке и растрескиванию.

Необходимость очистки воздуха в музеях, расположенных в городе, вызвана загрязненностью его пылью и различными химическими веществами. При попадании на открытые поверхности экспонатов в условиях повышенной влажности они образуют соединения, которые разрушают не только покровные пленки, но и древесину.

Для хранения экспонатов, выполненных из дерева, оптимальным режимом хранения считается: температура окружающего воздуха 18-20°С, относительная влажность 55-60 %. Суточные колебания температуры не должны превышать 1°С, а влажности-5 %.

Следует различать такие понятия, как «допустимые» и «оптимальные» значения параметров. В диапазоне «допустимых» значений не происходит существенного разрушения материалов. Нижняя граница допустимых значений температуры составляет 15°С, верхняя - 24°С. Нижняя граница допустимых значений относительной влажности - 40%, при меньшей влажности происходит обезвоживание материала, вызывающее его ускоренное старение и деструкцию. Верхняя граница диапазона допустимых значений относительной влажности воздуха - 65%, выше которой происходит развитие микроорганизмов и спор, осевших на поверхность предмета.

При соблюдении рекомендуемых условий хранения вероятность развития плесени на произведениях искусства минимальна. В случае выявления поражения экспоната микроорганизмами или насекомыми необходимо принять срочные меры по его изоляции с целью защиты других предметов для последующей специальной обработки и реставрации.

Следует избегать установки предметов в зонах постоянных или периодически возникающих сквозняков, вблизи дверных или оконных проемов. Повышенное движение воздуха у поверхности предмета вызывает нарушение температурно-влажностного баланса в деталях экспоната и приводит к его постепенному разрушению. Рекомендованная подвижность воздуха в зоне размещения экспонатов 0,1 -0,2 м/сек.

При расположении экспонатов вблизи окон необходимо избегать попадания на них прямых солнечных лучей, так как это приводит к выгоранию древесины, красок, изменению цвета и повреждению лаковой пленки, неравномерному нагреву поверхности предмета, деформации отдельных деталей и как результат - разрушению экспоната. Освещенность экспоната во многом определяется материалом, из которого он изготовлен, степенью сохранности самого экспоната, а также включенных в него декоративных элементов. Так как экспонаты, выполненные из дерева, относятся к группе III светостойкости, то показатели освещенности для них могут находиться в пределах 75-150 лк. В залах, где планируется экспонировать живопись на деревянной основе или расписные предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе и мебель, необходимо соблюдать щадящий режим освещенности экспонатов (30-50 лк).

Для защиты музейных предметов, находящихся в условиях открытого экспонирования, особенно в зоне прямого доступа, устанавливаются ограждения, снижающие возможность прямого контакта посетителей с предметом. Такие экспонаты регулярно обследуются с целью определения их состояния, очистки от поверхностных загрязнений и пыли. Все реставрационные и профилактические мероприятия должны проводиться квалифицированными специалистами либо под их наблюдением.

Наибольшую сложность для экспонирования представляют музейные предметы, состоящие из различных материалов (дерево, кость, перламутр, черепаховый панцирь, металл, ткань, кожа, стекло, керамика, живопись по грунтам и без грунта и др.). Главные проблемы возникают на их стыке, в местах крепления и приклеивания.

Из-за разницы физико-химических свойств, особенно при резких изменениях условий хранения, в материалах возникают напряжения, разрушающие искусственные связи между слоями, а впоследствии и сами материалы. Появляются вздутия, расслоения материалов, трещины, кракелюр, осыпи, сползания слоев и др. При экспонировании таких предметов необходимо создавать условия, отвечающие требованиям хранения наименее стойких материалов.

Мелкие и особо ценные предметы, а также предметы, вызывающие трудности при профилактических обработках, экспонируют в витринах.

При перемещении экспонатов из фондов, где они длительное время находились в относительно стабильных условиях, необходимо обеспечить минимальные изменения этих условий.

Для безопасной транспортировки, особенно крупногабаритных предметов, следует четко представлять, по какому маршруту будет организована их переноска. Разработка маршрута должна включать обмеры всех проемов, габариты лифтов, радиусы разворотов между лестничными маршами и т.п. Предметы тщательно упаковывают, защищая их от всех возможных вредных воздействий.

При монтажных работах переносить экспонаты должны не менее двух рабочих под наблюдением или в сопровождении реставратора для контроля и инструктажа. Монтажники обязаны работать в спецодежде и перчатках для обеспечения защиты предметов от повреждений и загрязнений. При монтаже нельзя использовать материалы, повреждающие основу экспонатов и оставляющие на поверхности следы (синтетические и силикатные клеи, скотчи, гвозди, металлические крепежи, не обработанные антикоррозионными составами, и т.п.). Монтажные материалы должны быть инертны к физическому и химическому воздействию, обладать устойчивостью и достаточной прочностью при возникновении нагрузок, не быть слишком громоздкими, яркими, блестящими, изменяющими цвет памятников, нарушая их художественный образ. Применение тонированных стекол, усиленных элементов монтажных конструкций, пониженного уровня освещенности допустимо только в тех случаях, когда необходимо обеспечить большую сохранность памятника.

Возникновение экстремальных обстоятельств, вызывающих резкое изменение условий хранения экспонатов, должно быть немедленно устранено.

При резком повышении влажности воздуха экспонаты немедленно переводят в другие помещения, более пригодные для хранения, обработки и выдержки с целью стабилизации их состояния. Сами помещения необходимо просушить, провести их ремонт и антисептическую обработку (все меры должны согласовываться с обстоятельствами).

При резком понижении влажности воздуха (сухости) в помещении нужно: установить увлажнители воздуха, понизить температуру, организовать его проветривание (в зависимости от обстоятельств).

При поражении экспоната грибками необходимо изолировать места поражения и провести антисептическую обработку пораженных участков, после чего направить экспонат в реставрацию для удаления следов поражения и применения антисептиков (в зависимости от степени повреждения предмета).

Прирезком снижении температуры воздуха следует установить обогреватели или любые другие приборы, повышающие температуру.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций желательно участие таких специалистов, как климатолог, энтомолог, миколог, химик и обязательно реставратор.

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.