ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Марченкова А.Д.

Во всех музейных собраниях древнерусского искусства возникают приблизительно одни и те же проблемы, связанные с вопросами особых условий хранения произведений темперной живописи.

Прежде всего, нужно сразу остановиться на вопросе: что же такое икона и почему она должна храниться в специальных условиях? Вот что говорил известный русский философ И.В.Киреевский об иконе: «С горячим упованием глядел я на святые черты, и мало-помалу тайна чудесной силы стала мне уясняться. Да, это не просто доска с изображением... целые столетия поглощала она потоки страстных возношений, молитв людей скорбящих, несчастных, она должна была наполниться силой, струящейся из нее, отражающейся от нее на людей. Она делается живым органом, местом встречи между Творцом и людьми»1.

Музеи, владея таким историческим и духовным богатством, в меру сил и финансовых возможностей должны сохранять и беречь наследие наших предков, сознавая, что икона не просто экспонат, или «доска с красками», это великий вековой внутренний потенциал многих поколений людей, связывающих с иконой свои судьбы и судьбы нашей Отчизны

Подавляющее большинство произведений станковой темперной живописи - это иконы, написанные на дереве, поверх которого нанесены паволока или холст, затем грунт, в иконописании называемый «левкас», далее - красочный слой и последний слой - покровный: это либо олифа, либо лаки на смоляной основе.

Все эти слои имеют различные свойства, как химические, так и физические. Именно в связи с многослойностью икон возникают основные проблемы их хранения.

Помещение для хранения экспонатов древнерусской живописи должно быть сухим, проветриваемым, с постоянными температурой и влажностью Желательно, чтобы экспонаты хранились отдельно от музейных предметов другого вида, например текстиля.

Помещение оборудуется стеллажами или шкафами с полками, желательно соответствующими размерам икон. Каждой иконе присваивается инвентарный номер и определяется постоянное место хранения. Иконы не должны храниться штабелями, стопками, приваленными к стене. Между ними помещают прокладки-подушечки, имеющие определенную форму. Иконы расставляют на стеллажах «лицом к лицу», тыльной стороной к тыльной стороне. Прокладки-подушечки располагают между лицевыми сторонами. Подушечки набивают ватой или синтепоном, но ни в коем случае не войлоком, который может стать рассадником моли и других насекомых.

Для икон плохой сохранности необходимо делать стеллажи с горизонтальным хранением. Во избежание попадания пыли экспонаты рекомендуется закрывать калькой или другими неворсистыми бумажными материалами.

Стеллажи не располагают рядом с батареями и на пути открытого потока воздуха (сквозняка). Иконы ни в коем случае не хранят на полу или на небольших брусках, так как при влажной уборке помещения можно нечаянно намочить их край, и в этом случае понадобится вмешательство реставратора.

Рекомендуемая высота длинных и узких скамей для работы искусствоведа с памятником - 40-70 см от пола, чтобы уменьшить риск нанесения экспонатам механических повреждений (например, полами одежды).

Перемещать икону из стеллажа на специально оборудованное место рекомендуется только в следующих случаях: 1) для профилактического ее осмотра, 2) для тематической работы с экспонатами, 3) при их аварийном состоянии.

Во всех других случаях памятники должны находиться на стеллажах.

Профилактический осмотр памятников необходимо проводить при хорошем косом освещении. В этом случае видны даже начинающиеся вздутия красочного слоя, шелушения, отслоения грунта с красочным слоем, рельефные «сгрибливания» олифы, ведущие к разрыву красочного слоя. При хранении икон в стеллажах нередко под окладами начинаются незаметные на первый взгляд разрушения, приводящие к у гратам грунта и осыпям красочного слоя. В таких случаях необходима реставрация иконы с демонтажом, который осуществляется специалистом. Особое внимание необходимо обращать на деревянную основу. Под воздействием изменений температурно-влажностного режима она может деформироваться и вызвать отслоение паволоки, разрушение грунта и красочного слоя. Необходимо осматривать дерево также на предмет энтомологического и микологического повреждения.

Всесоюзной центральной научно-исследовательской лабораторией консервации и реставрации (ВЦНИЛКР) музейных художественных ценностей Министерства культуры СССР были заложены основные принципы музейного хранения и экспонирования2, которые разрабатываются постоянно.

Микроклимат музейных фондовых помещений, включающий температуру, влажность, подвижность воздушных потоков, запыленность воздуха, газовый и аэрозольный его состав, искусственное освещение, определяет скорость физико-химического, физико-механического и биологического старения памятников. Действие этих факторов на материалы при длительном хранении настолько существенно, что их оптимизация является основным вопросом музейной климатологии.

Памятники темперной живописи состоят из самых различных материалов, соединенных в одном объекте. Все эти материалы обладают собственными физико-химическими и физико-механическими свойствами и по-разному реагируют на окружающую среду. При неблагоприятных условиях хранения происходят изменение механических свойств, особенно на стыке материалов, их физико-химическое старение и биоразрушение.

Рассмотрим эти факторы.

Температура воздушной среды. Различные материалы при определенных температурах обладают минимальными внутренними напряжениями, характерными для их структуры. Отклонение от этих температур вызывает избыточные напряжения вследствие линейных и объемных изменений. При повышении критического уровня изменений происходит разрыв структуры. В первую очередь такому разрушению подвергаются экспонаты из дерева, бумаги, масляная и темперная живопись, состоящие из гигроскопических материалов, имеющие несколько слоев с различной структурой. У каждой структуры свои разные коэффициенты линейного и объемного расширения, что вызывает дополнительные напряжения между слоями.

Высокая температура, особенно на протяжении длительного периода, ускоряет химические и многие биохимические процессы, влияет на влагосодержание материалов, ускоряя их старение. Разрушительные тенденции значительно возрастают при быстром изменении температуры. Возникают внутренние напряжения, по своему характеру близкие к динамическим усилиям, при этом амплитуда колебания между высокими и низкими напряжениями может достигать критических величин.

Недопустимо понижение температуры окружающей среды ниже нулевого значения: в этом случае происходит фазовое изменение влаги - превращение ее в лед, объем которого, превышая объем воды, приводит к механическому разрыву материала. Разрушительное действие оказывает также неравномерность температурных полей в большом помещении при размещении в нем крупногабаритных экспонатов. Изменения оптимального температурного режима нарушают пористо-капиллярную структуру материала, что одновременно способствует его увлажнению или осушке.

Влажность воздушной среды. Равновесное влагосодержание материалов достигается их длительным хранением в определенной температурно-влажностной среде, при этом процессы сорбции и десорбции (поглощения или отдачи влаги материалом) практически затухают. Если температурно-влажностный режим нарушается, эти процессы возобновляются снова.

Нарушение равновесного состояния влажности экспонатов приводит к тому что меняется структурное состояние материала, вызывая его линейные и объемные деформации. Переувлажнение экспонатов при наличии в воздухе кислорода и озона ускоряет старение материала и обесцвечивание красок.

Содержащиеся в воздухе агрессивные газы (сернистый газ SO2, аммиак NH3, сероводород H2S и др.), сорбируемые материалами совместно с водяными парами, превращаются в соответствующие кислоты, разрушающие материалы экспонатов.

Пыль, находящаяся в воздухе, в зависимости от физико-химического ее состава, величины частиц и других ее свойств, загрязняет поверхность экспонатов и может инициировать деструктивные процессы в материалах при контакте с влагой.

Переувлажнение экспонатов, особенно при высоких температурах, ускоряет биологические процессы и приводит к образованию плесени, что ускоряет старение материалов.

Пересушка гигроскопических материалов нарушает их пластичность и вызывает растрескивание, коробление, расслоение и другие разрушительные процессы

Подвижность воздуха Повышенные скорости воздушных потоков у поверхностей экспонатов меняют структуру верхних слоев, масляной и темперной живописи, а также ускоряют тепло-влажностный обмен с окружающей средой.

При малой подвижности воздуха, особенно при сложном архитектурно-строительном объеме помещения или наличии в нем многочисленных перегородок и хранительского оборудования, образуются невентилируемые зоны с застойным воздухом. В связи с этим возникает необходимость проветривания музейных помещений, которое является единственным средством воздухообмена в музейных зданиях, оснащенных только системами отопления и не имеющих принудительной вентиляции.

Многолетние наблюдения за состоянием температурно-влажностного режима в различных музеях показали, что неправильно организованное, не сообразующееся с внутренним микроклиматом и наружными погодными условиями проветривание вызывает общие нежелательные изменения значений температуры и относительной влажности, резкие их скачки.

В отдельные периоды года проветривание становится решающим фактором поддержания определенного микроклимата помещений. Соблюдая все правила проветривания, какими бы незначительными они не казались, можно положительно воздействовать на температурно-влажностный режим помещений.

Допустимым диапазоном значений воздушных параметров в музее являются:

- температура воздуха 15-24°С,

- относительная влажность воздуха 40-65%.

Сочетание значений температуры (+22-24°С) и влажности 65% допустимо только на короткие промежутки времени, так как может произойти переувлажнение материалов и появиться опасность развития микроорганизмов.

Понятие «оптимальный» или «безопасный» диапазон воздушных параметров лежит в границах диапазона допустимых значений и означает сочетание значений температуры и относительной влажности, обеспечивающее стабильную воздушную среду и постоянство влагосодержания материалов, что является ключевым условием их сохранения.

Оптимальные воздушные параметры составляют:

- температура воздуха 18 ± 1°С,

- относительная влажность воздуха 50 ±5%.

Следует иметь в виду, что подвижность воздуха нормируется в рабочих зонах экспозиционных помещений и фондохранилищ. Таковыми в музеях являются зоны размещения экспонатов — на стенах, стендах, стеллажах и т.д.

Экспонирование произведений искусства в музеях и хранение их в фондохранилищах обязательно предполагают наличие определенной световой среды, создаваемой естественным или искусственными источниками света. Световая среда, являясь, с одной стороны, носителем и физическим фактором передачи информации о видовых свойствах экспонатов, с другой - ускоряет их естественное старение.

Обесцвечивание и разрушение материалов памятников под действием света происходит за счет так называемых фотоиндуцированных реакций, первопричина которых - воздействие фотонов электромагнитного излучения внешнего осветителя.

Различные типы используемых в музейном освещении источников света обладают разной фотохимической активностью, определяемой содержанием коротковолнового излучения в спектре. Особенно чувствительны к термическому воздействию излучения предметы из гигроскопических материалов, таких, как древесина, растительное волокно, живопись на дереве, клеи.

В темперной живописи происходит пожелтение лаков из-за окислительных реакций, активированных длинноволновой (красной) частью видимого излучения, а также ближней инфракрасной областью спектра. По этой причине большинство природных лаков в темноте имеет тенденцию к быстрому потемнению, вследствие чего хранение икон в абсолютно темных помещениях нежелательно. В то же время отмечается, что воздействие коротковолновой части видимого света (сине-фиолетовой) способствует высветлению даже пожелтевшего слоя лака.

Произведения темперной живописи относятся к группе III музейных предметов, обладающих низкой светостойкостью. Рекомендуемая норма освещенности этих экспонатов 30 -50 лк.

Скорость старения и разрушения памятников прямо пропорциональна интенсивности освещения в любом спектральном диапазоне, вследствие чего эта величина подлежит строгому нормированию в музеях, а музейные работники должны знать способы ее измерения и контроля.

Временные характеристики старения экспонатов из-за воздействия света ограничены, и с этим необходимо считаться. Многие коллекции экспонировались в прошлом в течение сотен лет, однако в большинстве случаев - при значительно меньших уровнях освещения, чем в настоящее время.

Сократить время световой экспозиции можно за счет варьирования расписания посещений таким образом, чтобы освещение включалось только на период показа. Другой возможный метод, используемый в музейной практике, заключается в замене одних экспонатов другими, когда произведения выставляют на определенный период времени, затем на несколько месяцев их убирают в запасники, а потом опять экспонируют.

В процессе монтажа многочисленных выставок музея выработаны определенные правила работы с экспонатами древнерусской живописи.

1. Щадящая упаковка при транспортировке до места экспозиции и осторожность при монтаже, так как монтаж и демонтаж являются одними из самых травмирующих памятники процессов. Именно поэтому на монтаже и демонтаже должен присутствовать реставратор.

2. При монтаже необходимо руководствоваться: а) размером и весом памятника; б) степенью его сохранности.

При этом используются следующие приспособления. 1. Для развески и щадящего крепления памятника разработаны скобы-захваты с прямым и диагональным («крест-накрест») сцеплением стальным кордом. Металл скоб и корда должен обладать устойчивостью к коррозии и достаточной прочностью. Корд должен иметь небольшой коэффициент линейного удлинения, а его толщина обуславливается силой натяжения по прямой и диагонали, а также весом экспоната.

2. Для металлических скоб используются изолирующие прокладки из амортизационного бескислотного и негигроскопичного материала. При таком способе монтажа исключена возможность механического повреждения деревянной основы иконы.

3. При размещении икон в витринах следует помнить, что все вспомогательные материалы должны быть инертны по отношению к экспонату.

4. При экспонировании икон с сильно разрушенной деревянной основой предусматривается крепеж на вспомогательную доску-подиум, которая в свою очередь крепится к стене.

5. Если стены экспозиционного помещения находятся в неудовлетворительном состоянии (возможное образование конденсата и др.), экспонат размещают на некотором расстоянии от стены.

Во всех случаях методика экспонирования произведений темперной живописи определяется Реставрационным советом с участием хранителя, реставратора, экспозиционера и монтажника. При этом особое внимание необходимо уделять световому режиму экспонирования в каждом конкретном случае.

В завершение необходимо подчеркнуть, что главная задача хранителей и реставраторов произведений темперной живописи -обеспечение их научно обоснованного режима хранения и экспонирования.

__________

1 Белинг М.М. Порт-артурская икона Божией матери. СПб , 2005

2 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР Министерство культуры СССР. М , 1984; Музейное хранение художественных ценностей Практическое пособие. ГосНИИР. М, 1995

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.