ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Мелихова И.А.

Необходимыми условиями сохранности документов на бумажной основе и книг являются контроль режима их хранения, правильный уход за ними и бережное использование, т. е. то, что поможет замедлить процесс химического разрушения и предохранить от механических повреждений. В соответствии с этим должны строиться принципы монтажа и хранения данных материалов на постоянной экспозиции.

Прежде всего необходимо учитывать свойства материальной основы документов, для которых применялись разнообразные органические вещества: бумага, ткань, кожа, клей. Именно эти органические вещества подвержены постоянному естественному старению Остановить процесс старения невозможно, однако можно принять соответствующие меры, чтобы его замедлить посредством создания более благоприятных условий хранения.

Физическая и химическая стабильность бумаги зависит от качества и способа обработки сырья, используемого при ее изготовлении, от состава чернил (если это рукопись), а также от дизайна и конструкции конечного продукта.

Методы массового производства привели к снижению качества бумаги. Целлюлозная бумага, выпускавшаяся после 1850 г., в отличие от более ранней - тряпичной, - может содержать некоторое количество свободных кислот. Со временем она становится хрупкой, ломкой и быстро разрушается. Переплетные процессы были упрощены в результате механизации, и во многих книгах текстовые блоки стали скреплять только при помощи клея. Однако и книги, сшитые нитью, особенно в кожаных переплетах, подвержены опасности повреждения в гораздо большей степени, чем принято считать (рис. 1).

Рис.1. Старопечатная книга XVIII в. с повреждением корешка

При отборе вещей на постоянную экспозицию хранители и экспозиционеры руководствуются в первую очередь степенью сохранности памятников.

Хранительские надписи и пометы, например инвентарные номера, должны быть сделаны аккуратно, мягким карандашом, без нажима во избежание продавливания. Это особенно касается вновь поступающих в музей документов. Пометы чернилами, сделанные на титульном листе книги, не поддаются удалению и при экспонировании мешают восприятию.

При подготовке к монтажу документов на бумажной основе любого типа никогда не следует пользоваться липкой лентой, скрепками, булавками, зажимами и канцелярскими круглыми резинками. Липкую ленту с бумаги можно удалить только посредством бензинового компресса, а скрепки и зажимы приводят к механическим повреждениям (рис. 2).

Рис. 2. Недопустимые заклейки скотчем на рукописном тексте (XVIII в.)

При монтаже книг необходимо учитывать, что книга - предмет со сложной структурой. Очень немногие книги можно открывать на 180° без риска механического повреждения. Настоятельно рекомендуется открывать любую книгу лишь на 120°, а книги с глухим корешком - не более, чем на 90°. Переплеты гораздо менее прочны, чем принято считать, и требуют особо осторожного отношения.

Не следует класть раскрытую книгу в переплете без отстава (рис. 3), плашмя на поверхность стола, так как рано или поздно дупло переломится по фальчикам или посредине корешка (рис. 4).

Рис. 3. Виды переплета: а - без отстава, б - с отставом

Рис.4. Нарушенное по фальчикам шитье вследствие неправильного хранения и использования книги

Крышки переплета часто держатся лишь на тонкой полоске кожи или ткани по рубчику (рис. 5, в). Такие книги нужно всегда класть на специальную подставку.

Традиционные деревянные пюпитры или подставки для чтения (плоские, с сильным наклоном) были причиной порчи многих книг, так как в их наклонном положении основная механическая нагрузка приходится на скрепление тетрадей книжного блока, что вызывает ослабление и разрыв корешка.

Для музейных экспонатов - как с глухим корешком, так и с корешком с отставом - наиболее подходящими являются подставки, на которых книга размещается под углом 20°, что удобно для восприятия. При этом книга должна быть открыта не более, чем на 120°, что обеспечивает надежную опору всему корешку. Подставка должна регулироваться, чтобы обеспечивать оптимальную поддержку хрупких соединений переплета с книжным блоком. В зависимости от того, где будет открыта книга - в начале, в середине или в конце, - можно регулировать количество дополнительных, плоских картонных прокладок под крышки переплета (см. рис. 5, а, б, в).

Рис. 5. Правильное экспонирование книги: а - раскрытая в начале; б - раскрытая около середины; в — раскрытая в конце

Материал для изготовления подставок: дерево, оргстекло, бескислотный картон. Форма подставки должна точно повторять контур открытой или закрытой книги. Сама книга прикрепляется к подставке специальными прозрачными монтажными полосками.

При монтаже бумажных и пергаменных грамот с большими сургучными печатями нельзя допускать, чтобы печати оставались на весу. Это касается как переноски документов, так и их экспонирования. Под тяжестью висячей печати неизбежны физико-механические изменения свойств и без того непрочного материала. Следовательно, экспонирование подобных документов в вертикальном положении исключается.

Грамоты с тяжелыми кустодиями и завесами также не подлежат вертикальному экспонированию. Их помещают в витрины в горизонтальном положении, на подложки из бескислотного картона с щелочным резервом. В зависимости от размера документы крепятся к подложкам с помощью бумажных «лапок» или специальной ленты. При этом используется мучной или крахмальный клей. Категорически запрещено применять канцелярский клей или ПВА (рис. 6).

Рис. 6. Пример воздействия силикатного клея на бумагу -видны белесые пятна

Задачу экспонирования отдельных документов с двусторонним текстом или двусторонними миниатюрами следует решать посредством изготовления двусторонних паспарту (рис. 7). Паспарту изготавливается из бескислотного картона, внутри крепятся уголки. В данном случае экспонирование будет вертикальным.

Рис. 7. Двустороннее паспарту с прямоугольными отверстиями для экспоната

Весь материал, используемый при монтаже, должен быть безвреден для документов. Это касается также и выставочных витрин. Материалы, из которых изготавливаются выставочные витрины или шкафы, должны быть химически стабильными и проверенными на возможность выделения вредных газообразных веществ.

Говоря о сохранности документов на постоянной экспозиции, нельзя не остановиться на таком моменте, как режим хранения.

Воздействие температуры, влажности, состояния атмосферного воздуха и вредных примесей в нем, освещенности вызывает или стимулирует процессы разрушения. Механизм разрушений может быть химическим, механическим или биологическим.

Химические реакции в материалах, содержащих органические вещества, идут активнее по мере повышения температуры и относительной влажности. Влага служит катализатором химических реакций, а повышение температуры ускоряет их. При повышении температуры на 10°С скорость химических реакций, приводящих к разрушению бумаги, удваивается. И наоборот, при понижении температуры на 10°С темпы разрушения снижаются.

Относительная влажность при этом должна быть низкой. Однако если книжные блоки из кожи или пергамена сохраняются в хорошем состоянии при низкой влажности, сам переплет неизбежно пострадает. Для поддержания его в «рабочем» состоянии необходима относительная влажность не менее 50%. Вызвано это тем, что органические вещества гигроскопичны. Они впитывают и выделяют воду по мере увеличения и уменьшения относительной влажности; в результате материалы, содержащие эти вещества, расширяются и сжимаются.

Понижение относительной влажности (менее, чем на 40%) замедляет процесс химических изменений, но при этом материальная основа документов становится более жесткой, ломкой, может потрескаться или сжаться.

Повышенная влажность (выше 65-70%) приводит к размягчению клеящих веществ и потере их свойств. Возникает также серьезная опасность появления плесени.

Идеального уровня температуры и относительной влажности для всех типов документов не существует. Принято считать, что температура 18-20°С и относительная влажность 50-55% являются оптимальными. При этом суточные колебания параметров не должны превышать 5%. Такие условия, поддерживаемые постоянно, позволяют добиться минимальных изменений материальной основы документов. В противном случае в материалах документов могут возникнуть необратимые изменения.

Но надо отметить, что относительная влажность зависит от температуры. Меняется температура - меняется и влажность. Если при повышении температуры содержание влаги в воздухе не увеличивается, относительная влажность автоматически понижается, что не способствует поддержанию эластичности документов.

Внезапное понижение температуры приводит к резкому подъему уровня относительной влажности и конденсации влаги, а следовательно, к появлению плесени и другим проблемам, вызванным избытком влаги.

Резкие колебания температурно-влажностного режима влияют на размеры и механические свойства органических материалов и могут привести к их повреждению. К визуальным повреждениям относятся отслаивание красочного слоя, коробление крышек книжных переплетов.

Резкие колебания температуры и относительной влажности могут причинить больше вреда, чем их постоянно повышенный уровень.

Загрязнение атмосферного воздуха и вредные примеси в нем - неизбежное явление в городских и промышленных районах - еще одна причина повреждения бумаги и других органических материалов.

Основные вредные газообразные примеси - это, как правило, продукты сгорания топлива. Такие примеси, как сернистый ангидрид (двуокись серы), сероводород, двуокись азота, соединяясь с влагой воздуха, образуют кислоты, которые вызывают повреждение материальной основы документов. Озон действует как очень сильный окислитель и причиняет вред всем органическим материалам. Частицы сажи, грязи и пыли способствуют истиранию, загрязнению и деформации материальной основы документов. Пыль и грязь, впитавшие газообразные примеси из воздуха, становятся очагами вредных химических реакций при осаждении на документах. Споры грибов и микроорганизмов живут на мельчайших частицах органических веществ, всегда имеющихся в составе пыли. Повышенная влажность стимулирует их жизнедеятельность, а также усиливает деструктивное влияние вредных примесей воздуха.

Свет - это энергия, а именно энергия нужна для начала химической реакции. Все световые волны - видимые, инфракрасные и ультрафиолетовые - способствуют разложению органических материалов при фотохимических реакциях. Свет приводит к ослаблению и ломкости целлюлозы, клея, ткани, кожи. Под воздействием света одни виды бумаги отбеливаются, другие - желтеют или темнеют; материалы и краски выцветают или меняют цвет.

Химические реакции, начавшиеся под воздействием света, продолжаются даже после того, как источник света удален и документы помещены в темное хранилище.

Повреждения, вызванные световым облучением, необратимы.

Одна и та же степень повреждения может быть результатом сильного, но кратковременного светового облучения, или слабого, но длительного. Световой поток в 100 лк, воздействуя на экспонат в течение 5 час, дает облучение 500 лк/час, эквивалентное освещенности 50 лк в течение 10 часов.

Источники видимых и инфракрасных волн, такие, как солнце и лампы накаливания, являются также источниками тепла Повышение температуры ускоряет химические реакции и влияет на относительную влажность.

Дневной свет содержит самую высокую долю ультрафиолетового, наиболее вредного для экспонатов, излучения, и поэтому его нужно пропускать через фильтры.

При экспонировании поток света, падающего на экспонаты, должен быть слабым. Рекомендуемая норма освещенности для старопечатных книг, кожи и пергамента - 50 лк; для рукописей, миниатюр, газет и журналов - 30-50 лк, а источник света лучше располагать не ближе 1 м от экспоната.

Особо чувствительные к воздействию света материалы, такие, как цветная бумага, газеты и некоторые виды переплетов (например, тканевые), а также чернила в рукописях и акварельные краски, не рекомендуется экспонировать дольше 60-90 дней.

Действие естественного освещения на памятники на бумажной основе должно быть исключено. Если такое условие невозможно, то витрины необходимо защитить фолиевыми пленками, которые снижают освещенность и ограничивают вредное воздействие ультрафиолета.

Надо помнить, что музей не магазин, где хорошо подсвеченная вещь будет лучше продаваться. Чтобы дольше приносить посетителям радость общения с экспонатами, музей должен уберечь свои шедевры от выцветания и порчи, которые несет с собой свет.

Практически любое здание с музейной коллекцией полностью зависит от работы городских коммунальных служб, являясь их невольным заложником.

Большинство зданий, где хранятся музейные экспонаты, оснащены только системами отопления, а значит, характерная особенность режима хранения в холодное время года - низкий уровень влажности, колебания которого зависят от изменений температуры на улице. Скачки влажности на фоне низких уровней особенно опасны для сохранности экспонатов из гигроскопичных материалов.

Если в помещении плохо загерметизированы окна или есть незакрытые воздушные каналы, оно будет в морозные дни зимы крайне сухим, с критическими для хранения экстремальными значениями влажности 10-20%.

В этой ситуации эффективной мерой оптимизации режима хранения может стать работа системы приточно-вытяжной вентиляции с увлажнением (работа парогенератора). Если эта система снабжена еще и холодильной машиной, а также надежной управляющей автоматикой, она уже будет иметь статус системы кондиционирования воздуха. Такая система обязана поддерживать заданные параметры и влажности, и температуры (во избежание перегрева или чрезмерного охлаждения), а также призвана очищать воздух от пыли, спор грибов и плесени

Зарубежные музеи практикуют эксплуатациию систем кондиционирования в музейных зданиях, но редкие из них расположены в таких суровых и контрастных погодных условиях, как музеи России.

Думается, пришло время, когда и наш музейный хранитель в полной мере понимает, что без вложения денежных средств в инженерные системы, поддерживающие оптимальные условия хранения, не следует ждать положительных результатов сохранности экспонатов.

Другой важной инженерной системой является система искусственного освещения в музейном комплексе. Искусственное освещение должно быть организовано так, чтобы на поверхности экспоната соблюдались нормы освещенности (мы помним, что это весьма низкие уровни) и при этом не искажалась бы цветопередача.

Организация искусственного освещения может оказаться очень трудной задачей в зданиях сложной архитектуры, в которых сам интерьер является экспонатом. В случае, если искусственное освещение сочетается с естественным, должна применяться система автоматики, которая при снижении уровня естественной освещенности может управлять системой искусственного освещения, а также светозащитой на окнах и на плафонах музейных зданий.

Если же музейные требования к инженерным системам не могут быть выполнены из-за экономии денежных средств, необходимо использовать локальные методы оптимизации климата в музее. К ним относятся средства нормализации температурно-влажностного режима, проветривание, увлажнение и осушение мобильными автономными электрическими аппаратами, использование сорбентов в герметичных витринах, а также нормализация светового режима (зашторивание окон маркизами и светозащитными шторами, нанесение на окна и плафоны пленки, предохраняющей от ультрафиолетового излучения и нагрева). Следует помнить, что в ясную погоду простая маркиза может снизить освещенность с 5000 до 500 лк, т. е. ущерб экспонатам будет меньше. Пленки на окна следует наносить и на северных фасадах здания, где уровни освещенности небольшие, но ультрафиолетовое излучение пасмурного неба может быть неожиданно высоким и сопоставимым с ясным.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что правильно созданный музейный климат является основой долгой жизни музейных коллекций.

Если идти по пути замены всех экспонатов муляжами, оставляя подлинники в запасниках, можно не беспокоиться о климате на экспозиции. Однако если музей ставит перед собой задачу экспонирования подлинников, правильные условия хранения и монтажа должны стать аксиомой для экспозиционеров.

Литература

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. М , 1984.

Колмакова Е А. Музейный климат - основа сохранности музейных коллекций СПб., 2005. №2(9).

Эдкок Эд.П. Основные правила хранения и использования библиотечных фондов, разработанные ИФЛА М., 2000

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.