ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 
Гарбар Н.М.

Наука о реставрации и хранении фотографий в музеях относительно молода - она насчитывает около 25 лет. Поэтому и основные принципы экспонирования фотографии были сформулированы только в последние годы, особенно после проведения серьезных фундаментальных исследований в области хранения фотодокументов.

В первую очередь это относится к длительности экспонирования фотографий на выставках. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых показано, что фотографии не должны долго экспонироваться на выставках и тем более находиться в постоянных экспозициях. Особенно осторожными надо быть при экспонировании альбуминовых, соленых и коллодионных фотографий, не говоря уже о таких ранних фотодокументах, как дагерротипы, ферротипы и пр.

Для сохранения возможности показа фотографического материала рекомендуются следующие меры:

- изготовление качественных электронных или фотографических копий, иногда даже с лучшим изображением, чем на оригинале; в данном случае это нисколько не умаляет ценности экспоната, а только говорит о хорошем отношении к фотоколлекции;

- ротация документов;

- помещение подлинников фотографий на короткое время открытия выставки и дальнейшая замена их копиями.

Рассмотрим, как правильно спланировать и подготовить выставку.

От правильного выбора фотографий для экспозиции зависит их дальнейшая жизнь. Критериями выбора должны быть не только эстетические факторы или их содержание, но и сохранность. Поэтому в организации фотоэкспозиции необходимо участие реставратора.

Выцветшие фотографии не должны отбираться на выставки, так как это может сократить срок их жизни. Разрушенные, порванные или загрязненные фотографии могут экспонироваться только после проведения предварительных реставрационных работ.

В случае плохой сохранности фотодокумента рекомендовано выставлять его копию.

При подготовке фотографий к выставке обязательно составляется паспорт сохранности, включающий и другие технические характеристики - вид фотографии, технику ее изготовления, размеры и др.

Если речь идет о передвижной выставке, необходимы следующие сведения:

- точный план экспозиции;

- страховка;

- точное описание состояния фотографий;

- описание экспозиционных помещений, его климатических параметров и освещенности;

- способ окантовки фотографий и описание витрин;

- описание паспарту и техники монтажа;

- способы упаковки и транспортировки;

- длительность выставки.

Все эти сведения должны быть письменно зафиксированы.

Для выставочных помещений существует несколько стандартов оформления панелей, на которых размещаются фотографии.

Температура в залах должна быть не более 20°С, причем недопустимы колебания температуры более 1-2°С в день.

Идеальным для хранения и экспонирования фотографий является интервал относительной влажности 30-50%, влажность 50—70% считается высокой, 70-100% - очень высокой. При этом нежелательны колебания относительной влажности более 2% в сутки.

Эти же условия желательно соблюдать и при перевозке, так как изменение температурно-влажностных условий губительно влияет на фотографии: в частности, образуются кракелюры или происходит деформация самих фотографий.

Для фотовыставок непригодны помещения с большими окнами, так как из-за прогрева солнечными лучами их трудно климатизировать. Если же это условие выполнить невозможно, окна снабжают плотными шторами или жалюзи. Желательно также, чтобы помещения не сообщались с входной или выходной дверью здания музея. Кроме того, надо иметь в виду, что относительная влажность зависит от количества посетителей в экспозиционных залах.

Фотодокументы чувствительны и к действию освещения, особенно в ультрафиолетовой области. Согласно ГОСТу1, фотодокументы относятся к группе III материалов с самой низкой светостойкостью. Уровень допустимой освещенности этой группы экспонатов 30-50 лк. Строго регламентировано и относительное содержание излучения в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне. Этим требованиям отвечают лампы накаливания, которые рекомендованы для освещения выставочных помещений.

В наибольшей степени световому разрушению подвержены раскрашенные вручную фотографии XIX в., а также ранние фотографии (соленая бумага, альбуминовые снимки, платинотипия, гуммиарабик) Освещенность таких экспонатов на кратковременных выставках не должна превышать 30-50 лк. Предпочтительно помещать их в горизонтальные витрины и прикрывать шторками.

Желатиновые POP-фотографии, коллодионные и желатиновые DOP-фотографии могут выдерживать освещенность 100 лк. Современные фотографии допускается экспонировать при максимальной освещенности 300 лк2 (на временных экспозициях).

Под действием света может изменяться тон фотографий, желтеют и разрушаются связующее и бумажная основа. Полиэтиленовый слой современных фотографий также может изменяться.

Солнечный свет, спектр которого включает все длины волн, непригоден для освещения фотографий. Даже рассеянный свет сплошного облачного неба разрушительнее, чем лампа накаливания. Особенно чувствительны к прямому солнечному свету цветные фотографии и слайды, меняющие под его воздействием цвета.

Паспарту защищают фотографии от механических повреждений и служат разделителем между фотографией и стеклом.

Картон для паспарту должен быть прочным (толщиной около 2 мм) и удовлетворять архивным требованиям - он должен быть бескислотный, без лигнина и наполнителей. Цветной картон, особенно черный, в случае попадании на него воды окрашивает фотографии и для изготовления паспарту непригоден

Оптимальным является двухслойное паспарту (книжечка) с окошком

Острые края паспарту заглаживают косточкой, чтобы они не повредили фотографии. На нижнем картоне сверхслойного паспарту с помощью уголков монтируют фотографию так, чтобы она могла легко выниматься.

Уголки изготавливаются из японской бумаги и приклеиваются метилцеллюлозой. Можно использовать готовые уголки из полиэфира с уже нанесенным на них клеем. Однако они деформируют углы фотографий.

При экспозиции альбомы с фотографиями необходимо монтировать в витринах. Рамы и стекло защищают их от механических повреждений. Рамы из металла (алюминиевые) предпочтительнее, чем деревянные (современные), в которых могут содержаться лигнин, клеи и формальдегид, наносящие вред фотографиям.

Стекло из пластика (plexiglas) предпочтительнее, чем силикатное, так как не бьется и дополнительно защищает от ультрафиолетовых лучей.

Для витрин рекомендуются стекло, металл, пластик. Прессованные материалы (например, ДСП) непригодны.

При демонстрации альбомов иногда используются мониторы, на которых посетители могут увидеть все фотографии.

И, естественно, важными условиями организации экспозиции являются соблюдение противопожарных мер, недопустимость протечек и обеспечение охраны экспонатов.

__________

1 Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов. Методика поверки. ГОСТ Р 8.586-2001 М., 2001.

2 Fotografien in Museen, Arehiven und Sammlungen. Weltkunst Verlag. Munchen, 1994.

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.