ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Водзинская Е.Э.

Музейное оружие представляет собой группу сложных предметов, детали которых сделаны из разнообразных материалов: металлов (сталь, железо, бронза, серебро, латунь, золото), дерева, кожи, кости, рога, драгоценных и полудрагоценных камней. И каждый из них требует особых условий хранения и экспонирования, определенного температурно-влажностного режима. В практическом пособии «Музейное хранение художественных ценностей»1 определен температурно-влажностный режим для каждого из указанных выше материалов, а также предлагается оптимальный вариант климата в экспозиции и фондовых хранилищах (температура 18 - 22°С, относительная влажность 55-60 %). И все же металл является основным материалом в этой группе памятников. Поэтому в настоящей работе рассмотрены вопросы, касающиеся в основном его сохранности.

Загрязненность атмосферы, перепады температуры и повышение влажности, которые, как правило, наблюдаются в момент окончания и начала отопительных сезонов, могут привести к активизации коррозии металлов, из которых сделаны стволы, замки, клинки, эфесы, приборы ножен и огнестрельного оружия. В качестве характерного примера пагубного влияния повышенной влажности на сохранность музейного оружия можно привести разрушение серебряных рукоятей шашек, которые оружейники Кавказа и Закавказья в 1920-1930-е годы монтировали на гипс. Впитывая влагу, гипс сильно расширяется и рвет смонтированный на него металл.

Важную роль в вопросе сохранности оружия играют материалы, из которых изготовлено экспозиционное и фондовое оборудование. Многие синтетические материалы, используемые сегодня при оформлении экспозиционных залов и фондовых помещений, при старении выделяют вредные вещества, пагубно влияющие на состояние предметов. Например, на выставке в американском городе Атланте коллекция серебряных предметов ГИМ покрылась белесым налетом. Было установлено, что причиной этого явились вредные испарения из оргстекла неизвестной марки, вставленного в экспозиционные витрины вместо обычного стекла. «Белесость» была удалена заведующим Сектором реставрации металла ОНР ГИМ А.Г.Рябинковым: он протер экспонаты чистой сухой марлей и провел их переконсервацию по своей оригинальной методике. Надо отметить, что уже много лет в Секторе реставрации металла серебро консервируется составом на основе отбеленного воска с добавлением в качестве ингибитора спиртового раствора бензотриазола. Защищенные подобным образом серебряные предметы годами экспонируются в стеклянных витринах в залах ГИМ без каких-либо видимых изменений. Если бы ингибитор отсутствовал в консерванте на серебряных предметах, выставленных в Атланте, вредные испарения оргстекла привели бы к их серьезной травме.

Серебро как материал часто встречается в отделке оружия, особенно восточного. Для этого используется как высокопробное, так и низкопробное серебро, которое особенно легко подвергается коррозионному разрушению. Так, в конце 1980-х годов хранители Отдела оружия ГИМ столкнулись с проблемой, связанной с неправильно подобранной тканью для обивки «гребенок» и полок новых шкафов. Хранитель фонда восточного оружия Э.Г.Аствацатурян заметила потемнение серебра в местах соприкосновения металла с тканью гребенок и полок. Черные пятна на серебряных деталях повторяли подковообразные вырезы гребенок, в которые укладывалось оружие. Анализ обивочной ткани, сделанный в химической лаборатории ОНР ГИМ старшим научным сотрудником отдела кандидатом технических наук Р.А.Турищевой, показал, что ткань окрашена серосодержащим красителем. Видимо, при взаимодействии серебра с тканью происходит образование темных сульфидов серебра.

В связи с этой проблемой очень интересна и познавательна работа, проведенная в Секторе реставрации металла ГосНИИР. Она посвящена исследованию совместимости серебра с материалами, которые используются в музеях при монтаже экспозиций, выставок и оборудовании фондовых помещений2. Сотрудники института в лабораторных условиях проверили 46 образцов различных материалов, встречающихся в музейной практике. Это - клеи, лаки, обивочные ткани, герметики и уплотнители для витрин, упаковочный материал. Опыты проводились на контактное и бесконтактное воздействие образцов на серебро. Из 46 контрольных образцов 12 оказались коррозионно-активными по отношению к серебру. Авторы работы указывают на то, что во многих пластмассах присутствуют различные агрессивные реагенты, которые приводят к коррозии металлов. Ими была выявлена коррозионная активность некоторых видов каучука, в частности - полисульфидного, применяемого в качестве изолирующих прокладок в экспозиционных витринах.

Даже при выборе древесины для изготовления шкафов и витрин, не говоря уже о лаковых покрытиях, надо быть предельно внимательными. В 2003 г. в фондовом хранилище Отдела оружия ГИМ был зафиксирован процесс активной коррозии латунных и бронзовых деталей на оружии, помещенном в новые дубовые шкафы как раз в период перед включением отопительной системы и дождливой погоды. Ярко-зелеными продуктами коррозии покрылись также латунные петли и замочные скважины самих шкафов. Причиной такого «цветения» стал лак, которым были покрыты новые шкафы. Сотрудники, стремясь скорее навести порядок в фондовом хранилище, разместили оружие в шкафах, заперли и опломбировали их в соответствии с инструкцией. В результате внутри шкафов образовался вредный для цветного металла микроклимат. Исследовать его тогда не было возможности. Но уже сам по себе ядовитый кислый запах из открываемых шкафов свидетельствовал о наличии вредных испарений.

Если прибавить к этому загрязненность атмосферы и повышенную влажность в помещении, а также отсутствие движения воздуха внутри запертых шкафов, то получилась агрессивная среда, оказавшая гибельное воздействие на цветной металл. На совещании с представителями фирмы, занимающимися изготовлением музейного оборудования, было решено лаковое покрытие заменить восковым. Было рекомендовано также в дальнейшем использовать вместо дуба для изготовления шкафов бук и ясень как нейтральные материалы.

Почему же отказались от дуба? В ряде исследовательских работ указывается, что в дубовых шкафах нельзя хранить памятники из свинца. В литературе отмечается выделение древесиной дуба летучих органических кислот, пагубно влияющих на свинец, например - галловой кислоты3. На оружии мы не найдем деталей, изготовленных из этого металла, но в небольших количествах он входит в состав медных сплавов, из которых изготовлены приборы огнестрельного и холодного оружия, особенно датируемого XVI-XVII вв. Хотелось бы порекомендовать хранителям и экспозиционерам не спешить расставаться со старым оборудованием и не торопиться осваивать как новое, отремонтированное помещение, так и новое оборудование. А если такой возможности нет, то хотя бы обеспечить их грамотное проветривание, исключающее сквозняки, повышение влажности и резкие перепады температуры. Тогда памятники, переживающие, как и люди, акклиматизацию, перенесут этот процесс без ущерба.

Упомянутые резкие перепады температуры даже при небольшой относительной влажности особенно опасны для металлосодержащих экспонатов вообще и оружия, в частности, хранящихся в металлических шкафах. Такие шкафы мы найдем как в областных, так и центральных музеях. А короткоствольное казнозарядное оружие, как правило, хранится в железных сейфах в соответствии с инструкциями МВД. В конце 1970-х годов сотрудники Отдела оружия Оружейной палаты Музеев Кремля обратились к реставраторам с жалобой на то, что начался процесс коррозии на оружейных стволах и других металлических деталях. Фондовое хранилище, находящееся в подвальном помещении, во время ремонта было снабжено кондиционером, а длинноствольное огнестрельное оружие размещалось в металлических шкафах с застекленными дверцами. Включение кондиционера в теплом помещении на «холод» и в остывшем - на «тепло» приводило к резкой смене температур и конденсации влаги как на поверхности самих шкафов, так и внутри, на металлических деталях, а плотно закрытые дверцы способствовали созданию в камерах оборудования влажного микроклимата. «Потели» сами шкафы, «потели» экспонаты, начался процесс коррозии металла. Причем пострадали именно экспонаты, так как металл шкафов был защищен лакокрасочным покрытием. Конденсат влаги на металле при резкой смене температур даже при небольшой относительной влажности обусловлен теплопроводностью самих металлов. Суть этого процесса подробно рассматривается в работе М.С.Шемаханской4. Хранителям же можно посоветовать внимательно следить за температурно-влажностным режимом в помещении, где стоят металлические шкафы, периодически их открывать, чтобы была циркуляция воздуха, а металлические детали экспонатов покрыть гидрофобным консервантом.

Для консервации черного металла в условиях повышенной влажности можно рекомендовать автоконсервант «Мовиль», употребляемый для консервации автомобильных порогов. Во время аварии (прорыв трубы) в филиале ГИМ «Палаты в Зарядье», в белокаменном подклете все оружие, обработанное тонким слоем воска с ингибитором коррозии, пострадало. Не затронутым коррозией остались только бердыш, законсервированный «Мовилем», и кольчуга, покрытая толстым слоем «пушечной смазки». «Мовиль» можно купить в любом автосалоне. И, в отличие от «пушечной смазки», которой долгое время пользовались для консервации оружия и оружейных деталей из черного металла в Отделе оружия ГИМ, он не оказывает вредного воздействия на деревянные детали. Его можно при необходимости легко удалить керосином или бензином. Единственный недостаток этого консерванта - не очень эстетичный желто-коричневый цвет. Кроме того, первое время после обработки «Мовиль» липнет к рукам. Поэтому экспонаты, идущие на экспозицию, реставраторы ГИМ предпочитают обрабатывать воском с добавлением ингибиторов коррозии, а не «Мовилем». Но в аварийных ситуациях (прорыв труб отопительной системы и пр.) им можно покрывать даже влажные предметы.

«Мовиль» имеет способность вытеснять влагу из «раковин», трещин и с поверхности металла, надежно защищая пострадавший предмет. В экстремальной ситуации, когда надо быстро обработать много предметов, лучшего консерванта, пожалуй, не найти. Для использования в реставрационных целях «Мовиль» был рекомендован Р.А.Турищевой, в свое время входившей в авторскую группу по разработке этого средства для автомобильной промышленности.

Помимо влажности, резких перепадов температур, загрязненной атмосферы, причиной коррозии могут стать наши собственные руки. Отдел оружия ГИМ мог бы «похвастаться» богатейшей коллекцией дактилоскопических отпечатков, оставленных экскурсантами на полированных поверхностях рыцарских доспехов, находившихся в открытой экспозиции. Дело в том, что наши руки выделяют агрессивную «масляную кислоту», которая и вызывает коррозию5. Сначала появляется потемнение, повторяющее капиллярный рисунок наших пальцев, а затем весь отпечаток постепенно заполняется продуктами коррозии. Этот же процесс мы можем наблюдать на серебре и на медных сплавах. Вывести такое пятно крайне сложно. Поэтому и экспозиционеры, и хранители, и сами реставраторы должны взять за обязательное правило -работать с металлическим предметом в перчатках. Оружие особенно страдает от наших рук.

Редкий представитель сильного пола может удержаться от того, чтобы не погладить благородную сталь клинка, попробовать его сбалансированность, остроту заточки лезвия, сделать парочку выпадов, пощелкать курками старинных пистолетов. А этого допускать нельзя.

Металл имеет способность стареть и разрушаться в местах особого механического напряжения, которое обусловлено технологией его обработки. Процессы внутримолекулярной коррозии и «усталости» металла раскрыты в работе М.С.Шемаханской6. А хранители и экспозиционеры должны знать, что именно с «усталостью» металла связана необходимость хранения и экспонирования огнестрельного оружия со спущенными курками, т. е. не в боевом состоянии. Когда взводятся затворы и курки, металл боевых пружин находится под постоянным напряжением и в местах «усталости» может дать трещину. И тогда рабочий механизм затвора или замка перестает действовать. Особенно это касается дульнозаряжаемых образцов с кремневыми и капсюльными замками, где двуперая боевая пружина подвергается мощному механическому сжатию при помощи шептала и ладыги (рис.1). Не следует отпускать боевую пружину на таком образце выстрелом, так как при резком ударе об огниво может сломаться курок (рис.2), что также связано с «усталостью металла». Мягко нажимая на спусковой крючок одной рукой, нужно придерживать курок и медленно опускать его на подогнивную полку. Крышка полки с огнивом должна быть открыта. Тогда наш экспонат готов к долгому хранению и экспонированию.

Рис. 1. Кремневый замок (внутренняя сторона) с механизмом: 1 - шептало; 2 - ладыга; 3 — боевая пружина, 4 - зона «усталости» металла и возможной поломки

Рис. 2. Кремневый замок (внешняя сторона): 1 - кремневый замок со спущенным курком; 2 - зона «усталости» металла и возможной поломки курка

При отправке оружия на выставку надо помнить о том, что неправильная упаковка может привести к поломке клинков, особенно тонких шпажных. Внутри тары должна быть плоскость, на которой горизонтально помещается весь клинок, и плоская ступенька, на которую опирается гарда рукояти. В огнестрельном оружии слабым местом деревянной ложи является тонкая шейка цевья, которая соединяет массивный приклад с казенной частью, утяжеленной стволом или стволами. Нужно избегать пустот в этом месте. Недопустимо также класть сверху тяжелые предметы. При неправильной упаковке ружье в этом месте может сломаться (рис.3). Не следует долго оставлять экспонаты в упаковочном материале, так как дешевые сорта бумаги и картона, которые очень часто изготавливаются из древесной пульпы, со временем начинают разлагаться, выделяя кислотные соединения, которые стимулируют коррозию металла7.

Рис. 3. Фрагменты ружей с казенной частью, замком, шейкой цевья и частью приклада. 1—3 - шейка цевья зоны возможной поломки при неправильной упаковке и транспортировке

При условии выполнения перечисленных рекомендаций фонд музейного орудия сохранится для будущего.

__________

1 Музейное хранение художественных ценностей Практическое пособие. ГосНИИР. М., 1995.

2 Шемаханская М.С., Душкина Л.И. Изучение совместимости серебра с другими музейными материалами // Изучение свойств реставрационных материалов. ГБЛ. Экспресс-информация. М., 1991. Вып. 6. С. 33-37.

3 Очерки по методике технологического исследования, реставрации и консервации древних металлических изделий. М.; Л., 1935. С. 117; Плендерлис Г.Дж. Консервация антикварных предметов и произведений искусств // Сообщ. ВЦНИЛКР. М., 1964. № 10, 11.

4 Шемаханская М.С. Реставрация металла: Методические рекомендации М., 1989. С. 9,10.

5 Плендерлис Г.Дж. Консервация...

6 Шемаханская М.С. Реставрация...

7 Шемаханская М.С., Душкина Л.И. Изучение...

Первоисточник: 
Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.